Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Орфоэпические и синтаксические нормы употребления местоимений в речи» с применением образовательной технологии «Сотрудничество»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Запорожец Марина Николаевна

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Нормы употребления местоимения в речи" с применением образовательной технологии сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx38.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

по теме «Орфоэпические и синтаксические нормы употребления местоимений в речи»

с применением образовательной технологии «Сотрудничество»

Учитель: Запорожец Марина Николаевна

Цель: повторить  с семиклассниками нормы употребления местоимений в речи.

Задачи:

образовательная:  знать правила употребления местоимений в речи, разряды местоимений, правила  их правописания , формировать умение анализировать роль местоимений в тексте, правильно использовать в  собственной речи,

воспитательная: прививать интерес к изучению родного слова, воспитывать бережное отношение к родному слову, приобщение к нормам речевого этикета,

развивающая: развивать аналитическое мышление, познавательную активность, коммуникативные способности.

Планируемые предметные результаты: повторить и обобщить знания по теме «Орфоэпические и синтаксические нормы употребления местоимений в речи».

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действий.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования местоимений.

Личностные: формирование навыков самодиагностики.

Тип урока:  обобщение и систематизация знаний и умений (урок закрепления).

Оборудование урока: проектор, презентация, индивидуальный раздаточный материал.

Ход урока

I. Организацонный момент.

- Какой девиз нашего урока?

Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться.
Точно знаю – я смогу
И друзьям я помогу.

— Давайте пожмём руку соседу и пожелаем удачи в работе.

II. Повторение изученного.

 Мы продолжаем изучать часть речи, которая  нескромно заявляет:

Я о себе такого мненья:

Огромна роль местоименья!

Я делу отдаюсь сполна,

Я  заменяю имена.

Мы познакомились со всеми  разрядами  местоимений,  их  морфологическими  признаками. Проверим, как усвоен материал.

А)  Пред вами лингвистическая сказка. Внимательно прочитайте её, подчеркните  фактические ошибки, допущенные сказочником.

           1.  На планете Лингвистика есть небольшая Страна Местоимений. Её жители указывают на предметы, признаки, количество, действия, но не называют их.

          2.  Местоимения живут семьями: Личные, Вопросительные, Относительные, Качественные, Притяжательные, Неопределенные, Отрицательные, Указательные, Определительные. Возвратное местоимение Себя проживает  в гордом одиночестве.

         3.   Между некоторыми семьями особенно тесное родство. Потомками   Вопросительных местоимений кто? что? какой? чей? каков? сколько? который?  являются  Неопределенные, Отрицательные и Притяжательные местоимения.

         4. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Лишь капризное Возвратное местоимение себя и Неопределенные местоимения не'кого, не'чего не пожелали иметь форму именительного падежа. А самые ленивые  Неопределенные местоимения не'кто и не'что вовсе решили не изменяться.

        5.  Указательные, Притяжательные и Определительные местоимения состоят в тесном родстве с жителями соседней Страны Прилагательных и так же , как Прилагательные, они все дружно изменяются по падежам, родам и числам.

         6.     Местоимения всегда готовы прийти на помощь, они охотно становятся в предложение, заменяя самостоятельные части речи, выполняя все синтаксические функции, кроме сказуемого.

Б) Проверим орфографическое «здоровье».

Найди третье лишнее:

1.н..какой, н..чей, н..кого позвать

2.(кое)кто, о чем(либо), сколько(то)

3.(не)(о)чем жалеть, (не)кому сказать, (не)(с)кем поделиться

4.встретились у  _их, о _её успехах, пришёл к _ему.

*Самооценка по ключу на экране

III. Слово учителя.

Изучая местоимения, вы заметили, что не так уж просты эти маленькие словечки – местоимения.

Послушайте высказывания о местоимениях учёных – лингвистов.

