Открытый урок "Хитрые" приставки
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Торжу Чаяна Айдамировна

"Хитрые" приставки (приставки на з и с)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavki_na_z_i_s.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Хитрые» приставки

(приставки, оканчивающиеся на З и С)

Цели урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с  на конце приставок.

Задачи урока:

- обучающая: определить способ действия при выборе з,с на конце приставок;

отрабатывать навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня;

- развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, орфографическую зоркость;

- воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности, ориентировать на здоровый образ жизни.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать навык определения способа действия при написании приставок на –з и –с, развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

регулятивные: уметь формулировать тему урока, ставить цели, проводить самопроверку;

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала,  устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в  группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Личностные: развивать творческие способности, способствовать развитию и обогащению речи, стимулировать интеллектуальное развитие, воспитывать уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.

Понятия: приставка, глухой - звонкий согласный.

Методы обучения: проблемно-поисковый, дифференцированный подход, работа  в группе.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Структура и деятельностная схема урока

Структура  урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1

Организационный

Приветствует учеников, создаёт комфортную рабочую обстановку, проверяет готовность к совместной деятельности.

Самоорганизация

Записывают дату

Классная работа

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности

2

Мотивационный этап

Учитель обращает внимание детей на доску, где изображена баскетбольная площадка с двумя щитами, мячом и судьей. Вопрос: Чего же не хватает для игры? Правильно!!! Игроков. Из скольки игровов состоит баскетбольная команда. (из 5ти)

Название команды - «Морфемика». Задача учеников, выполняя различные задания, набрать в команду игроков-морфем в составе 5ти человек, подобрать имена игрокам-морфемам. Готовы, ребята? Начинаем!!!

Ученики сначала определяют число игроков баскетбольной команды, а затем, выполняя задания набирают игроков. Отгадывают их имена, т.е. Приставка, Корень, Суффикс, Окончание и Основа (маленькие морфемы из которого состоит слово). Вот и весь состав баскетбольной команды.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

3

Актуализация знаний

1. Ребята, давайте вспомним, что такое приставка?

Приведите примеры слов с приставками.

2. А теперь давайте поиграем. Но для этого нам необходимо вспомнить парные согласные по глухости-звонкости.

Игра «Найди пару»

Задание: замените начальный согласный парным ему глухим или звонким (по цепочке):

(цель: повторить парные согласные, развивать внимание, слуховую память)

Дом-том, балка-палка, тело-дело, плеск-блеск, кости-гости, год-код, почка-бочка, горка-корка, злой-слой, шалость-жалость, колос –голос, жар-шар, доска-тоска, точка-дочка.

Приставка - значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов

(з/с, д/т, б/п...)

Ответы учащихся

Игра «Найди пару»

4

Изучение нового материала

Переходим от игры к серьёзному: ответьте на вопрос:

Как безграмотного сделать грамотным?

Бессильного сильным?

(Нужно убрать приставку. Какую приставку? (в 1ом слове без-, во 2ом бес-) В чем их различие?)

Исходя из этого, давайте сформулируем тему урока:

«Правописание приставок, оканчивающихся на з и с».

Смотря на эти приставки без- и бес- какой у вас возникает вопрос? Конечно же: Почему в первом случае без-, а во втором бес-? А об этом мы с вами узнаем в ходе этого урока.

Ответы учеников

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

5

Целеполага-ние

Смотрим на слайд. Вы видите знак вопроса (вопросительный знак), а это значит нам нужно определить цели нашего урока.

Какие цели мы можем поставить перед собой на уроке?

А для чего нам нужно знать правописание приставок, оканчивающихся на з и с?

Выяснить, когда на конце приставок пишется з, когда с, потренироваться  в написании слов с этими приставками

Регулятивные: целеполагание;

Личностные: смыслообразование

6

Первичное закрепление (исследовательская работа, работа в группах)

Для решения выявленной проблемы попробуем стать исследователями и постараемся определить условия выбора согласных з и с на конце приставок.

Смотрим на следующий слайд.

