Технологическая карта урока.5 класс (УМК М.М.Разумовская)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тьянникова Ирина Викторовна

тема: Правописание личных безударных окончаний глаголов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_5_klass.docx49.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Разработала

Тьянникова Ирина Викторовна,  учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №2

УМК

УМК М.М. Разумовской и др.

Класс

5 класс

Тема урока

Правописание безударных личных окончаний глагола.

Дата

14.03.2019г.

Тип урока

Комбинированный, урок-практикум

Цель

     лингвистическая: повторение способа определения верного написания безударных личных окончаний глаголов; закрепление умения определять спряжение глагола; закрепление умения решать данную орфограмму;

    деятельностная: формировать у учащихся способность к рефлексии (фиксирование затруднений в деятельности,  выявление причин)

    воспитательная: формирование  нравственно- эстетических ценностей

    развивающая: развивать монологическую речь учащихся,  их логическое мышление,  формировать устойчивость мыслительной деятельности.

Планируемые результаты: предметные

Познавательные УУД: умение определять спряжение глагола; умение правильно писать безударные личные окончания глагола.

Планируемые результаты: метапредметные

Регулятивные (Р.):  умение выявить затруднения; работать по алгоритму; определять степень успешности своей работы.

Коммуникативные (К.): уметь участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, одноклассников; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.

Познавательные (П): умение анализировать,  построение цепочек рассуждения.

Личностные (Л.): формирование  нравственно-эстетических ценностей.

Формы

 и методы обучения

Фронтальная,  индивидуальная,  групповая

Частично-поисковый,  репродуктивный, проблемный

Оборудование

Презентация,  листочки с заданиями,  рабочая тетрадь,  учебник

Основные термины и понятия

 начальная форма глагола (неопределённая форма,  инфинитив); спряжение глагола; вид глагола.

Организационная структура урока

Этап урока

Задачи этапа

Методы и приёмы обучения

Форма учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

I.Организационный

момент

Организация положительной мотивации

обучающихся к деятельности на уроке

Частично-поисковый

Беседа

Фронтальная

Поиграем в «Прятки»-«Следопыты»:

Можно ли по данным морфемам определить форму глагола?

-ишь, -ем, -ите, -ют, -ть, -ться, -тся, -л-а

Так какую часть речи определяли?

Какой раздел науки о языке изучает слово как части речи? Что о глаголах мы уже изучили?

Постоянные//непостоянные

Учащиеся  определяют форму каждого глагола, подбирают слова

Перечисляют признаки

Р: осуществлять самоконтроль

Л: формирование нравственно-эстетических ценностей: выслушать ответ, помочь с формулировкой

II. Актуализация знаний

Актуализация знаний

Частично – поисковый

Фронтальная

- Для чего мы изучаем так подробно части речи? Что вызывает затруднение, какая орфограмма в написании глаголов?

 - Правильно ли решили эту орфограмму некоторые ребята:

  1. В слове «стро_т»  пишу букву «е»,  потому что в вопросе «что делает?» тоже пишется буква «е».
  2. В слове «разруша_т»  пишу «и»,  глагол «рушить» относится ко 2 спр

- Согласны ли вы с ребятами? Какие ошибки они допустили?

Анализируют ответы,  выявляют ошибки в рассуждениях

П: умение анализировать, доказывать

К: развитие внимания, монологической речи,  диалогической

III. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока,  его цели

Проблем-ный

Беседа

Фронтальная

- Что нужно знать,  чтобы правильно вставить букву?

- А как мы назовём эту орфограмму?

- Это и будет темой нашего урока.

- Запишите тему урока и скажите,  какая цель будет у нашего урока.

В качестве учебного материала мы будем использовать интересный материал, разнообразные задания.

Для начала скажите, что такое спряжение?

 

Правописание безударных личных окончаний.

На доске- запись.

Р: высказывать предположения,ставить учебные цели на основе выявленных ошибок

Л: формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к самооценке.

IV. Открытие нового знания.

Выработка алгоритма работы с орфограммой

Проблемно-поисковый

Составле-ние алгоритма

Беседа

Работа

в парах

Составьте алгоритм решения этой орфограммы из шагов

 «определить спряжение»,  «поставить глагол в инфинитив»,  «посмотреть на гласную перед окончанием «ть»,  «вставить нужную гласную».

