открытый урок РР в 6 кл "Анализ текста"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

урок развития речи для обучающихся 6 класса . Анализ текста рассказа К.Д.Ушинского "Орел и кошка"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. И тот, и другой мир изучены нами почти в совершенстве, но всегда от соприкосновения с ними остается ощущение загадки. К.Г. Паустовский.

Слайд 2

(1824-1870) К.Д. Ушинский – великий русский педагог

Слайд 3

Тема: «Анализ рассказа К.Д. Ушинского «Орел и кошка»

Слайд 4

Знать: что такое текст, стили и типы речи, тема, основная мысль текста. Уметь: определять стиль, тип речи, тему, основную мысль; находить художественные образы и художественно-изобразительные средства.

Слайд 5

Задание 1 Закончите предложение: За деревней…

Слайд 6

Ответ За деревней весело играла кошка со своими котятами.

Слайд 7

Задание 2 Начните предложение: … … и схватился со старой кошкой.

Слайд 8

Ответ Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой.

Слайд 9

Задание 3 Дополните предложение: … крылья, … клюв, … лапы с … , … давали орлу большое преимущество.

Слайд 10

Ответ Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными , кривыми когтями давали орлу большое преимущество

Слайд 11

Оцените себя Справились полностью - Справились частично – Не справились –

Слайд 12

Словарная работа Преимущество . 1.Выгода, превосходство (в сравнении с кем - чем - нибудь). Получить превосходство. Словарь С.И. Ожегова

Слайд 13

Художественные изобразительные средства Метафора Закипела битва насмерть. Кошка не потеряла мужества. Орел покинул поле битвы. Эпитеты Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы Сравнение Как молния , спустился он с вышины…

Слайд 14

Структура текста-повествования Вступление Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Заключение

Слайд 15

Вступление За деревней весело играла кошка со своими котятами.

Слайд 16

Завязка Вдруг откуда ни возьмись - огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка.

Слайд 17

Развитие действия Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой.

Слайд 18

Кульминация Закипела битва насмерть. Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Слайд 19

Развязка Орел покинул поле битвы…

Слайд 20

Заключение А кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать котенка.

Слайд 21

Цитатный план текста За деревней весело играла кошка с котятами. Орел схватил одного котенка. Кошка вцепилась в орла. Закипела битва насмерть. Орел покинул поле битвы. Кошка облизывала израненного котенка.

Слайд 22

Выводы из урока тема текста – схватка орла с кошкой стиль речи текста – художественный тип речи – повествование художественные образы – кошка, орёл, котёнок основная мысль – духовная сила могущественнее физической силы художественно-изобразительные средства – эпитеты, метафоры, сравнение

Слайд 23

Ответьте на вопрос: Какие чувства вызвал у вас рассказ К.Д. Ушинского «Орел и кошка»?

Слайд 24

Закончите фразу: «Урок дал мне возможность…»

Слайд 25

Домашнее задание Напишите, соблюдая структурные элементы рассказа, интересную историю из жизни животных.



Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 6 классе

«Анализ рассказа

К.Д. Ушинского

«Орел и кошка»

Выполнила:

Учитель русского языка

и литературы МБОУ

 ЛиховскойСОШ

Буракова Елена Викторовна

Х. Лихой

2011 год

Цель урока:  формировать умение анализировать текст художественного стиля.

Задачи урока:

  1. обучающие: организовать деятельность учащихся по работе с текстом; актуализировать знания по теме и идее текста, стилях и типах речи в практической деятельности;

  1. развивающие: создать условия для развития у учащихся умений анализировать текст: составлять цитатный план, аргументированно и связно формулировать ответы; развивать творческое воображение учащихся.

  1. воспитывающие: формировать желание пользоваться средствами выразительности, говорить и писать образно и красиво, обеспечить условия для воспитания речевой культуры и культуры общения в микрогруппе; содействовать воспитанию интереса  детей к животному миру.