  1. Если допустить невероятное, что местоимения исчезли вдруг из языка, речь стала бы невозможной. Человек бы не смог обозначить себя как говорящего, собеседника, лицо, о котором идёт речь. (Г. Солганик)
  2. Местоимения удобны… Они, «как запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова. (А. Реформатский)
  3. Как длинна, как нудна была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений.  Местоимения создают нам    речевое удобство, так как экономят время и пространство.

(В. Иванов, 3. Потиха.Д. Розенталъ)

IV.Определение темы, целей урока.

-Какая мысль объединяет эти высказывания?

Сформулируйте тему урока. (Употребление местоимений в речи)

- Постановка  целей  урока:

определить……

научиться………

 Запишите в тетрадях: число, классная работа, тема

V. Практическая часть.

Начинаем наблюдение за «поведением» местоимений в речи, чтобы понять правила, по которым они живут,…

1. Послушайте стихотворение А.Барто   «Сильное кино»     (наизусть читает ученик)

Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Все подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

— Они ползут,

А он им — раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей — раз!

Она им — раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Заодно...

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла.

- Вы поняли, о чем был фильм? Почему? Когда уместно употребление местоимений?

2. Обратимся к тексту. Как ведут себя  «запасные  игроки на поле»? (задание по группам)

  • Задание А.

Нам дан огромный дар. Это наш дивный и могучий язык. В нем все дары России. В нем вся поющая русская душа… И народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть духовно той высоты, на которую зовёт его его язык.       (И.Ильин)  – рус. философ, писатель…

 - Докажите, что перед вами текст. Его основная мысль?

 - Как соединяются предложения в тексте?  

  Какие языковые средства использованы для  связи предложений?

- Выпишите все местоимения. ( нам, это, наш, в нем, все, вся, этот, сам, той, которую, его (лич.),  его (лич.=прит.)

  • Задание Б.

Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное. Качество состоит в том, что по своему звучанию язык настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира.

-Устраните повторы в тексте. Прочитайте высказывание  писателя  К.Г.Паустовского .

-Какие местоимения нельзя заменить  «знаменательными словами»?

- Выпишите все местоимения. (нашего, оно, в том, своему, он, в себе, всех)

ВЫВОД:

  • местоимения служат для связи предложений в тексте;
  • помогают избежать повторов;
  • «создают речевое удобство». 

3.Итак, без местоимений нам не обойтись, но,  употребляя их, надо быть осторожными.

Обращаемся к учебнику § 10, стр. 45.

Упр. 57 Прочитайте самостоятельно отрывок из книги «Говорите правильно» Е. Язовицкого.  Сформулируйте правило употребления  личных местоимений в речи.                                                                            

      ...Личные местоимения при неправильном обращении с ними оказываются настолько «коварными», что говорящий или пишущий (когда ему разъясняют ошибку) готов буквально сквозь землю провалиться. Вот несколько таких ошибок: 1) «Возвратившись из экспедиции, капитан привёз с собою медведя. Он рассказал нам много интересного о своих приключениях» {капитан или медведь!). 2) Волны яростно ударяли о прибрежные скалы. С каждым часом они становились всё выше и выше» {волны или скалы!).

Стилистическая небрежность и двусмысленность в этих предложениях есть результат забвения известного правила о том, что личное местоимение 3-го лица заменяет ближайшее к нему местоимение.

-Что случается при  нарушении правила?

-Учитывая это правило, исправьте предложения на слайде.

В комнате, возле печки, стояла девушка. Она была жарко натоплена.

Вчера перед школьниками гостеприимно раскрылись двери школы. Окрепшие за лето, они с новыми силами взялись за учёбу.

Физкультминутка.  

Предлагаю игру. Составьте со мной диалог. Я задаю вопрос, а вы отвечаете отрицательными местоимениями.
– Кто сегодня опоздал?
( Никто).
– Какой пример тебя затруднил?  
(Никакой).
– Чей ответ был плохим?
(Ничей).
– Кого винить, если сам виноват?
(Некого).
– Что исправить, если нет ошибок?  
(Нечего).

2. Ответьте на вопросы одним неопределенным местоимением. 

