Открытый урок по русскому языку: "Лингвистический анализ текста (на материале фрагмента из книги Л. Яниной «Экспрессия медной истории»)" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

                  Цели: воспитывать интерес  к истории родного города и его градообразующего предприятия; развивать умения задавать вопросы по тексту; отбирать необходимый материал  для ответа на поставленный вопрос; развивать умение работать в группе, уважать мнение одноклассников; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekspressiya_mednoy_gory.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Открытый урок рок русского языка в 7 классе

Тема: «Лингвистический анализ текста  (на материале фрагмента из книги Л. Яниной «Экспрессия медной истории»)

                  Цели: воспитывать интерес  к истории родного города и его градообразующего предприятия; развивать умения задавать вопросы по тексту; отбирать необходимый материал  для ответа на поставленный вопрос; развивать умение работать в группе, уважать мнение одноклассников;

                 Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, фильм, книги Л. Яниной, пособие «Подготовка к региональному экзамену по русскому языку в 7 классе», раздаточный материал

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение целей урока. Урок посвящен 75-летию Медногорска и его градообразующему предприятию –ММСК.
  3. Фильм о Медногорске и ММСК, смонтированный учеником 7а класса Болдыревым М. (приложение №1) На фоне фильма звучат стихи Л. Яниной, посвященные Медногорску( исполняют ученицы 7а класса) Приложение №2.
  4. Слово учителя . На фоне фильма о Медногорске прозвучали стихи Яниной, посвященные Медногорску. Л. М. Янина – член Союза журналистов  России, обладательница  сертификата международной премии «Филантроп» (2011)   и Гран-при за победу  в поэтическом конкурсе «Я расскажу тебе о городе родном» (2009)

Людмила Михайловна – автор сборника стихов «День, дарованный мне», книги  « О том, как ТОЗ в Уралэлектро перерос», «Экспрессия медной истории». И последняя ее книга из 2-х частей – «Коронованный город».

             Сегодня мы с вами будем работать с фрагментом книги Яниной «Экспрессия медной       истории». Так как вы в этом году сдаете региональный экзамен по русскому языку, наша работа будет направлена на анализ текста по типу экзаменационных заданий. Поэтому вам понадобится пособие «Подготовка к региональному экзамену по русскому языку в 7 классе».

  1. Обратимся к  тексту Яниной, отрывка из книги «Экспрессия медной истории». Глава называется «Наш город медью коронован» .

Чтение отрывка из главы  «Наш город медью коронован» (раздаточный материал, приложение 3

  1. Работа по тексту.

-  Каково ваше впечатление от прочитанного? Что вас удивило, заинтересовало?

- Обратимся к заголовку главы. Что в нем отражается – тема или идея текста? Какое изобразительно-выразительное средство используется в заголовке? С какой целью?

- А что отражается в подзаголовке?

- Определите речевую ситуацию, стиль текста, ведущий тип речи. Аргументируйте свое мнение.

Какие слова из текста показались вам незнакомыми?

Работа со словами «медный колчедан», штольня, шахта, землянка, пиритная плавка (использование презентации, приложение 4)

        7.   А теперь обратимся к пособию по подготовке к экзаменам. Мы будем выполнять задания    по тексту Яниной, аналогичные тем заданиям, которые предложены в пособии.

- 1 группа – составить задание по предложениям 1-4 текста, аналогичное экзаменационному(з. 2, стр. 38) (найти слово, которое может употребляться в переносном значении)

- 2 группа – составить задание, аналогичное экзаменационному, используя материал предложения №16- выбрать слово, интересное с точки зрения образования (стр. 39, з. №3)

- 3 группа - составить задание, аналогичное экзаменационному, используя материал предложения №10 – найти слово, интересное с точки зрения морфологической характеристики)

Каждая группа предлагает свой вариант задания, приводя аргументы в его защиту. Представители других групп выполняют это задание.

  1.  Совместная работа по составлению заданий.

Просмотрите задания, данные  к текстам пособия, и подумайте, какие задания можно составить к предложениям 30-35.