Учащиеся должны

  1. знать: что такое текст, стили и типы речи, тема, основная мысль текста.

  1. уметь: определять стиль, тип речи, тему, основную мысль; находить художественные образы и художественно-изобразительные средства.

Оборудование: портрет К.Д. Ушинского, тексты рассказа (приложение 4), памятки по анализу текста (приложения 2,3), презентация (приложение 1).

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Учитель: «Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда – за работу.

Удачи желаю всем вам!

  1. Создание эмоциональной атмосферы.

Учитель: «Сегодня у нас урок развития речи, и начать я его хочу словами К.Г. Паустовского: Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. И тот, и другой мир изучены нами почти в совершенстве, но всегда от соприкосновения с ними остается ощущение загадки (приложение 1) (слайд 1).

  1. Фронтальная беседа:

Учитель:  Вы согласны с мнением К.Г. Паустовского, что удивительный мир природы порою для нас загадка?

Ответы учащихся: «да», «наверное», «не знаю» и др.

Учитель:  И я одну загадочную историю хочу предложить вашему вниманию. Её написал К.Д. Ушинский – великий русский педагог (слайд 2).

  1. Чтение учителем текста (с остановками).

По ходу чтения задаются вопросы:

- Как вы думаете, что произойдет дальше?

- Продолжите далее.

- А вам интересно, чем закончится эта история?

Учитель:  Как бы вы определили жанр прослушанного текста?

Ученик:  Это рассказ.

Учитель:  Что такое рассказ?

Ученик:  Рассказ – это   небольшое эпическое произведение, повествующее о важном событии из жизни героя.

Учитель:  Ребята, как вы думаете, как называется рассказ?

                   (Ответы учащихся)

Учитель:  Рассказ называется «Орёл и кошка». И тема нашего урока:

«Анализ рассказа К.Д. Ушинского «Орёл и кошка» (слайд 3)

Какие бы цели вы поставили бы перед собой на сегодняшнем уроке? (слайд 4)

Ученик:  Мы будем учиться анализировать текст: определять тему, основную мысль, стили и типы речи; находить художественные образы и изобразительные средства.

Учитель:  Правильно, ребята, но прежде чем анализировать текст, мы вспомним его содержание. Кто напомнит?

(Отвечает учащийся)

Учитель:   А сейчас выполним задания

Задание 1 (слайд 5)

Закончите предложение:

За деревней … …

Ответ (слайд 6)

За деревней весело играла кошка со своими котятами.

                          Задание 2 (слайд 7)

Начните предложение:

… … …  и схватился со старой кошкой.

Ответ (слайд 8)

Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой.                                                                                                              Задание 3 (слайд 9)                                                                                             Дополните предложение:                                                                               … крылья, … клюв, … лапы с …, … когтями давали орлу сильное преимущество.

         Ответ (слайд 10)

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество.

Подведение итогов выполненного задания (слайд 11)

  1. Практическая работа в парах.

Учитель:  А сейчас выполним следующее задание. У вас на столах в конвертах находится текст рассказа, который разбит на части. Вы должны его собрать. Вспомним что такое текст?

Ученик:  Текст – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.

Учитель:  Итак, связываем фрагменты текста в единое целое. Кто быстрее это сделает.

        (Учащиеся собирают текст и зачитывают его)

                    Словарная работа (слайд 12)    

 Учитель: Ребята, значение какого слова вам не совсем понятно? (Слово «преимущество» - многозначное; в тексте употреблено в значении «превосходство»).

  1. Фронтальная беседа по тексту.

(В ходе беседы ученики делают записи в своих рабочих листах)

Учитель:  О чем идёт речь в рассказе? Определите тему.

Ученик:  В рассказе речь идёт о поединке орла и кошки.

Учитель:  Каков стиль данного текста? Посмотрите в памятку «Стили речи» (Приложение3).

Ученик:  Художественный стиль.

Учитель:  Какова цель художественного стиля?

