Разработка урока развития речи в 6 классе по теме "Лексические средства связи. Описательный оборот"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок развития речи включает в себя конспект, презентацию и музыкальные произведения, используемые на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass._leksicheskiy_oborot.docx15.63 КБ
Файл 6_klass._opisatelnyy_oborot.pptx548.42 КБ
Файл kartochka.docx10.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот

Цели: дать понятие лексического оборота и его функции в тексте;

сформировать умение использовать описательный оборот в качестве лексического средства связи;

продолжить развитие познавательной деятельности учащихся, их коммуникативно-речевых навыков  по составлению собственного высказывания;

используя интегрированные методы обучения, сформировать у учащихся чувство прекрасного, умение выражать собственное отношение к произведениям искусства, давать им оценку

Оборудование: компьютер, проектор

Предварительная подготовка: презентация и карточки с заданиями к уроку

Ход урока

I Оргмомент

II Повторение пройденного.

1) Работа с карточкой, текст № 1

Внимательно прочтите текст. Укажите, чем связаны предложения. Определите средства связи предложений.

          Купались мы на реке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пёс в это время играл с нами. Но как только услыхал папин голос, тут же кинулся на его зов.

2) Фронтальный опрос:

1. Какой раздел науки о языке занимается изучением союзов и местоимений? Как называют такие средства связи?

2. Какой раздел науки о языке изучает такие средства связи, как повтор и синонимы? Как называют такие средства связи? Какие ещё средства связи относятся к лексическим?

III Новая тема

1) Определение целей и задач урока, постановка проблемы

Сегодня мы познакомимся с ещё одним средством связи и постараемся научиться использовать его при составлении текстов.

Для начала давайте попробуем определить, что это за средство, каковы его функции и что оно собой представляет.

2) Эвристический поиск. Работа с карточкой, текст № 2 (упр. 48)

Прочитайте текст. Выпишите  средства связи предложений в тексте.

Над чистым сияющим миром – огромная, в полнеба, стояла радуга. Один конец чудесной семицветной дуги тонул далеко-далеко за лесами, другой опустился в голубую излучину Истры.

3) Эвристическая беседа

1. Как вы думаете, это лексическое или морфологическое средство связи?

Это средство связи называется описательный оборот. Слайд № 1 Это и будет темой нашего урока.

2. Что же это такое? Какое определение мы бы дали этому понятию?

Описательный  оборот – это…

А) Что это? (лексическое средство связи)

Б) Для чего оно служит?

В) Что собой представляет?

4) Делаем вывод: Описательный оборот -  лексическое средство связи предложений в тексте, которое служит для устранения неоправданных повторов и  представляет собой замену одного понятия образным синонимичным сочетанием. Слайд № 2

IV Закрепление

1) работа с учебником

Выбор нужного описательного оборота очень важен, он должен соответствовать содержанию предложения, дополнять его смысл. Поможет понять необходимость этого упражнение в учебнике «Русская речь»

Упр.53 с.41 (по рядам) Запишите свой текст, используя из предложенных вариантов только один. Аргументируйте сделанный выбор.

1 ряд – трудолюбивые зверьки

2 ряд – лесной доктор

3 ряд – быстрые, как молнии, птицы

Упр.51 с.40  Вам предлагают прослушать произведение замечательного французского композитора, органиста и дирижёра Шарля Камиля Сен-Санса Слайд № 3

Слайд № 4 Одна из частей этой сюиты называется «Слон». Прослушайте её. (Музыка)

Какую картину увидели вы, слушая эту пьесу?

А теперь посмотрите, какие сочинения на тему «Слушая музыкальную пьесу Сен-Санса «Слоны», написали учащиеся (с.40-41)

Понаблюдайте, как авторам сочинений удалось избежать неоправданных повторов. Какое лексическое средство им в этом помогло?

2) подготовка к сочинению

Слайд № 5 Музыка Сен-Санса, действительно, восхитительна. И мы с вами в этом убедимся, когда прослушаем ещё одну пьесу «Вступление. Королевский марш львов» из сюиты «Карнавал животных». (Музыка)

Ваша задача – написать сочинение «Слушая музыкальную пьесу Сен-Санса «Королевский марш львов» и постараться использовать в нём в качестве средств связи описательные обороты.

Какие описательные обороты к слову «лев» вы можете предложить? (златогривый, опасный хищник; царь зверей; неукротимый , гордый, зверь, грациозное, величавое животное) + орфографическая работа

Попробуйте написать небольшой текст о том, что вы мысленно видите, слушая пьесу «Королевский марш львов»

V Домашнее задание: Слайд № 6

Дописать сочинение «Слушая музыкальную пьесу Сен-Санса «Королевский марш львов»

VI Итоги, оценки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Слайд 2

Описательный оборот – лексическое средство связи предложений в тексте, которое служит для устранения неоправданных повторов и представляет собой замену одного понятия образным синонимичным сочетанием.

Слайд 3

Шарль-Ками́ль Сен-Са́нс ( 1835 —1921) — французский композитор, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель. Сюита «Карнавал животных» была написана Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии.

Слайд 4

Музыкальная пьеса «Слон»

Слайд 5

Музыкальная пьеса «Королевский марш львов»

Слайд 6

Домашнее задание: сочинение «Слушая музыкальную пьесу Сен-Санса «Королевский марш львов»



Предварительный просмотр:

Внимательно прочтите текст. Укажите, чем связаны предложения. Определите средства связи предложений.

          Купались мы на реке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пёс в это время играл с нами. Но как только услыхал папин голос, тут же кинулся на его зов.

Внимательно прочтите текст. Укажите, чем связаны предложения. Определите средства связи предложений.

          Купались мы на реке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пёс в это время играл с нами. Но как только услыхал папин голос, тут же кинулся на его зов.

Внимательно прочтите текст. Укажите, чем связаны предложения. Определите средства связи предложений.

          Купались мы на реке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пёс в это время играл с нами. Но как только услыхал папин голос, тут же кинулся на его зов.

Внимательно прочтите текст. Укажите, чем связаны предложения. Определите средства связи предложений.

          Купались мы на реке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пёс в это время играл с нами. Но как только услыхал папин голос, тут же кинулся на его зов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока развития речи в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Урок подготовки  к сочинению по русскому языку по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"...

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)

Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...

Разработка урока развития речи. 6 класс. Тема: Анализ текста художественного стиля. А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».

Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход...

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»

Урок развития речи в 8 класса (лекция с элементами беседы), направленная на обсуждение явлений, происходящих сегодня в языке....

Развитие речи. Тренировочные задания по теме «Средства связи предложений в тексте».

Развитие речи. Тренировочные задания по теме  «Средства связи предложений в тексте»....