План-конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема урока «Правописание производных предлогов»
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

Полуэктова Ольга Владимировна

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.

Тема урока «Правописание  производных предлогов»

 

Цели урока:

1.   Образовательные: – научиться разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи;
– научить правильно писать производные предлоги;
– устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора слитного и раздельного написания предлогов;
– обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.

2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую  зоркость.

3.   Воспитательные.: вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку, к  Родине, природе,  чувство прекрасного, приобщить к живописи, совершенствовать читательский вкус.

4.  Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся, обогащать  словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

5.Коррекционные: Преодолеть пассивность деятельности ребенка и пробудить желание к взаимодействию; изменить психическое самочувствие, развивать коммуникабельность и доброжелательность общения, способность к контакту.

Тип урока: урок-закрепление

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_7_klasse.docx664.21 КБ

Предварительный просмотр:

                    План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.

                      Тема урока «Правописание  производных предлогов»

Цели урока:

1.   Образовательные: – научиться разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи;
– научить правильно писать производные предлоги;
– устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора слитного и раздельного написания предлогов;
– обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.

2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую  зоркость.

3.   Воспитательные.: вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку, к  Родине, природе,  чувство прекрасного, приобщить к живописи, совершенствовать читательский вкус.

4.  Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся, обогащать  словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

5.Коррекционные: Преодолеть пассивность деятельности ребенка и пробудить желание к взаимодействию; изменить психическое самочувствие, развивать коммуникабельность и доброжелательность общения, способность к контакту.

Тип урока: урок-закрепление

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, доска, тетрадь.

Ход урока

  1. Организационный момент. (1-2 мин)

– Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со слов известного английского писателя Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то и у меня и у вас останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

Ваши идеи сегодня будут очень даже кстати.

Итак, мы начинаем. Откройте, пожалуйста, ваши тетради, запишите сегодняшнее число.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой «Правописание производных предлогов», и сейчас я предлагаю  вам  выполнить ряд заданий, которые помогут нам закрепить изученное.

  1. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся. (20 мин)

Прошу вас обратить внимание на экран. Перед вами  первое задание.

Слайд 1

Раскройте скобки.  Укажите , какой частью речи является   выделенное слово. Докажите вашу точку зрения.

1.Его упрашивали (в) продолжени.. недели. (производный предлог, так как имеет значение времени ,пишется раздельно, с буквой  Е  на конце )

2.Я не обольщаюсь (на)счет качества этих переводов.(производный предлог , так как можно заменить предлогами-о,об  без потери смысла предложения,употребляется в паре с сущ-м в Р.п, пишется слитно.)

3.Опасения Ивана Николаевича полностью оправдались: прохожие обращали на него внимание и оборачивались. (В) следстви... этого он принял решение покинуть большие улицы. (слово употреблено в значении «из-за» - производный предлог, пишется слитно и с Е на конце)

4. (На) счет в банке было переведено четыреста миллионов рублей.(слово счёт  употреблено в значении документа,с помощью которого проводятся денежные операции,отвечает на вопрос что?, изменяется по падеждам, Ч.Р- сущ-е , пишется раздельно.Данное сочетание непр.предлог+сущ-е )

5. (В) продолжени... романа можно будет узнать о дальнейшей судьбе героини. (слово продолжение употреблено в значении часть чего-либо продолженного, след-но это сущ-е в П.п , выделенное слово это сочетание непроизводного Предлога + сущ-е, пишется раздельно с И на конце)

6.  И (не) смотря на то, что мы это знали, все-таки темнота застала нас врасплох .()

7. Не успели мы выйти за город, как (на) встречу нам вышли женщины с освященным молоком и помазали им людей и животных. (слово употреблено в значении по направлению к, значит это производный предлог, пишется слитно)

8. Неприятель, (в) течени... ночи почти не пытавшийся штурмовать, на рассвете в открытую ринулся на нашу роту. (слово употреблено в значении времени, зачит это производный предлог, пишется раздельно с Е на конце )

9. Впрочем, (в) виду недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции. (слово употреблено в значении «из-за» и может им заменено без потери смысла предложения, значит это производный предлог, пишется слитно )

10. (В) следстви... какой-то задержки в пути лошади отстали . . (слово употреблено в значении «из-за» и может им заменено без потери смысла предложения, значит это производный предлог, пишется слитно )

Очень хорошо, и не теряя темп , мы переходим к следующему заданию.

Слайд 2. (7 минут)

Откройте приложение Kahoot! на своих устройствах. Введите написанный на доске код и присоединяйтесь к игре. Ваша задача выбрать и кликнуть на вариант ответа, содержащий  «лишнее» в каждой колонке. Объясните  свой выбор устно .

