Конспект открытого урока русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кочнева Надежда Викторовна

Конспект открытого урока  русского языка в 5 классе

 

по теме  «Разделительные Ъ и Ь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл по теме «Разделительные Ъ и Ь»29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Селенгинская специальная (коррекционная) школа»

Конспект открытого урока  русского языка в 5 классе

по теме  «Разделительные Ъ и Ь»

Учитель русского языка и литературы           Кочнева Н.В.

                                          п.Селенгинск

Цель: актуализировать и восстановить знания о правописании разделительных Ъ и Ь, отработать умения правильно писать слова.

Тип урока: систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты:

--  предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

знать правило употребления разделительных Ъ и Ь;

-- уметь находить в словах разделительные Ъ и Ь; разграничивать Ь разделительный и Ь как показатель мягкости согласного, правильно употреблять на письме разделительные Ъ и Ь.

 Метапредметные: свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения: наблюдения над языком, составление интеллект-карт, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: презентация по теме урока.

Основные понятия: приставка

Организационная структура (сценарий) урока

  1. Оргмомент.
  2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

-  Определим свое настроение:   поднимите руки,  у кого настроение

 

Отличное

Хорошее

Не совсем готовы

- Итак, настраиваемся на работу.

III.    Актуализация знаний

1. Название каких букв состоят из 2-х слов, одно из которых звучит одинаково?

(Ъ и Ь)

  1.  Как бы вы назвали тему нашего урока?

(Разделительные Ъ и Ь)

  1.  Какая цель нашего урока?

(Повторить знания правописания Ъ и Ь; отработать умение правильно писать слова)

  1. Инсценирование сценки П. Матвиенко  «Мягкий Знак и Твёрдый Знак»

             — Не чересчур ли ты добряк? —

             Так Знаку Мягкому промолвил Твердый  Знак. --


             Слова и буквы ты всегда смягчить   стремишься.
            Нет, в алфавит ты не годишься!


            --  Кто б говорил, но ты б уж помолчал! --


              Знак Мягкий  Твердому на это отвечал. --


             Ты тверд и груб,
             Как суковатый дуб.
             Давным-давно пора, как букву Ять,
            Тебя из азбуки изъять...


            -- Друзья! Наш разговор  —  никчемные слова, —


            Услышав этот спор, сказала буква А. --


           Вы оба хороши, достойны оба чести,
           Когда стоите в нужном месте.

-- Посмотрите сценку и скажите, что общего у этих букв?

-- В чем их различие?

  1. «Открытие нового»

    1.   «Понаблюдайте»: с. 28 учебника (таблица)

                -- Прочитайте вслух

                -- Какие знаки «превращают» набор букв  в слова?

                -- В чем разница в их произношении?

  1. Чтение теоретического материала с. 28, орфограмма № 6
  2. Составление  интеллект-карты:

-- В какой морфеме (части слова) находится Ъ?

        -- Ь?

        -- Перед какими буквами будем писать Ъ?

        -- Ь?

         -- Сколько частей будет в нашей интеллект-карте?

  1. Закрепление
  1. Игра «Где Ъ и Ь»

Съездим   Вьюга
Бьющийся
Предъюбилейный
Воробьи
Льется

Объединение
Овечьи
Изъявить

  1. Распределительный диктант

Разделительный Ъ

Разделительный Ь.

подъехать

вьюга

съёмка

льётся

разъяснить

бульон

предъюбилейный

муравьи

объявить

бурьян

барьер

воробьи

-- Назовите имя прилагательное?    (предъюбилейный)

  1. Творческое списывание  (См. Слайд № 8 и 9)

раз_ярённый зверь,
с_ёжиться от холода,
об_яснить задачу,
л_ётся дождь,
раз_единить провода,
большой об_ём,
раз_увериться во всём,
с_узить юбку,
под_езд к дому,
в_ёт гнездо,
сверкнуть в лист_ях,
сер_ёзная опасность.

  1. «Решение ситуационных задач»

        

 Упр. № 54, с. 28 (устно)

  1. Физкультминутка

- Напишите глазами буквы Ъ и Ь

- Быстро поморгали

- Потрите ладошку о ладошку

  1. Самостоятельное творческое использование сформулированных умений и навыков

  1. Игра «Доскажите словечко»

Объявление

Вьюга

Объедки

Жилье

Подъехал

Ручьи

Подъемный

Вьет

- Посмотрите на слова и запомните.

- Запишите правильно как можно больше.

- Придумайте предложение с одним из этих слов, но само слово не называйте.

Например,

На доске написано … (объявление)

Собаке отнесли …. (объедки) с нашего стола

Мы долго блуждали и наконец увидели… (жилье)

К остановке  автобус ….  (подъехал)

Весной везде разливались … (ручьи)

На 10 этаж кирпич поднимает кран…  (подъемный)

Девочки …  (вьют) венки из ромашек.

  1. Сообщение «Это интересно! Из истории языка»

 Буква “ер” - Ъ - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд).

До 1917—1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ.

Тогда весь народ наш был разделён на писавших с “ером” и без “ера” на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы.

Букву “ер” называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква “ер” на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги.

Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.

 

  1. Обобщение усвоенного материала

  1. «Повторяем с контролем»

-- Составить вопрос по нашей теме.

-- Задать его товарищу.

  1. Самостоятельная работа

       -- Записать только слова, в которых есть разделительные Ъ и Ь

(Слайд № 11)

Волк ужасно разъярен,
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съёжась, выставил иголки –
Объегорил злого волка.  

  1. Домашняя работа

-- Выучить интеллект-карту или орф. № 6, с.28;

-- упр. № 58

  1. Рефлексия. «Продолжи фразу»

-- Мне было интересно…

    -- Мне было трудно ….

    -- Мы сегодня разобрались в ….

    -- Завтра я хочу на уроке ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой самоподготовки в 4 классе по русскому языку и чтению.

В конспекте показана работа по выполнению задания на самоподготовке, индивидуальная работа, коррекционные упражнения....

Конспект открытого урока в 8 классе "Иностранные языки"

Расширение кругозора и развитие навыка устной речи, а также повторение сложного дополнения....

Конспект Открытого урока для 6 класса по английскому языку по теме "Профессии по УМК English 6, автор Кузовлев В.П.

Цель урока: Повторение изученных грамматических структур и лексики по теме «Профессии»Задачи урока:Образовательные:1.     Обобщить, систематизировать и активизировать накопленный с...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

План-конспект открытого урока в 3 классе. школы с углубленным изучением английского языка. УМК И.Н.Верещагина, Т.А.Притыкина. Тема урока «Одежда. Времена года».

Урок разработан с целью повторить и закрепить слова по пройденной теме "Одежда", ввести новую тему «Времена года» и новые слова,  организовать их первичную тренировку, ...

План-конспект открытого урока во 2 классе школы с углубленным изучением английского языка УМК Верещагиной И.Н.,Бондаренко К.А.,Притыкина Т.А.

Урок разработан с целью познакомить учащихся со структурой вопроса "How many … have you (has he/she) got?" "Сколько .... у тебя есть?" и  случаями егоупотребления....

Конспект открытого урока в 7 классе "Изучение английского языка"

Командная игра, использование видеоматериала....