-Что нужно не забыть,  когда будете ставить глагол в инфинитив?

-Что ещё нужно знать,  чтобы правильно решить орфограмму?

 - Решите правильно орфограмму.

Нумеруют  на доске  шаги,  записывают алгоритм в тетрадь

Р: составлять последователь-ность действий; развивать осуществляют контроль деятельности

П: создавать алгоритм

К: работать в паре

Физминутка

Здоровьесбе-регающая

Фронтальная

А к спряженью ко второму,

 чтобы долго не мудрить,

Мы относим все глаголы,  

что кончаются на –ИТЬ.

Составляют исключенье два глагола

БРИТЬ,  СТЕЛИТЬ.

Только к 1 спряженью

 мы должны их относить

Глаголы-исключения:  ГНАТЬ,  ДЕРЖАТЬ,  

                                   СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ,  

      ДЫШАТЬ,  СЛЫШАТЬ,  НЕНАВИДЕТЬ,

                             И ЗАВИСЕТЬ,  И ВЕРТЕТЬ,  

                             И ОБИДЕТЬ,  И ТЕРПЕТЬ

Выполняют упражнения,  изобража-ющие глаголы -исключения

Л: осознавать важность сохранения и укрепления здоровья

П: закреплять знание правила

Преобразова-ние знаний в умение; развитие речевой деятельности

Репродук-тивный

Комменти-рованное письмо

Фронтальная работа

1.Поупражняемся в написании безударных окончаний:  глагол в форме 1 л. мн.числа (мы):

Топором колем            лопатой  копаем

Ножом режем              краской  красим

Пилой пилим               сеялкой  сеем

Щеткой чистим         спицами  вяжем

Записывают, комментируя орфограмму

V.  Применение нового знания.

Выборочно-распределительный диктант

Группрвая

ФИЗМИНУТКА

Индивиду-альная

2. «ПЕРЕПУТАНИЦА»

Собака

Волк

Овца

Свинья

Гусь

Кузнечик

Ворона

Кошка

Курица

воробей

ХРЮКА .. Т   ____ спр.

КАРКА ..Т     ____ спр.

СТРЕКОЧ ..Т ____ спр.

БЛЕ..Т             ____ спр.

ВО..Т               ____ спр.

МЯУКА..Т      ____ спр.

ЛА..Т               ____ спр.

ЧИРИКА..Т    ____ спр.

ГОГОЧ..Т       ____ спр.

КУДАХЧ..Т    ____ спр.

Глаголы какого спряжения вам встретились?

3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  работа в тетрадях: Распределить глаголы

I спр.                                                     II спр.

Стоит, глядит, шумят, молчишь, мечтает, пахнет, ждут, пойдешь, блистает, видит, интересуется, исчезают, дышит, ходит, пьет.

Определяют спряжение , вставляют окончание, соотносят глаголы с существительным

Одновременно это задание выполняется  по трем рядам

 в тетрадях

выполняют работу самостояте-льно

Р: самоконтроль

П: работать по алгоритму

К: анализировать работу одноклассников

VI. Итог урока. Рефлексия.

Подведение итогов работы.

Оценка деятельности обучающихся

 с самопроверкой

Оценивание результатов своей работы

Индивидуально и в парах

Индивидуально

Проверка, самопроверка

Оценивание себя по шаблону на листочке

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

1.Какими частями речи могут быть  эти слова: омонимы                  Поцелуй, три, мой.

2.Превратить в глаголы:  Плач(Ь), пол(Ь)ет, ударЬ, примерЬ, жарЬ, парЬ

3. Назвать звукоподражательные глаголы: в н.ф.   крякать, куковать, ржать, рычать, выть,  жужжать,

4. Отгадать животное / называет признаки, описание, действия.

Проверяют друг у друга и выставляют оценки.

Двое у доски расставляют спряжение над словами

Оценивают свою работу по шкале степени усвоения материала

Р: выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

П:рефлексируют контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности.

Л:фиксируют свой уровень успешности в  освоении орфограммы

Домашнее задание

Планирование домашней работы

Словесный

Фронтальная

Д.З. п.83,  упр.656, 657

Р.прогнозирование дальнейшей деятельности

Приложение.

Правописание безударных личных окончаний глагола.

