Скрайбинг на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку

В статье рассказывается о скрайбинге как образовательной технологии, которая позволяет формировать универсальные учебные действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nebogina_e.f._skraybing.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

СКРАЙБИНГ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Небогина Э.Ф.

МКОУ Петропавловская СОШ

elyana70@bk.ru

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой развитие каждого из видов УУД определяется его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного развития. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая деятельность старшего подросткового возраста/ранней юности определяет развитие психологических новообразований личностной и познавательной сферы (Д.Б. Эльконин). Центральным психологическим новообразованием ранней юности становится жизненное, профессиональное и личностное самоопределение, определяющее функциональную роль и место каждого УУД в целостной системе.

Скрайбинг - новое и перспективное направление в работе по визуализации информации. Это уникальный способ привлечь внимание, завоевать аудиторию, обеспечить ее дополнительной информацией и усилить ключевые моменты презентации.

Скрайбинг - новейшая техника презентации (от английского scribe" - набрасывать эскизы или рисунки). Задача скрайб-презентации - донести информацию, сделать ее привлекательной для слушателя и зрителя, помочь лучше ее запомнить и усвоить. С помощью скрайбинга возможно ясно представить идею путем ее визуализации и убедительно донести суть до других. 

Технологии скрайбингашироко используется в учебной деятельности школьников: в урочной и внеурочной, - так как она служит формированию метапредметных планируемых результатов.

Технология устного ответа с использованием скрайб-презентации понятна и доступна учащимся. Согласно данной методике выступают два ученика: речь выступающего ученика иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (листе бумаги или флипчарте);получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда. Для совершенствования данной технологии сначала использовались небольшие тексты, затем учащиеся научились планировать свои выступления по своим текстам самостоятельно.

Такой подход продиктован четырьмя этапами процесса визуального мышления: посмотреть, увидеть, вообразить, показать другим. Смотреть – значит собирать сведения и данные и делать первоначальные приблизительные оценки происходящего с целью определить, как реагировать. Иными словами, посмотреть – это собирать и фильтровать информацию. Другая сторона обработки визуальной информации – увидеть. Начав видеть, мы осуществляем отбор данных, заслуживающих более детального осмысления и изучения. Увидеть – отобрать и сгруппировать. После отбора и классификации визуальных образов следует этап – вообразить то, чего нет. После того, как выявлены закономерности и извлечена из них польза, а также определено, как нужно ими управлять, следует донести своё представление до других людей. Для этого необходимо обобщить увиденное, отыскать наилучшую форму представления своих идей, точно отразить картину на бумаге, доске, флипчарте, показать своё видение проблемы, а затем ответить на вопросы своих одноклассников.

Таким образом, технология скрайбинга позволяет в достаточной мере реализовать метапредметное содержание такой предметной области как «Русский язык и литература» согласно ФГОС СОО. В частности, можно говорить о том, что учащиеся–скрайберы уже имеют навыки визуализации, умеют работать со схемами, учатся общаться с аудиторией, совершенствуют свои коммуникативные навыки. В заключение необходимо сказать о том, что специалист по скрайбингу – востребованная профессия на сегодня, так как различные визуальные техники всё чаще используются во многих сферах информационной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Скрайбинг на уроках русского языка и литературы.

Скрайбинг как образовательная технология позволяет визуализировать учебный материал в интересной и креативной для запоминания форме....

Методическая разработка "Технология СКРАЙБИНГа на уроках русского языка и литературы"

            Скрайбинг - новое и перспективное направление в работе по визуализации информации. Технологии скрайбинга сейчас начинает широко пользоваться в учебной ...