Система работы по подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Система работы по подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

III Международные Мартыновские чтения – 2021

Секция для педагогов:

«Успешные практики по формированию языковой личности»

Министерство образования Саратовской области

Управление образования администрации Новобурасского района

МОУ «СОШ п. Белоярский имени А.М.Бабушкина  Новобурасского района Саратовской области»

«Система работы по подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ 2021 по русскому языку»

Автор:  Медведева Таисия Геннадьевна,

учитель  русского языка и литературы

МОУ «СОШ п. Белоярский имени А.М.Бабушкина Новобурасского района Саратовской области»

                                                                                          к/тел.: 9873880494

                                                  г. Петровск, 2021

       «Экзамен - проверочное испытание по какому-нибудь учебному предмету».

     

        В школьной реальности экзамен – это оценка конечного результата, анализ соответствия уровня развития выпускников образовательному стандарту. Он показывает, насколько выпускник обладает теми компетенциями (и не только образовательными), которые обеспечат его успешность на следующем возрастном этапе. И в современном российском образовательном пространстве для этой цели начали применять ЕГЭ.

        Как качественно подготовить учащихся к ЕГЭ и получить достойный результат? Наверное, этот вопрос волнует многих учителей – филологов, и я не являюсь исключением. Изучив опыт передовых педагогов, используя в практике различные учебные пособия, я попыталась выбрать для себя наиболее рациональный путь подготовки к ЕГЭ, который бы работал и на ученика, и на учителя.

Подготовка к экзамену осуществляется через:

1. часы, отведённые для изучения русскому языку в учебном плане (3 часа в неделю);

2. элективный предмет «Русский предмет: теория и практика» (в 10, 11 классе – 1 час в неделю);

3. цикл занятий по написанию сочинения (часть С), т. к. качественную подготовку к экзамену только через урок осуществить нереально.

Трудности, с которыми сталкиваешься в ходе подготовки к экзаменам, следующего характера:

1. Недостаточный уровень мотивации к обучению учащихся.

2. Недостаточная  сформированность речи, мышления, низкое общекультурное развитие обучающихся;

3. Незаинтересованность части самих ребят и их родителей в результатах обучения.

     Несмотря на трудности, подготовка к экзаменам необходима, поэтому большую роль играет система подготовки, разработанная и апробированная учителем в течение нескольких лет.

1. Что можно сделать в урочной деятельности?

      Знания сведений теоретического характера из области фонетики, лексики, словообразования,  морфемики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий ЕГЭ. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания по всем разделам русского языка, работая по учебникам, дополнительным источникам, интернет – ресурсам, темы занятий известны учащимся. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме). Ребята самостоятельно стараются представить тему, создавая тематические ответы по разделу в тетрадь для зачёта (вопросы зачёта и примерные практические задания сообщаются заранее).

         Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка.  «Разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок. Таким образом, разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.

          Основная проблема, с которой приходится сталкиваться в процессе подготовки к ЕГЭ, - уровень сформированности орфографических навыков, поэтому отрабатывать орфографическую зоркость необходимо регулярно и систематически. Экзаменационные тесты по русскому языку и сочинение предполагают прочные знания в области орфографии - знание основных правил русского языка помогает в решении тестовых заданий и грамотного оформления творческой работы.    

        Систематизировать орфограммы лучше всего в ходе повторения теоретического материала каждой части речи. Для этого все орфограммы русского языка распределяются по частям речи и оформляются в виде «Сетки орфограмм»: например, Сетка орфограмма по теме "Имя существительное", Сетка орфограмм по теме "Глагол". Сетка орфограмм представляет собой набор всех орфограмм по теме: точное название орфограммы, правило-опора, примеры с графическим оформлением. Оформленная сетка орфограмм есть у каждого ученика. Это делается для того, чтобы школьники могли в любое удобное время посмотреть нужную орфограмму, а не искать её в учебниках или памятках.

          На уроках русского языка предусмотрены упражнения, отрабатывающие практические навыки по орфограммам: это словарно-орфографическая работа, диктант-дубль, "Найди ошибку", "Четвертое лишнее", распределительный диктант, работа с таблицами: "Т-схема", орфографический диктант "Проверь себя. Распределительный диктант по теме "Глагол."Наступаешь, тушевать, любишь, не думает, угадывать, умываться, зажигать, верил, гонит, изжарьте, заведовать, не читает, заметишь, соберу, познакомь, клеил, строиться, негодовать, умывается, лаял, собирать, вытирать, исправьте, вытереть, разгуливать, одевается, рассматривать, называется, чувствовать, не смотрел, строил, помогите, гоняет, обеспечь, постукивать, решает, пляшет, унесите, раздумывать, разделит, рисовал бы, прочтите, не страдает, уничтожь, читал, обследовать, читал бы, напишите, спросили бы, любите, не решился бы, верил бы, ночевать.

          У учащихся появляется вот такой вариант сетки орфограмм, в неё добавляется графическое обозначение орфограмм.

Не с глаголом

- не думает

- не читает

- негодовать

не страдать

Ь-в гл.2л., ед. ч.

- любишь

- заметишь

- наступаешь

- называешь

- думаешь

- тся - - ться

- умываться

- умывается

- одевается

- называется

- строиться

- корни с чер. - е-и

- собирать

- вытереть

- вытирать

- соберу

- зажигать

Е-и в окончаниях

Ь в гл. пов. накл.

гл. перед суф. - Л

БЫ с глаг.

-ова, - ева

- обследовать

- тушевать

- заведовать

- ночевать

- чувствовать

-ыва, - ива

- угадывать

- рассматривать

- постукивать

- разгуливать

- раздумывать

суф. - И в пов. накл.

- напишите

- любите

- помогите

- прочтите

- унесите

? сомнения

      Диктант-дубль. Данный вид работы предполагает хорошее знание всех орфограмм вразброс: первый ученик называет, записывает и комментирует любое слово с орфограммой, остальные в классе придумывают слова с этой же орфограммой, следующий ученик называет другую орфограмму, и снова повторяется круг. "Четвертое лишнее" - здесь могут быть различные варианты с использованием орфограмм.

прилагательное, предложение, растение, предлагать;

чёрный, поджёг, жёлтый, жёлуди.

        Работа с таблицами "Т-схема" - это своего рода распределительный диктант, Т-схема предполагает распределение слов в две колонки, только орфограммы должны быть похожи, например, "Н-НН в суффиксах прилагательных и суффиксах причастий", "О-Ё(е) после шипящих и Ц в суффиксах существительных и прилагательных". Диктант "Проверь себя!" - дает возможность старшеклассникам проверить свои орфографические знания. Для этого можно использовать любые дидактические и справочные материалы по подготовке к ЕГЭ.

       Подобные задания помогают отработать навыки грамотной речи и письма.

       Система преподавания в старших классах строится на понимании того, что будущее зависит не столько от количества знаний учащихся, сколько от сформированности универсальных способов познания, мышления, практической деятельности;  усиливается коммуникативная направленность преподавания школьного курса; на уроках русского языка больше внимания уделяется анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивается монологическая речь учащихся; формируется умение рассуждать на предложенную тему, приводить тезис, аргументы, делать вывод; отрабатываются навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируются на этой основе  умения работы с книгой, идет целенаправленный процесс обучения комментированию текстов, созданию собственных текстов.

        Работа по заданию В8 носит межпредметный характер, хорошо помогают уроки литературы, есть необходимость в продумывании системы повторения изобразительно - выразительных средств языка, подбор конкретных примеров, пояснений, работы с текстами художественных произведений.

2. Элективный предмет «Русский язык: теория и практика».

        Данная программа ориентирована на подготовку учащихся к экзамену в форме ЕГЭ, так как развивает навыки орфографической и пунктуационной зоркости, способствует отработке практических навыков, учит работать с тестами. Обучающимся предоставляется возможность выполнения большого количества заданий части А и В. Можно отметить значимость данной программы именно в практической направленности курса, так как теоретический материал осмысливается через использование обобщающих таблиц, составление словарей, примеров, презентаций. В программе просматривается комплексный подход к формированию навыков правописания и норм культуры речи. Система отработки предполагает умение руководствоваться принципами русской орфографии и пунктуации, опознавательными признаками орфограмм и пунктограмм, условиями выбора.

        Вопросы культуры речи систематизируются в целях повышения уровня функциональной грамотности, совершенствования культуры устной и письменной речи через знакомство и отработку лексических, грамматических, синтаксических и стилистических норм языка.

          Программа состоит из двух частей: 1 часть – виды орфограмм (в соответствии с морфологическим, фонетическим и традиционным принципом), типы написаний (слитное, раздельное, дефисное), лексические нормы и отступления от них (трудные для использования в речи слова, слова - синонимы, слова - паронимы, фразеологизмы и другие устойчивые словосочетания) Время для изучения - 34 часа.

        2 часть - виды пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков завершения, выделения и разделения, правильность речи (грамматические нормы и их нарушение, речевое мастерство). Время для изучения - 34 часа.

       Работа по данной программе предполагает отработку конкретных заданий части А и В на более осмысленном, креативном уровне, с этой целью выполняются такие виды заданий: составление словаря паронимов, редактирование текстов, составление словарных диктантов, выполнение зачётных карточек, презентации по отдельным темам (омонимия, культура речи). По некоторым темам  составляются обобщающие, сравнительные таблицы и схемы. Составление схем помогает учащимся учиться анализировать изученное, сопоставлять, сравнивать, систематизировать материал, что способствует более качественному усвоению темы, активизирует мыслительную деятельность, развивает логику и творчество.

           На занятиях факультатива осуществляется отработка алгоритма выполнения заданий, представляются наиболее сложные варианты, «узелки» на память. Таким образом, через алгоритмы, схемы, яркие примеры и компрессию правил представлен материал, который поможет учащимся работать с тестами.

3. Цикл дополнительных занятий по написанию сочинения.

Учителю необходимо так помочь старшекласснику подойти к ЕГЭ, чтобы он ощутил уверенность в своих силах и способностях при выполнении не только заданий А и В, но и написал сочинение по исходному тексту согласно предъявляемым требованиям и критериям оценивания. Работа с текстом направлена на понимание содержания текста, его проблематики, авторской позиции. Затруднения выпускников вызывает определение основной мысли текста. Комментарий  проблематики  часто заменяется пересказом исходного текста. Учащиеся не могут найти собственные аргументы в пользу той или иной позиции, причины чего кроются в недостаточном жизненном опыте учащихся и в отсутствии читательского навыка. Недостаточная  сформированность мышления и речи, низкое общекультурное развитие не дают возможности учащимся обосновать собственную точку зрения.

                На занятиях проводится работа с текстами различных стилей и типов речи. Особое внимание уделяется практической работе по созданию собственного текста, рассуждению на предложенную тему с приведением аргументов. Используются следующие приёмы: коллективное наблюдение и исследование предложенного текста учащимися, редактирование; самостоятельные наблюдения учащихся над текстом с целью решения поставленных различного рода задач; рецензирование выполненных работ; анализ написанных сочинений по критериям проверки; в качестве зачётной работы предлагалось написание сочинения по предложенной презентации с использованием своего текста.

       Чтобы успешно справиться с заданием, ученик должен чётко знать, что от него требуется. Поэтому вместе, читая задание части «С», прописываем структуру сочинения, это является своеобразным алгоритмом при написании работы.

• основная проблема -комментарий;

•первый  пример-иллюстрация (из текста)+ комментарий;

•второй пример-иллюстрация (из текста) + комментарий ;

•  позиция автора;

• мое отношение к  позиции автора;

• заключение.

Затем рассматриваем каждую часть.

Многим потребовалась дополнительная памятка для написания сочинения

Шаг 1. Чтение текста, определение темы и проблем текста. Формулирование одной конкретной проблемы.

Шаг 2. Примеры-иллюстрации + комментарии. Шаг 3.  Смысловая связь между примерами- иллюстрациями.

Шаг 4. Сопоставление мнения автора и личной точки зрения.

Шаг 5. Самостоятельное написание сочинения и проверка на грамотность

Организация написания сочинения выглядит следующим образом

1. Изучение требований

Сочинение желательно писать на отдельных заранее заготовленных листах, поскольку оно может «разрастись» …

Подготовка к выполнению части «С» начинается с изучения требований, предъявляемых к этой части. Каждый ученик должен знать содержание «Критериев проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом» (К1-К12).

 2. Самостоятельная работа

При написании сочинения страницу нужно делить для сочинения (левая сторона) и пошаговой проверки (правая сторона)

Учащиеся пишут сочинение по прочитанному тексту и, прежде чем сдать работу учителю на проверку, сами оценивают свою работу в соответствии с содержанием критериев оценивания, что позволяет им логически выстроить свое рассуждение, увидеть достоинства и недостатки работы.

3. Вторичная проверка

 Обмен работами даёт возможность испытать себя в роли члена комиссии по проверке ч. С. Ученики осмысливают содержание «чужой» работы, анализируя её согласно 12 критериям. « Ищу ошибки у других - учусь сам». Такая учебная деятельность учащихся поднимает их умения по выполнению части С на новый качественный уровень.

4. Контрольная проверка

 И только после этих этапов учащийся, переосмыслив собственное отношение к написанию сочинения, приступает к последнему контрольному варианту своего сочинения.

 5. Проверка работы учителем, работа над ошибками.

      Работа по проверке носит своеобразный характер, с указанием параметров и количества баллов и комментарием учителя.

        Вариант проверенной работы сочинения по тексту выглядит следующим образом.

         Все предлагаемые тексты вариантов ЕГЭ по поднимаемым в них проблемам можно разделить на несколько групп.  Я предлагаю обучающимся эти основные проблемы: проблемы семьи, проблемы экологии, проблемы нравственности и т. д. Затем мы определяем вытекающие из этих глобальных проблем более частные, и по ним учимся писать вступление, заключение, подбираем аргументы, а потом прикладываем их к так называемому конкретному материалу, т. е. тексту.

        После того, как совместно с детьми разобраны и обсуждены вышеназванные проблемы, проведена должная работа, ученику легче справиться с сочинением, так как у него уже накоплен определенный практический материал.

       Кроме того, при изучении любого художественного произведения в курсе литературы обязательно определяем его тему, идею, проблематику, находим связи с современностью, отвечаем на проблемные

     Система подготовки к Единому государственному экзамену помогает скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы. Предложенная система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, языковой интуиции, на развитие практических навыков использования правил и исключений из правил. Углубленная (комплексная) работа с текстом направлена на формирование восприятия содержания и проблем текста, помогает сформулировать мнение автора, писательский взгляд на историю и культуру, увидеть средства выразительности. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

      Самое главное – научить детей не бояться! Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Истина эта кажется банальной. Но для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по подготовке к сжатому изложению на уроках русского языка в 9 классе

Работа по развитию связной речи учащихся имеет огромное значение и осуществляется непрерывно в рамках уроков русского языка. Она направлена на достижение важнейших целей обучения русскому языку. Спосо...

Авторская тетрадь для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе общеобразовательной школы с русским языком преподавания.

Вашему вниманию предложена авторская разработка в помощь учителям русского языка и репетиторам для подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ. В тетради вы найдете тексты для подготовки к изложению, ...

Работа с текстом на уроках информатики в рамках подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку

В данном архиве представлены материалы из опыта работы  на  региональном семинаре  учителей клуба "Лидер" по теме "Работа с текстом на уроках информатики в рамках подгото...

«Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку»

Актуальность1. Развитие высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся через личностно – ориентированный подход, коллективный способ обучения, зд...

Доклад «Система работы по подготовке учащихся к ЕГЭ» (Из опыта работы)

  Для подготовки к ЕГЭ созданы систематизированные папки по письменной речи (чтение, грамматика и лексика, письмо, эссе), папки по устной речи (чтение вслух, 2 задание- задавать вопросы по...

Система подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (из опыта работы)

В сообщении говорится о систематической и планомерной работе учителя по подготовке учащихся к устному итоговому собеседованию в 9 классе....