На экране открываются вопросы, ребята выбирают варианты ответа, объясняя свой выбор.

Вследствие             В течение                 Несмотря на дождь

Насчёт                    В продолжении        Спустя рукава

Впоследствии         В течении

                                 От снегопада

                               Через снегопад

                              Ввиду снегопада

1 колонка  -впоследствии(это наречие среди предлогов),

2 колонка- в течение (это производный предлог среди  сочетаний непроизводного предлога и существительного),

3 колонка- спустя рукава (это деепричастие), 4 колонка- ввиду снегопада, так как ввиду –производный предлог).

Слайд 3. (10 минут)

«Прекрасно, поздравляем тройку победителей!  А теперь я бы хотела предложить вам следующее.   Сейчас на экране появятся четыре вида реально существующих на этой планете животных, в существование которых очень сложно поверить. Давайте представим  себя  учеными, которым посчастливилось стать первооткрывателями  данных видов, и ваша задача  написать мини-статью об этом животном, включающую название этого животного, которое вы придумываете сами, используя изученные и закреплённые  нами  производные предлоги и омонимичные им формы (не менее 5-ти предлогов и/или омономичных форм).  Минимальный объем работы- 7 предложений.

На эту работу я даю вам 10 минут, после истечения которых, желающие, прочитают своё произведение классу, а остальные должны на слух определить : сколько было использовано предлогов и назвать их.  А в конце урока, я  расскажу вам реальную информацию об этих животных, и посмотрим, насколько вы  были близки к реальности.

Перед тем, как мы  приступим к работе, давайте выведем критерии, по которым оценим работу каждого из выступающих. Поделитесь, на что нам важно обратить внимание? Кто хочет начать?»

Учащиеся выводят критерии, учитель записывает их на доске в порядке значимости.

Цель задания : формировать умение использовать в письменной речи изученные и закреплённые  производные предлоги и омонимичные им формы.

Задача: умение составлять письменное описание животного в разных стилях речи.

Критерии оценивания учащимися:

  1. Текст работы  ровно /превышает -  7 предложений.
  2. Количество производных предлогов и/или омономичных форм – не менее 5-ти.
  3. Соответствие описанию ( использование в тексте перечисление признаков животного).
  4. Соответствие содержания выбранному стилю речи (лексика, синтаксис).
  5. Соблюдение последовательности в построении текста (введение, основная часть, заключение).

Слайд 4.

1                                                         2

черепаха.jpgАксолотль-фото-1024x512.jpg

осьм.jpgзвездонос.jpg

3                                                            4

Учащиеся работают над творческим заданием в своих тетрадях . (10 минут)

«Итак, 10 минут прошло. Кто хочет начать?»

Ученики по желанию зачитывают получившиеся у них тексты, слушающие анализируют и оценивают. (5 минут)

«Очень хорошо, у нас  получились оригинальные и познавательные статьи. А теперь давайте вспомним, какие бывают стили речи, и какой стиль речи вы сейчас использовали?  А так предлагаю вам предположить, в каком стиле речи чаще всего используются производные и непроизводные предлоги?»

«А теперь как я вам и обещала, познакомимся с изображёнными существами: (5 минут)

На экране появляются видеофрагменты из передачи про данных животных с голосовым сопровождением ведущего.

1.Австралийская змеиношейная черепаха.

2. Аксолотль — Личинки этого вида не подвергаются метаморфозу, а взрослые особи остаются водными и с жабрами. Аксолотль высоко ценится учеными за способность отращивать новые конечности и даже части тела, включая позвоночник и часть мозга в случае их потери.

3. Осьминог Дамбо-Он обитает на глубине 900 – 4900 метров ниже уровня моря и считается самым глубоководным осьминогом, когда-либо обнаруженным

4. Звездонос— этот необычный крот, обитающий в Северной Америке, отличается странным мясистым носом. На конце мордочки у него находится 22 двигающихся розовых щупальца, которые очень чувствительны и используются им в качестве своеобразных антенн».

III. Рефлексия. Подведение итогов учащихся. (2 мин)

IV.Домашнее задание. (1 мин) (Слайд 5).

Учитель русского языка и литературы             _________________________

                                                                                         (Полуэктова О.В.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"

Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...

Русский язык 4 класс тема урока: «Правописание предлогов»

Русский язык 4 класс тема урока: «Правописание предлогов»...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

План-конспект урока по русскому языку 6 класс. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».

Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Цель: Развивать познавательную активность, умение определять род имён прилагательных, правильно писать окончания.Задачи:1) формировать умение определять ро...

План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Данный урок предназначен для учащихся коррекционной школы. Урок развития речи. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.  Коррекционно &nda...