Ученик:  Воздействие на читателя с помощью художественных образов и  художественно-изобразительных средств.

Учитель:  Назовите художественные образы, которые мы встречаем в рассказе Ушинского.

Ученик: Образы кошки, орла, котенка.                                                         Учитель:  Дети, а что вас удивило в этой истории?                                    Ученик:  Кошка, маленькое животное, одержала победу над                      могущественным орлом.                                                                                                                                                                        

Учитель:  А как бы вы озаглавили текст?

Ученик:  «Кошка», «Кошка и орёл», «Схватка».

Учитель:  Значит, кошка сильнее? А что её сделало сильнее орла?

Ученик:  Она любит своих котят. Она мать.

Учитель:  Действительно, материнская любовь сделала её сильной духом. И     как бы вы сформулировали основную мысль рассказа?

Ученик:  Духовная сила могущественнее физической.

Учитель:  Я думаю, что рассказу можно было дать и другие названия: «Мать» или «Сила духа.

Учитель:  Итак, мы определили тему, основную мысль, стиль текста, нашли  художественные образы. Это кошка, орёл, и котёнок.

        - А что помогает создавать автору яркие образы? Посмотрите в свои памятки (Приложение 3).

Ученик: Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

Учитель: Одним словом, это художественно-изобразительные средства.

  1. Практическая работа в группах.

Учитель: Найдите в тексте яркие выражения и соотнесите с основными видами изобразительных средств.

(Первая группа ищет эпитеты, вторая – метафоры, третья – сравнения)

            Ответы учащихся.

            Поверка выполненного задания (слайд 13)

1 группа:

                 Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы. Это эпитеты.

2 группа:

        «Закипела битва насмерть», «Кошка не потеряла мужества», «Орёл покинул поле битвы». Это метафоры.

3 группа: «Как молния, спустился он с высоты и схватил одного котёнка».

                 «Как молния…» - это сравнение.

          Общие выводы данного этапа.

Учитель: Итак, какой цели служат художественно-изобразительные средства?

Ученик: Художественно-изобразительные средства служат созданию ярких художественных образов.

Учитель: Каков тип речи данного текста? Обоснуйте.

Ученик: Тип речи – повествование, так как в нём перечисляются действия орла и кошки. События происходят последовательно.

Учитель: Назовите действия орла и кошки.

Ученик: Кошка играла, вцепилась, перекусила.

        Орёл спустился, схватил, схватился, выклевал, покинул.

Учитель: Итак, мы доказали, что этот текст по типу речи является  повествованием, по жанру – это рассказ. Назовите элементы рассказа.

Ученик: Вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение (слайд 14)        

        Практическая работа в парах.

Учитель: Соотнесите структурные элементы с данным рассказом (слайд 15-20).

        

      Составление цитатного плана учащимися.

      Цитатный план (слайд 21)

  1. Выводы из урока (слайд 22)

Учитель: Итак, ребята, проанализировав текст, мы определили, что

   - тема текста – схватка орла с кошкой

   - стиль речи текста – художественный          

   - тип речи – повествование

   - художественные образы – кошка, орёл, котёнок

   - основная мысль – духовная сила могущественнее физической силы

   - художественно-изобразительные средства – эпитеты, метафоры,                            сравнение

Учитель: Возвращаюсь к эпиграфу урока, повторю свой вопрос: «Согласны ли вы, что мир природы для нас загадка?»

(Учащиеся отвечают утвердительно)

Учитель: Да, ребята, для нас этот удивительный и прекрасный мир –  загадка. Это чудо, которое всегда рядом. Звери и птицы живут по своим законам, которые для нас непривычны, а иногда бывают и вовсе непонятны. Но этот мир устроен так, что нет в нём ничего лишнего, неправильного и необъяснимого. И мы убедились в этом, прочитав и проанализировав рассказ К.Д. Ушинского. Мы с вами можем объяснить и понять, почему кошка спасла своё потомство, что заставило её это сделать. Это сила материнской любви.