- Что вы сейчас читаете из художественной литературы? (Нечто). 

- Как вы справляетесь с домашними заданиями?

- Кто ваш друг? ( Кто-то, некто).

4.Не только двусмысленность может возникнуть при неправильном употреблении местоимений. Некоторые мест. сразу выкажут в вас человека неграмотного, необразованного.

Предлагаю вам превратиться в корректоров и исправить грамматические ошибки, связанные с употр. мест.  УПР. 65

1.Ты уже выучил твои уроки?

2.Напишите  свою собственную автобиографию.

3.Чё с ими разговаривать?

4.Я осуждаю ихний образ жизни.

5. Не уезжайте! Я буду скучать по вам!  

6. Не знаю, чего мне сейчас делать?

5.Знаете ли вы, об употреблении в речи каких местоимений нужно помнить, чтобы не прослыть невежливым?

Устная работа с текстом. (читает учитель)

Осторожно слово! (карточки у учащихся)

  Люди почему-то не любят, когда им ни за что ни про что делают выговоры. Или учат жить. «Не видишь, что ли!», «Сколько раз повторять!», «Русского языка не понимаешь!».
 А ведь можно сказать: «Доброе утро», «Пожалуйста, входите» и «Пожалуйста, садитесь», «Будьте любезны, передайте, пожалуйста», «Спасибо большое».
 Я шёл и думал, какие приятные слова ещё можно придумать, обращаясь к постороннему человеку. Хозяин, не здороваясь, небрежно поманил меня пальцем и крикнул: «Эй! Как на площадь! Язык у тебя отсохнет, что ли ответить?»  Я бы ответил, но от неожиданного окрика не смог сразу сообразить, как туда ехать. Впрочем, отвечать расхотелось. Я не умею разговаривать на таком языке и не хочу учиться.
 (С. Львов)

  1. Вопросы по тексту      

Как, по-вашему, правильно ли сделал герой рассказа, не ответив на обращение к нему?                                               Как бы вы поступили в такой ситуации?                                                                                                                                                  С какими словами вместо слова  «Эй!» можно обратиться к незнакомому человеку?

Местоимения вы, ваш используются как форма вежливого обращения к одному лицу. В этом случае они пишутся с большой буквы: Вы, Ваш.

  Общаясь друг с другом, люди очень часто употребляют вместо ты вежливое Вы. Так, например, вы говорите со взрослыми, делая исключения для родных.

  1. Словарная работа

Этикет – (фр. – ярлык, этикетка) совокупность правил поведения

Сценка - миниатюра

-Ирина Николаевна, в последнее время Ваш Петя стал  хуже учиться. Примите, пожалуйста, меры.

-Вера Ивановна, Петя исправится! Вот увидите! Петя,  пообещай Вере Ивановне, что ты исправишься.

-Что толку обещать?! Она всегда мной недовольна...

 -Кто из участников  диалога не знает    правил  речевого этикета?

6. Правила речевого этикета касаются также употребления  местоимений  ты, твой – Вы, Ваш.

Индивидуальное сообщение ( из истории употребления ты-Вы)

Были на Руси времена , когда друг к другу обращались только на ТЫ.  В 18 веке пришла мода говорить друг другу ВЫ.  «Вы» закрепилось, прежде всего, среди образованных дворян даже в кругу семьи.  Так подчеркивалось уважение к собеседнику.

До этого «ты» само по себе этикетного значения не имело.  Но в сравнении с «вы» оно приобрело значение близости. А в общении людей неблизких стало выражать социальное неравенство, обращение сверху вниз. «Ты» говорили простолюдинам, слугам.  