  1. Самостоятельная работа по составлению заданий  к разным фрагментам текста.

(защита заданий)

  1. Последний этап работы – формулировка вопроса для сочинения-рассуждения по тексту.

Почему медно-серный комбинат вошел в строй действующих в рекордные сроки?

Вспомнить особенности композиции сочинения-рассуждения.

Домашнее задание : Написать сочинение по тексту Яниной «Почему медно-серный комбинат вошел в строй действующих в рекордные сроки?»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Наш город медью коронован

О предыстории ММСК и его главных действующих лицах.

      (1)Предыстория  рождения нашего комбината такова: перед первой мировой войной на Урале работало семь медеплавильных заводов. (2) В гражданскую войну все они были разрушены, медь на Урале не выплавлялась  до 1922 года.(3) Для осуществления электрификации страны Советов, подъема промышленности  России нужны были  медь, сера, цветные металлы. (4)В  стране активно велись изыскательные работы геологических партий, экспедиций . (5) Один из геологических отрядов находился близ Орска. (6) Это были те самые геологи, что открыли никель, и благодаря их открытию шло промышленное освоение  Орско-Халиловского региона.(7)Открывателям богатых земных кладовых и показали крестьяне из села Сара образцы камушков  с характерным металлическим блеском: «Не то ли вы ищете?» (8) Оказалось, то – ценный  медный колчедан!

        (9) Кстати, это было уже второе  открытие Блявинского месторождения. (10)Но первое открытие было предано  умолчанию. (11) Почему?(12) Остается только догадываться.

(13) Английский золотопромышленник,  медный король Лесли Уркварт еще до революции 1917года арендовал на выгодных условиях  у царского правительства  рудники Алтая, Сибири, Урала. (14) Его акционерные компании  вложили более девяти миллионов  фунтов стерлингов в развитие русской промышленности. (15) На эти деньги, в частности, были  построены  металлургические комплексы  в городах Кыштым, Карабаш, Баймак. (16) Потеряв почти весь свой капитал в результате революции,  Уркварт уезжает в Англию, не сообщив государственным мужам России об открытии  Блявинского месторождения. (17) И оно остается забытым еще на 12 лет . (18)В 1929 году Осман-оглы Мамедов – начальник геологоразведочного отряда, вдохновляемый профессором Разумовским, активно ведет поиск  крупного  медно-колчеданного  пласта. (19) Он находился под большой железной шляпой. (20) И  когда казалось уже, что поиск медной руды – занятие бесперспективное, пришла победа!

       (21) Благоприятная оценка месторождения, наличие в округе деревень, водных ресурсов, железной дороги –все это обещало скорейшее освоение Блявинского месторождения. (22)Правительство принимает решение о строительстве рудника с годовой производительностью  1 миллион  тонн руды и медно-серного  завода  с годовой производительностью  400 тысяч тонн серы и 17 тысяч тонн меди.  

       (23) 11 мая 1933 года нарком тяжелой промышленности  Серго Орджоникидзе подписал постановление о строительстве комбината Блява. (24) А уже в сентябре начинаются первые работы  по прокладке штольни и шахты  рудника, идет подготовка площадки под будущие производственные корпуса. (25) Открытие медной кладовой  выхватило из многовековой дремы  здешние места, сделало их  широко известными. (26)Центральная пресса  откликнулась на находки геологов ликующими заголовками: «Начинается новая эра в металлургии!», «Открыт российский Клондайк: золото, серебро, медь!»

        (27)Строительство завода недалеко от Блявинского месторождения было объявлено всесоюзной ударной комсомольской стройкой. (28) Нет, не случайно медно-серный комбинат называют градообразующим: первый жилой дом, первый магазин, первая больница, аптека – все это появилось благодаря ударной стройке. (29) Это людьми строящегося  завода, на его средства, по его проектам строились объекты соцкультбыта.