  1. Слова для справок:

леч_т – калеч_т,  

боле_т – здорове_т,

 корм_т – порт_т,  

начина_т – конча_т,  

побежда_т – погиба_т,  

вымоч_т – высуш_т.

  1. Тест:                   

1 вариант

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква У?

1) книги много знач...т  для меня
2) хирурги леч...т
3) девушки маш...т платком
4) больные дыш...т тяжело

2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ю?

1) белки корм...тся орехами 
2) растения стел...тся
3) воробьи ссор...тся 
4) рыбаки заготов...т снасти

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква У?

1) маяч...т башни
2) вскоч..т всадники
3) полож...т книги
4) ветки хлещ...т по лицу

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Я? 

1) друзья дар...т радость 
2) родители колебл...тся 
3) гуси щипл...т траву 
4) угли тле...т

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Я? 

1) герои бор...тся до конца
2) кошки лаз...т по деревьям
3) работники мел...т зёрна
4) провинившиеся ка...тся

2 вариант

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква А? 

1) малыши лепеч...т
2) дети пряч...т игрушки
3) тревож...т известия
4) они маж...т грязью

2. В каком слове на месте пропуска пишется буква А? 

1) бабушки нянч..т внука 
2) адвокаты хлопоч...т
3) демонстранты маш...т флагами
4) ножом реж...т хлеб

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ю? 

1) повара зажар...т
2) парикмахеры бре...т 
3) родители повер...т ему
4) туристы вычист...т котлы

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ю?

1) пил...т лесники дрова 
2) дети забот...тся 
3) результаты завис...т от работы 
4) успехи потряса...т 

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Я? 

1) собаки дремл...т 
2) они пол...т огород
3) маляры крас...т 
4) спортсмены бор...тся 

 

Правописание безударных личных окончаний глагола.

  1. Алгоритм выбора гласной в окончании глагола.

посмотреть на гласную перед окончанием «ть»  

поставить глагол в инфинитив

вставить нужную гласную        1 спр. – е,  у (ю)    2 спр. – и, а (я)

определить спряжение  

2. Слова для справок:

леч_т – калеч_т,  

боле_т – здорове_т,

 корм_т – порт_т,  

начина_т – конча_т,  

побежда_т – погиба_т,  

вымоч_т – высуш_т.

  1. Разноуровневые задания

I уровень       самый легкий, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание. Выполнить синтаксический разбор предложений.

   Зимой мы во дворе залива..м (заливать) каток и игра..м (играть) в хоккей. Надева..м (надевать) коньки, берём клюшки и гоня..м (гонять) шайбу до самого вечера. Даже мороз нас не пуга..т (пугать)!

II уровень        сложнее, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим.  окончание. Выполнить синтаксический разбор предложений.

Мы мечта..м вырасти здоровыми, сильными, ловкими, смелыми. Мы не пропуска..м уроки физкультуры. Бега..м, прыга..м, подтягива..мся, отжима..мся, поэтому с нормами ГТО мы справ..мся. 

 III уровень     сложный, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим, есть глаголы-исключения, глаголы с приставкой  вы-. окончание. Выполнить синтаксический разбор предложений.

   Моя сестра – чемпионка города по плаванию. Но она не гон..тся за славой, поэтому её не обид..т поражение. Сестра тщательно трениру..тся и выдерж..т любую нагрузку. На соревнованиях она выгляд..т всегда спокойной и уверенной.

1.Я знаю личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений

самооценка

1.Я знаю личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений

самооценка

2. Я знаю слова- исключения из правила

5

2. Я знаю слова- исключения из правила

5

3. Я умею ставить глагол в неопределенную форму

3. Я умею ставить глагол в неопределенную форму

4.Я могу работать по алгоритму, правильно писать окончания глаголов

4

4.Я могу работать по алгоритму, правильно писать окончания глаголов

4

5. Я всё запомнил и  могу работать без алгоритма.

5. Я всё запомнил и  могу работать без алгоритма.

6. Я смогу объяснить эту тему товарищу        

3

6. Я смогу объяснить эту тему товарищу        

3

7.

7.

8.

0

8.