-А какие чувства у вас, ребята, вызвал этот рассказ? (слайд 23)

(Ответы учащихся)

  1. Итоги урока:

  Учитель: Давайте подведём итоги:

- Чему мы обучались на уроке?

- Какой этап урока вам понравился?

- Что вызвало затруднение?

               Закончите фразу: «Урок дал мне возможность…» (слайд 24)

  X. Домашнее задание: (слайд 25)

 - Напишите, соблюдая структурные элементы рассказа, интересную историю из жизни животных.



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Типы речи и их структура (построение)

повествование (что было сначала, что потом… и наконец)

1. вступление (сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои)

2. основная часть (развитие действия):

а) завязка (момент, с которого начинается событие)

б) развитие действия

в) кульминация (момент наивысшего накала событий)

г) развязка (окончание в развитии событий)

3. заключение

  1. описание – изображение людей, предметов, животных, природы.

 1. зачин (общее представление описываемого)

 2. срединная часть (описание деталей, частей)

 3. концовка (отношение к описываемому)

  1. рассуждение (изложение причин явлений и событий, их взаимная связь)
  1. тезис (утверждение, высказывание)
  2. аргументы (доказательства)
  3. вывод



Предварительный просмотр:

Приложение 3.

СТИЛИ РЕЧИ

План характеристики стиля

Разговорный

Книжные

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Художественный

1. Цель высказывания

Общение, обмен мыслями

Сообщение научной информации

Сообщение деловой

информации

Воздействие на слушателей или читателей

Воздействие на слушателей или читателей худ. произведения

2.Сфера применения:

  1. в устной речи
  2. в письменной речи

Беседа в кругу близких людей, в неофициальной обстановке

Дружеские письма, послания

Уроки, лекции, доклады

Учебники, словари, энциклопедии, научные и научно-популярные книги

Объявление

 (по радио или телевидению)

Законы, документы, заявления

Выступления на митингах, собраниях, съездах

Статьи в газетах, журналах

Произведения

устного народного творчества

произведения художественной литературы

ТЕКСТ

Тема текста: о чем  текст?

Главная мысль (идея текста): что автор стремиться сказать читателю, в чем хочет убедить читателя.

Проблема – это вопрос, который ставит автор в тексте.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА:

Эпитет – образное определение, выраженное прилагательным в переносном значении. Например: золотые руки, серебряный голос, сапфировые тени на снегу, жемчужные березы и т.п.

Олицетворение – приписывание неживым предметам свойств живых. Например: «ветер уснул», « Сыплет черемуха снегом», «Поют деревья, блещут воды».

Метафора – скрытое образное сравнение, выражающееся в форме существительного, прилагательного, глагола. Например: «Сыплет черемуха снегом», «убит горем»,  «кровь с молоком», «горящие глаза» и др.

Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов при помощи союзов: как, как будто, будто, точно или без союзов. Например: «Заря как кровь на снегу», «Анчар, как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной»



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Орел и кошка

  За деревней весело играла кошка со своими котятами.

        Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка.

Но не успел ещё подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой.

Закипела битва насмерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз.

Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Орёл покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка. (По К.Д. Ушинскому)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок в 10 классеТема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С).

Цели урока: Обучающая:  подготовка  к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С, ЕГЭ); Развивающая: совершенствовать монологическую и диаллогическую речь, развивать аналитическое ...

Открытый урок по информатике "Редактирование текста"

разработка открытого урока по информатике для 5 класса...

Разработка открытого урока 5 класс "Форматирование текста"

Техналогическая карта урока Презентация к уроку...

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Открытый урок по теме " Чтение текста "Лохнесское чудовище" с привлечением дополнительной информации"

Урок разработан на базе УМК: “Rainbow” – 6 класс авторы Афанасьева О.В.,  Михеева И.В., Баранова К.М., издательство Москва «Дрофа» 2013 год....