              (30) О том, как трудно и бедно жили первостроители, мы знаем по их рассказам, оставшимся в газетных публикациях и в нашей памяти. (31) Все они испытали и холод, и голод. (32) Жили в палатках, наскоро построенных  времянках-землянках, которые, не выдерживая  весенних паводковых вод, заваливались.(33)Ходили  строители «Ормедьзолота» полураздетыми. (34) Даже зимой некоторые носили  летнюю обувь: сандалии, обмотанные тряпицами. (35) Народ недоедал, недосыпал, но жил надеждой…

             (36)Для переработки руды Блявинского рудника была выбрана уникальная для того времени технология усовершенствованной  пиритной плавки, впервые примененная  норвежской фирмой «Оркла».(37) Она  позволяла получать одновременно серу и медь. (38) Впервые в истории отечественной металлургии решили использовать сернистые газы, полученные в ходе металлургической плавки. (39) Газ не должен был выбрасываться в воздух, а утилизироваться, перерабатываться в серу.

               (45) В 1937 году весь цвет комбинатской интеллигенции , все руководство новостройки  «Ормедьзолото» были совершенно безосновательно  объявлены врагами народа и уничтожены – расстреляны в Оренбургской Зауральной роще.

               (40) «Обезглавленность»стройки стала причиной снижения темпов строительства завода. (41) И все же он вошел в строй действующих в рекордные сроки, потому что строители были энтузиастами. (42) И заботились не столько о своем личном благе, сколько о благе страны!  

                                           (ПО Яниной Л.М.)

Приложение №2

Медногорье мое.

Где-то горы – в зелени сосен,

Где-то горы – кристаллов синь.

А у нас здесь не пышно, просто-

Все ковыль, чилига,полынь.

Пусть духами с лохматых лапок

Плещет где-то сосна сосне,

Только горький полынный запах

Почему-то дороже мне.

Город мой в ореоле горном,

Что до боли любовью жжет.

Медногорье… Оно упорно

От ветров меня бережет.

Солнцем горная зелень выжжена.

Притомившись, хребты лежат.

Мои горы тигрятами рыжими

Город преданно сторожат.

Без меди кто мы?

Мой город в зубчатой короне

Уральских гор зеленых летом.

Кого же за душу не тронет

Природное величье это?

На каждый зубчик той короны

Когда-то резво поднимались,

С волненьем сердца и влюблено

Тобою. Город, восхищались.

Мой город медью коронован.

На мседных залежах основан.

А потому мы – медногорцы.

Без меди кто мы? Только горцы.

Не иссякай, река металла.

Корона медная, не падай1

Ты славой город наделяла.

Так и теперь сердца порадуй!

Мой город в зубчатой короне

Уральских гор, зимою белых.

Кого же за душу не тронет

История о жизни смелых?

О тех, кто для родной державы,

Самосожженствуя, трудился.

Чтобы огонь от медной лавы

Из века в век средь гор светился!

Мой город медью коронован,

 На медных залежах основан,

А потому мы – медногорцы.

Без меди кто мы? Только горцы.

Не иссякай, река металла.

Корона медная, не падай!

Ты славой город наделяла.

Так и теперь сердца порадуй!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок РР в 6 кл "Анализ текста"

урок развития речи для обучающихся 6 класса . Анализ текста рассказа К.Д.Ушинского "Орел и кошка"...

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК ЕГЭ русский язык КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 5 КЛАСС РАБОТА №1.

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОКЕГЭ русский языкКОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА5 КЛАССРАБОТА №1....

Разработка урока по русскому языку. Речеведческий анализ текста.

Урок по русскому языку для 11 класса на тему Речеведческий анализ текса...

Открытый урок по русскому языку. Комплексный анализ текста.

Урок по литературе в 7 классе. Метод технологии развития критического мышления. Урок готовит учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. ОГЭ. 15.1. Учитель: Шапинская И. А...

Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Открытый урок по русскому языку «Комплексный анализ текста» в 8 классе

Урок в формате комплексного анализа текста даёт возможность на примере одного текста отработать материал из разных разделов языкознания, ненавязчиво ввести в число заданий актуальные для подготовки к ...