0

1.Я знаю личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений

самооценка

1.Я знаю личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений

самооценка

2. Я знаю слова- исключения из правила

5

2. Я знаю слова- исключения из правила

5

3. Я умею ставить глагол в неопределенную форму

3. Я умею ставить глагол в неопределенную форму

4.Я могу работать по алгоритму, правильно писать окончания глаголов

4

4.Я могу работать по алгоритму, правильно писать окончания глаголов

4

5. Я всё запомнил и  могу работать без алгоритма.

5. Я всё запомнил и  могу работать без алгоритма.

6. Я смогу объяснить эту тему товарищу        

3

6. Я смогу объяснить эту тему товарищу        

3

7.

7.

8.

0

8.

0

1.Я знаю личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений

самооценка

1.Я знаю личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений

самооценка

2. Я знаю слова- исключения из правила

5

2. Я знаю слова- исключения из правила

5

3. Я умею ставить глагол в неопределенную форму

3. Я умею ставить глагол в неопределенную форму

4.Я могу работать по алгоритму, правильно писать окончания глаголов

4

4.Я могу работать по алгоритму, правильно писать окончания глаголов

4

5. Я всё запомнил и  могу работать без алгоритма.

5. Я всё запомнил и  могу работать без алгоритма.

6. Я смогу объяснить эту тему товарищу        

3

6. Я смогу объяснить эту тему товарищу        

3

7.

7.

8.

0

8.

0

1.Я знаю личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений

самооценка

1.Я знаю личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений

самооценка

2. Я знаю слова- исключения из правила

5

2. Я знаю слова- исключения из правила

5

3. Я умею ставить глагол в неопределенную форму

3. Я умею ставить глагол в неопределенную форму

4.Я могу работать по алгоритму, правильно писать окончания глаголов

4

4.Я могу работать по алгоритму, правильно писать окончания глаголов

4

5. Я всё запомнил и  могу работать без алгоритма.

5. Я всё запомнил и  могу работать без алгоритма.

6. Я смогу объяснить эту тему товарищу        

3

6. Я смогу объяснить эту тему товарищу        

3

7.

7.

8.

0

8.

0

Собака

ХРЮКА .. Т   ____ спр.

Собака

ХРЮКА .. Т   ____ спр.

Волк

КАРКА ..Т     ____ спр.

Волк

КАРКА ..Т     ____ спр.

Овца

СТРЕКОЧ ..Т ____ спр.

Овца

СТРЕКОЧ ..Т ____ спр.

Свинья

БЛЕ ..Т             ____ спр.

Свинья

БЛЕ ..Т             ____ спр.

Гусь

ВО ..Т               ____ спр.

Гусь

ВО ..Т               ____ спр.

Кузнечик

МЯУКА ..Т      ____ спр.

Кузнечик

МЯУКА ..Т      ____ спр.

Ворона

ЛА ..Т               ____ спр.

Ворона

ЛА ..Т               ____ спр.

Кошка

ЧИРИКА ..Т    ____ спр.

Кошка

ЧИРИКА ..Т    ____ спр.

Курица

ГОГОЧ ..Т       ____ спр.

Курица

ГОГОЧ ..Т       ____ спр.

Воробей

КУДАХЧ ..Т    ____ спр.

воробей

КУДАХЧ ..Т    ____ спр.

Алгоритм выбора гласной в БЕЗУДАРНОМ  окончании глагола                

Алгоритм выбора гласной  в  БЕЗУДАРНОМ  окончании глагола

посмотреть на гласную перед окончанием «. ть»  

посмотреть на гласную перед окончанием «.ть»  

поставить глагол в инфинитив

поставить глагол в инфинитив

вставить нужную гласную      I спр. – е,  у (ю)         II спр. – и, а (я)

вставить нужную гласную      I спр. – е,  у (ю)          II спр. – и, а (я)

определить спряжение  

определить спряжение  

Алгоритм выбора гласной в БЕЗУДАРНОМ  окончании глагола                

Алгоритм выбора гласной  в  БЕЗУДАРНОМ  окончании глагола

посмотреть на гласную перед окончанием «. ть»  

посмотреть на гласную перед окончанием «.ть»  

поставить глагол в инфинитив

поставить глагол в инфинитив

вставить нужную гласную      I спр. – е,  у (ю)         II спр. – и, а (я)

вставить нужную гласную      I спр. – е,  у (ю)          II спр. – и, а (я)