В современном языке (см. таблицу)

ты, твой  

Вы, Ваш

- по отношению к хорошо знакомому человеку;

- в неофициальной обстановке;

- при дружеских отношениях;

- по отношению к равному или младшему

- по отношению к незнакомому, мало знакомому человеку;

- в официальной обстановке;

- при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку;

- по отношении к равному и старшему (по возрасту, положению)

При этом необходимо помнить следующие грамматические нормы

Вы + глагол во мн.ч.  (Вы выглядите…)

Вы + прилагательное  в ед. ч (Вы расстроенная)

Вы + краткое прил. во мн. ч. (Вы правы)

СМ. с большой буквы

Задание: Найдите в стихотворении А. Хайта неправильно употребленные падежные формы местоимений. Подчеркните их.

Песенка о притяжательных местоимениях

Как-то раз во дворе

Из собачьей миски

Пять чумазых поросят

Кушали сосиски.

Папа к ним подошел,

Крикнул возмущенно:

«Так съедите вы у пса

Весь обед евонный!»

Закричала хрюшка-мать:

«Отойди от будки:

Детям нужно наполнять

Ихние желудки».

Папа грустно пробурчал

В пятачок широкий:

«Слушать я уже устал

Ейные упреки.

Детям всё прощают тут,

Дети хрюшками растут.

И такая дребедень

Происходит каждый день».

И у нас во дворе

Слышал я однажды,

Как ребята говорят:

Ихний, ейный, кажный.

Чтобы вы никогда

Не попали в лужу,

Их, его и ее

Говорить вам нужно.

Пели мы про поросят,

Намекали на ребят.

То, что можно поросятам,

Непростительно ребятам.

Задание. Исправьте ошибки, объясните свой  выбор. Запишите правильный вариант.  

1. Мы с ими давно дружим.  (после предлогов в  3л. появляется Н)

Мы с ними давно дружим.  

2. А.П.Чехов, он родился в городе Таганроге (в предложении уже есть подлежащее, употребление местоимения здесь неуместно).

А.П.Чехов  родился в городе Таганроге.

3. Больной попросил медсестру налить себе воды (уточнить: больному или медсестре)

Больной попросил медсестру налить ему  воды.

4. Евошный брат был старше меня (нет формы слова евошный. Личное местоимение его указывает на принадлежность и отвечает на вопрос притяжательных местоимений –чей?)

Его брат был старше меня.

8.Восстановите текст с помощью местоимений.

___ дан во владение ___ богатый, меткий,     могучий и поистине волшебный русский язык.   Всегда ли ___ обращаемся с ___ языком  так, как ___  ___ заслуживает?  По отношению ___ человека к ___   языку можно совершенно точно судить не   только о ___ культурном уровне, но и о ___  гражданской ценности  (К. Паустовский)

 (самый, нам, мы, этим, он, того, каждого, своему, его, его)

Нам (лич.) дан во владение самый (опр.) богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.  Всегда ли мы (лич.) обращаемся с этим (указ.) языком  так, как он (лич.)  того (указ.) заслуживает?

По отношению каждого (опр.) человека к своему (притяж.) языку можно судить не только о его (лич.=прит.) культурном уровне, но и о его (лич.=прит.)  гражданской ценности.

*Самопроверка по экрану. 

-Какова основная мысль текста? К чему призывает нас писатель? 

VI. Итоги урока. Рефлексия.

- Чему научились на уроке?

-Что показалось сложным?

- Что особенно понравилось, запомнилось?

Вывод: Эти разнообразные по значению слова достойны того, чтобы их считали самостоятельной частью речи. Мир местоимений широк и разнообразен. В  речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают третье место (после существительных и глаголов). Без них обойтись нельзя. Постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, качества. Местоимения создают нам речевое удобство, экономят время и пространство. Как длинна и неудобна была бы   наша речь без них. Местоимения украшают нашу речь, делают её более выразительной, их употребление позволяет избежать речевых повторов. Некоторые местоимения входят в состав фразеологический оборотов.

Оценки за урок.

VII.   Домашнее задание: напишите благодарственное письмо местоимению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

конспект урока, русский язык, 7 класс, по теме "Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭ"

Класс: 7 «а»Предмет: русский языкНазвание раздела: Речь, информационная обработка текстовТема урока: Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭФорма урока:урок построения с...