РАССКАЗАТЬ –РАЗВОЗИТЬ

ИСТОЛКОВАТЬ – ИЗРАНИТЬ

БЕСПАМЯТНЫЙ -БЕЗВКУСНЫЙ

Ученики 1ого ряда работают со словами 1ого столбца, а ученики 2ого ряда 2ого столбца.

Задание «Правило!!!»

Дети должны сформулировать правило по теме.

После выступления представителей каждой группы формулируется правило.

Поверьте по учебнику, правильный ли  вы сделали вывод в результате исследования.

Выполнение упражнения по учебнику.

Упражнение 440.

Взаимопроверка

Слушают сказку

Работа учеников в группе

Формулируют правило

Работа с учебником

Оценивают себя в листе достижений

Работа в группах

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Познавательные: построение логической цепи рассуждений; классификация объектов по выделенным признакам; смысловое чтение

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра

7

Промежуточная рефлексия

Сейчас вы сделали маленькое, но очень важное открытие, а открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний. Какие знания вас приблизили сегодня к открытию? Что было трудно на этом этапе работы?

Ответы учеников, вспоминают ранее изученный материал, отмечают, что им помогло знание морфемики, глухих-звонких согласных, повторение в начале урока

Оценка, самооценка

8

Физкультминутка

Видеоролик

Выполняют задание

Здоровьесберегающие технологии

9

Творческое задание

Игра «З или С»

Учитель произносит слова, а задача детей на слух определить на какую букву оканчивается приставка. Если з – дети руками показывают ЗОНТ, если с – САДЯТСЯ:

Безвкусный, безжалостный, искусать, разговориться, рассказ, расщедриться, вознаградить, безбрежный, разбег, исписать, раскрыть, безжизненный.

Взаимопроверка

Регулятивные: осуществление самоконтроля

10

Самостоятельная работа

Игра «Кодовые слова»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

р

п

и

с

н

а

е

ц

в

т

1-6-4-4-9-7-10

1-6-4-8-9-7-10

1-6-4-2-3-4-6-5-3-7

Найти слово по коду. Сравните эти слова. Что общего в их звучании? А почему они отличаются?

ПРАВИЛО!!!

Сделать, здание, здоровье, здесь

Пусть никто никогда не забудет,

Что з приставкой не была и не будет.

Обрати внимание

На здесь, здоровье, здание.

З нельзя в них отделить,

Чтобы смысл не повредить:

-десь, -доровье, -дание –

Нет в них содержания.

-Что нового вы узнали из этого стихотворения?

Самостоятельно записывают слова

Рассвет

Расцвет

Расписание

Познавательная: поиск и выделение необходимой информации

11

Включение в систему знаний

Игра «Какой?»

Образуйте от существительного с предлогом прилагательное, отвечающий на вопрос (какой?), запишите:

Без шума - бесшумный

Без цвета -

Без радости -

Без вкуса -

Без края -

Без платы -

Без числа -

Без страха -

Без сна -

Без звёзд -

Записывают слова, обозначают орфограмму, проверяют себя по слайду.

Самопроверка, заносят оценку в лист достижений.

Регулятивные: самопроверка

12

Контрольно-диагностический этап

Цифровой диктант: сделать, беспредельный, испортить, беззвёздный, расписание, разделить, исследовать, здесь, бесстрашный, бесшумный

Взаимопроверка, заносят оценку в лист достижений

Регулятивные: взаимопроверка

13

Рефлексия. Оценивание работы

1. Что нового и важного вы узнали о правописании приставок?

2. Кто доволен своей работой на уроке, кто считает, что действительно усердно работал?

3. Удалось ли нам достичь поставленных целей?

4. Что было самым интересным на уроке? Трудным?

5. Чью работу на уроке можно выделить и оценить на 5ку?

Ответы учащихся, сдают листы самооценки учителю

Регулятивные: оценка, самооценка

14

Домашнее задание

Повторить правило.

§ 83. Упражнение 443.

Учащиеся сами выбирают любой вариант задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).

Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».

ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами,  атласами, таблицам.ВОСПИТ...

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....