определить спряжение  

определить спряжение  

Алгоритм выбора гласной в БЕЗУДАРНОМ  окончании глагола                

Алгоритм выбора гласной  в  БЕЗУДАРНОМ  окончании глагола

посмотреть на гласную перед окончанием «. ть»  

посмотреть на гласную перед окончанием «.ть»  

поставить глагол в инфинитив

поставить глагол в инфинитив

вставить нужную гласную      I спр. – е,  у (ю)         II спр. – и, а (я)

вставить нужную гласную      I спр. – е,  у (ю)          II спр. – и, а (я)

определить спряжение  

определить спряжение  

Алгоритм выбора гласной в БЕЗУДАРНОМ  окончании глагола                

Алгоритм выбора гласной  в  БЕЗУДАРНОМ  окончании глагола

посмотреть на гласную перед окончанием «. ть»  

посмотреть на гласную перед окончанием «.ть»  

поставить глагол в инфинитив

поставить глагол в инфинитив

вставить нужную гласную      I спр. – е,  у (ю)         II спр. – и, а (я)

вставить нужную гласную      I спр. – е,  у (ю)          II спр. – и, а (я)

определить спряжение  

определить спряжение  

I  уровень       самый легкий, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание. Выполнить синтаксический разбор предложений.

            Зимой мы во дворе залива..м (заливать) каток и игра..м (играть) в хоккей. Надева..м (надевать) коньки, берём клюшки и гоня..м (гонять) шайбу до самого вечера. Даже мороз нас не пуга..т (пугать)!

I  уровень       самый легкий, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание. Выполнить синтаксический разбор предложений.

            Зимой мы во дворе залива..м (заливать) каток и игра..м (играть) в хоккей. Надева..м (надевать) коньки, берём клюшки и гоня..м (гонять) шайбу до самого вечера. Даже мороз нас не пуга..т (пугать)!

II уровень        сложнее, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим.  окончание. Выполнить синтаксический разбор предложений.

             Мы мечта..м вырасти здоровыми, сильными, ловкими, смелыми. Мы не пропуска..м уроки физкультуры. Бега..м, прыга..м, подтягива..мся, отжима..мся, поэтому с нормами ГТО мы справ..мся. 

II уровень        сложнее, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим.  окончание. Выполнить синтаксический разбор предложений.

             Мы мечта..м вырасти здоровыми, сильными, ловкими, смелыми. Мы не пропуска..м уроки физкультуры. Бега..м, прыга..м, подтягива..мся, отжима..мся, поэтому с нормами ГТО мы справ..мся. 

III уровень     сложный, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим, есть глаголы-исключения, глаголы с приставкой  вы-. окончание. Выполнить синтаксический разбор предложений.

        Моя сестра – чемпионка города по плаванию. Но она не гон..тся за славой, поэтому её не обид..т поражение. Сестра тщательно трениру..тся и выдерж..т любую нагрузку. На соревнованиях она выгляд..т всегда спокойной и уверенной.

III уровень     сложный, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим, есть глаголы-исключения, глаголы с приставкой  вы-. окончание. Выполнить синтаксический разбор предложений.

        Моя сестра – чемпионка города по плаванию. Но она не гон..тся за славой, поэтому её не обид..т поражение. Сестра тщательно трениру..тся и выдерж..т любую нагрузку. На соревнованиях она выгляд..т всегда спокойной и уверенной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-" (6 класс, по программе Разумовской)

  Данный урок проводился в этом учебном году. Это урок объяснения нового материала с применением работы над опорным конспектом и деятельностью учащихся по маршрутным листам. Урок соответст...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по УМК М.М. Разумовской и др. Тема урока: «Времена глагола»

Комбинированный урок с применением технологии смыслового чтения. Тему урока обучающиеся определяют по анаграмме, предложенной учителем. Используется работа в парах, взаимопроверка; составление кластер...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые" 6 класс

Класс6Тип урокаУрок открытия нового знанияТехнология построения урокаУрок-исследованиеТемаСемейство Пасленовые....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Класс: 7 Тема: «Was nennen wir unsere Heimat?» / «Что мы называем Родиной?»

формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе изученных лексических единиц, речевых и грамматических структур по теме «Что мы называем своей Родиной» («Was nennen wir u...

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс)

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс).УМК :Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразова...