Вопросительные и относительные местоимения. Конспект открытого урока.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Агеева Ольга Александровна

Разряды местоимений. Вопросительные и относительные местоимения. Конспект урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

по русскому языку в 6-м классе

по теме «Вопросительные и относительные  местоимения»

Тема урока: Разряды местоимений. Вопросительные и относительные местоимения.  

 

Демонстрация слайда № 1.

Цели урока: 1) Ознакомить учащихся с вопросительными местоимениями; формировать умения правильно употреблять вопросительные местоимения в речи, учитывая некоторые особенности их склонения; обратить внимание на интонацию предложений, содержащих вопросительные местоимения.

2) Развивать внимание, логическое мышление,  познавательный интерес, активность на уроках.

 Тип урока: Урок изучения новых знаний.

 Форма урока: Урок – путешествие.

 Оборудование: учебник, доска, дидактические наглядности, карточки для самостоятельной работы, компьютер, экран, интерактивная доска.

 Ход урока.

 

            1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем путешествовать по морю. Какие ассоциации у вас возникают с этим словом?(бурное, беспокойное, глубокое, взволнованное…)

 Молодцы, надеюсь, что и сегодняшний урок будет таким же глубоким, эмоциональным и т.д. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

Открываем тетради и записываем число, классная работа.

На чем можно путешествовать по морю?(ответы…). Какую тему мы изучаем на протяжении последних уроков? Как вы думаете, как будет называться наш корабль?(ответы…)

Наш корабль «МЕСТОИМЕНИЯ» отправляется в плаванье.

Демонстрация слайда № 1.

Учитель. А чтобы наше путешествие было результативным, за активную работу и  за верные ответы вы будете получать жетоны в виде морской звезды. По количеству жетонов  каждый получит оценку за урок.

2Актуализация знаний

Вспомним: 1.Что такое  местоимение?

Местоимение- часть речи, которая указывает на предмет, на признак, на количество, но не называет их конкретно.

2.Какие местоимений вы знаете? (Мы уже знакомы с личными и возвратным местоимениями, повторим эти разряды в игровой форме).

Слайд №2

Учитель. У нас на пути остров личных местоимений, на котором живут забавные обезьянки. Они перепутали все падежные формы личных местоимений.

 Неправильный вариант:

Ходить с вам

Смеяться над вас

Шутить его

Думать о её

Ждал тобой

Зашёл к вас

Правильный вариант:

Ходить с вами

Смеяться над вами

Шутить о нем

Думать о ней

Ждал тебя

Зашёл к вам

 Учитель. На Острове Попугаев два попугая спорят о том, кто из них лучше и красивее.

 - Я ни в чём  себе не отказываю, - говорит один попугай. – Хочу – купаюсь, хочу – принимаю солнечные ванны, хочу – ем спелые бананы.

- Ха! Да ты посмотри на себя, - возмущается второй попугай. – На тебе же ни одного блестящего пёрышка.

 

Учитель. Какое возвратное местоимение употребляли попугаи в своей речи?

Ученики. СЕБЯ.

Учитель. Что вы о нём знаете?

Местоимение  себя указывает на того, о ком говорят. Оно не имеет рода и числа и может быть отнесено к любому лицу. Местоимение себя не имеет И. п. и склоняется, как местоимение ты.

Учитель. К берегу прибило  бутылки с записками. Но некоторые слова в них размыла вода. Попробуем восстановить написанное.

  Вместо точек поставьте местоимение себя в нужном падеже.

Слайд № 3.

Я беру эту книгу не для (себя), а для своего товарища. Мне надо было бы больше надеяться на (себя).  Чтобы добиться желаемого, надо учиться, не щадя (себя).

Слайд № 4.

Подруга позвала меня к  (себе) заниматься. Приучите (себя) к аккуратности. Приглашённый на литературный вечер писатель рассказал о (себе) много интересного.

 3Пробное действие.  Целеполагание.

Учитель.  Пришло время изучить морское дно. Для этого предлагаю вам поработать в парах. Я раздаю вам карточки с предложениями. Ваша задача-расставить знаки препинания в конце предложений.

Проверка по слайду. Слайд №5

У кого есть ошибки? Почему вы ошиблись?

Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (записать в тетрадь).

Слайд №6

А теперь вопрос посложнее: кто может сформулировать Цель урока?(познакомиться с вопросительными местоимениями и научиться правильно употреблять их в речи).

4.Изучение материала.

Слайд № 7

Морское дно скрывает в себе много тайн. Кто решится проникнуть туда? Что за обитатели там живут? Какой образ жизни у морских животных?  Сколько их видов? Каков их нрав? Чьи красочные спины и яркие плавники мы можем увидеть?

 

Учитель. Какие это предложения по цели высказывания?

Ученики.  Вопросительные.

Учитель. Что помогает нам это определить?

Ученики. Интонация, вопросительные слова.

Учитель. Назовите слова, помогающие создать вопросительную интонацию. Это вопросительные местоимения. Они служат для выражения вопроса. Вопросительные местоимения используются также при изучении частей речи. Вспомните, на какие вопросы отвечает существительное, прилагательное, числительное. (кто? что? какой? каков? чей? который?  сколько?)  Если эти же местоимения употребляются без вопроса, для связи простых предложений в составе сложных, то они называются относительными.

 

Изучая части речи, мы запоминаем, на какой вопрос отвечает слова каждой части речи: существительное - кто? что?; прилагательное  - какой? чей?; числительное - сколько? который?

Выполните задание:

Просклоняйте  местоимения  кто?  что?

И.п. кто? что?                         В.п  .кого? что?

Р.п. кого? чего?                         Т.п кем? чем?

Д. п .кому? чему?                 П.п. о ком? о чем?

Вопросительные  местоимения  кто?  что?  не имеют рода и числа.

2. Местоимения  какой? который?  чей? 

И.п. который?                                В.п. который ? или которого?

Р.п. которого?                                 Т.п. которым?

Д.п.  которому?                                             П.п. о котором?

 Изменяются по падежам, числам и родам и склоняются, как прилагательные.

3. Склонение  местоимения  сколько?

И.п.  сколько  учебников                 В.п. сколько  учебников

Р.п. скольких учебников                 Т.п. сколькими учебниками

Д.п. скольким  учебникам                П.П. о скольких учебниках

Местоимение-числительное сколько? изменяется по падежам.

А теперь давайте немного расслабимся от напряженного умственного труда.

5. Физминутка!!!

Слайд № 8

Молодцы!

6. Отработка 

Учитель. Взволновали мы синее море.

Разбудили царя морского. Не желает  отпускать нас царь, пока не выполним  его задание.

У меня на столе лежат карточки с предложениями. Ваша задача: выбрать любую карточку, записать предложение, найти местоимение, определить разряд и правильно поставить знак в конце предложения.

(Предложения на карточках).

7. Возврат к пробному действию.

Итак, какую тему мы изучили?

Какие цели мы ставили? (познакомиться и научиться правильно употреблять)

С какими местоимениями мы познакомились?

Как изменяются эти местоимения? (по падежам)

А теперь давайте вернёмся к началу урока и попробуем объяснить постановку знаков в конце предложений.

8. Самостоятельная работа.

 А чтобы проверить, насколько хорошо вами усвоен материал, я предлагаю выполнить самостоятельную работу.

 Ваша задача  за 3 минуты найти  и подчеркнуть все известные вам  местоимения. Расставить знаки в конце предложений.

8. Взаимопроверка.

Проверка по слайду Слайд№ 9

Поменяйтесь карточками. Возьмите ручку другого цвета. Проверьте работу своего товарища по слайду.

Кто нашёл все 7 местоимений, правильно вставил пропущенные буквы и знаки, тот получает 3звезды.

9. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Давайте посчитаем ваши звёзды. Больше всех у……. оценка «5».

Мы возвращаемся из путешествия, и я вам предлагаю выбрать одну из фраз и закончить её.

            Слайд №10

10. Д/з (открыть дневники, записать): выучить параграф 79, выполнить упр.454

На этом наш урок окончен. Всем спасибо за работу!

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самостоятельная формулировка темы урока создает условия для сотворчества учителя и ученика, повышая мотивацию обучающихся. Предлагаю несколько таких приемов.

Слайд 3

2. Прием «Ребус» 1) Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус. r у l ч g и d т s е n л i ь , у s u е н d ч i и v к Тема: Учитель и ученик. 2) здрвствйт , спсб , бдьт дбр Задание: вставьте, где это необходимо, гласные буквы. Тема: Вежливые слова

Слайд 4

Прием «Ключевые термины» Из текста параграфа выбираются четыре-пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, какую тему сегодня они будут изучать.

Слайд 5

Прием «Рассыпанная открытка» Предлагается большая разрезанная открытка. «общего заведение образования учебное для получения» Сложив правильно части открытки, легко формулируем тему «Школа».

Слайд 6

Прием «Исключение». Дается ряд слов: окно, правдивость, уникальный, город, общение. Задается вопрос: какое слово лишнее? Как правило, учащиеся находят слово «уникальный», так как оно отвечает на вопрос «какой», а не «что». Тема «Имя прилагательное».

Слайд 7

Афоризм, мудрое изречение, крылатое выражение, загадка, пословица, поговорка Очень выигрышно смотрятся темы, сформулированные в виде афоризма, крылатой фразы, поговорки, загадки и т. п. 1)На уроке русского языка при изучении постоянных морфологический признаков имени существительного одну из тем можно обозначить так: «Тебе дано, а другие пользуются?» (имя). Тут же возникает вопрос: «Ребята, а что такое имя? Приведите примеры, назовите друг друга по имени. Имя принадлежит человеку, это его собственность, оно есть у каждой девочки и мальчика в нашем классе! Сформулируйте тему урока. «Имена существительные собственные или нарицательные». 2)Серд ц е м атер и л у чше сол н ц а греет. Из выделенных букв составить слово (Умница). Тема урока: Умница. Использование афоризмов, пословиц помогает также реализовать воспитательную цель урока.

Слайд 8

Прием «Найди слово» На доске записана тема урока, в которой пропущены слова. Задание: найди нужные слова. Дома обучающиеся читали рассказ Л. Н. Толстого «После бала», поэтому они легко находят два первых слова. А вот третье слово сразу восстановить невозможно, на данный момент это проблема, которую нужно решить и в течение урока найти нужно слово. Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа.

Слайд 9

Прием «Собери слово» Из слова объявление взять приставку; Из слова выращенный взять корень; Из слова затемнение взять второй суффикс; Поставьте слово деревня в дательный падеж и добавьте окончание к полученному слову. Какое слово получилось? Запишите тему урока «Обращение».

Слайд 10

Прием «Волшебный сундучок». Цель : создать творческую атмосферу, позитивный настрой учащихся. Время : 2-3 минуты. Материалы: сундучок с предметами (портрет А.С Пушкина, яблоко, зеркальце, репродукции из сказки). Проведение : - Ребята, вам передали волшебный сундучок и попросили открыть его на уроке. Давайте посмотрим, что в нём. Учитель открывает сундучок и достает из него предметы: зеркальце, яблоко, портрет А.С Пушкина в рамочке, репродукции из сказки. Интересно, вы не знаете, почему эти предметы оказались в сундучке? Из какой они сказки? О каком произведении мы сегодня будем говорить? - Сформулируйте тему урока.

Слайд 11

Приём «Прогнозирование» -Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: “Репка”, “Колобок”, «Теремок». Тема: Сказка.

Слайд 12

Перечисленные приемы формулировки темы урока, конечно, не исчерпывают всего их разнообразия. В заключение хочется привести фразу «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт» из книги « Приключения капитана Врунгеля », метко подмеченную писателем Андреем Некрасовым . В книге описывается случай, когда с яхты, предназначенной для кругосветной регаты и названной по этому случаю «Победа», отваливаются первые две буквы названия, и яхта вынуждена отправиться в путешествие под названием «Беда», в результате чего экипажу приходится преодолевать многочисленные проблемы в процессе путешествия. Я желаю всем нам, чтобы обозначенные нами темы уроков, помогали и вели нас и наших детей только по верному курсу, легко и свободно двигаясь по океану знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 6 класс. Вопросительные и относительные местоимения

Дан сценарий первого урока русского языка в 6 классе по теме "Вопросительные и относительные местоимения", построенного в соответствии с требованиями ФГО ООО и на основе заданий из Единой коллекции эл...

Урок русского языка по теме "Вопросительные и относительные местоимения". 6-й класс. Технологическая карта с анализом урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (образец, на примере темы "Вопросительные и относительные местоимения", 6 класс) с последующим анализом урока в соответствии с требованиями ФГОС....

Разработка урока по ФГОС "Вопросительные и относительные местоимения" 6 класс

Разработка урока по русскому языку "Вопросительные и относительные местоимения" 6 класс по учебнику Шмелева А.Д."Вентана-Граф"  ФГОС....

Урок русского языка по теме "Вопросительные и относительные местоимения".

Цели:Знать:•Вопросительные местоимения•Их назначение в речиУметь:•Употреблять в речи вопросительные местоимения с учетом особенностей их склонения•Интонационно правильно прои...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе "Вопросительные и относительные местоимения"

Урок общеметодологической направленности .Цель урока :Деятельностные: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного соде...

Сценарий урока русского языка в 6 классе по теме «Вопросительные и относительные местоимения»

Сценарий урока русского языка в 6 классе по теме «Вопросительные и относительные местоимения»...

Конспект урока в 6 классе «Вопросительные и относительные местоимения».

Тема: «Вопросительные и относительные местоимения».Класс: 6....