Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Фролова Светлана Валентиновна

 Урок изучения деепричастного оборота.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте

Цель

обучающий аспект:

- знать понятие  «деепричастный оборот» (познавательные универсальные  учебные действия);

- уметь определять роль деепричастного оборота в предложении (познавательные универсальные  учебные действия);

- учиться находить деепричастный оборот,  определять его границы в предложении и выделять  запятыми (познавательные универсальные  учебные действия);

развивающий аспект:

- развивать логическое мышление  при сравнении причастного и деепричастного оборотов (познавательные универсальные  учебные действия);

- развивать устную  и письменную речь учащихся, обосновывая свою точку зрения в различных учебных ситуациях (коммуникативные универсальные  учебные действия);

- развивать внимание при организации и оценивании своей деятельности при выполнении теста в программе «Plickers» (регулятивные универсальные  учебные действия);

воспитывающий аспект:

- воспитывать уважительное отношение к самому себе и другому   человеку(личностные универсальные  учебные действия);

- воспитывать культуру эстетического восприятия художественных произведений (личностные универсальные  учебные действия);

Тип урока: урок изучения новых знаний

Этапы урока

- проверка домашнего задания,

-подготовка к активной учебно-познавательной деятельности ,

-усвоение нового материала ,

-первичная проверка усвоения ,

-итог на рефлексивной основе,

-домашнее задание.

Ход урока:

1.Приветствие учителя.

На прошлом уроке мы начали знакомство с этой ещё новой для нас частью речи.  сегодня на уроке мы с вами будем работать с оценочными листами.

Дома вы должны были выучить теоретический материал и выполнить ряд заданий по тетради Богдановой.  Тетради я проверю потом, а сейчас мы проверим знание теоретического материала и умения находить деепричастия с помощью программы рликерс.

 Будьте внимательны. Выставите себе в оценочный лист баллы: 2 балла – правильно 8 и более  ответов, 1 балл – правильно 7-8 ответов, 0 – 6 и менее.

Откройте тетради, запишите тему урока.

Работа с тестом.

Тест по русскому языку «Деепричастие. Деепричастие как часть речи» №1 для 7 класса

1. Деепричастие отвечает на вопрос: 

 1) когда?

2) почему?

3) что сделает? 

4) что делая? 

2. Деепричастие образуется от 

1) наречия

2) глагола

3) причастия

4) прилагательного

3. Деепричастие 

1) изменяется

2) не изменяется

4. Деепричастие имеет суффиксы:

1) –ущ- , -ющ-

2) -енн-, -ённ-

3) -ш-, -вш-

4) –вши, -я, -а, -в

5. В предложении деепричастие является

1) сказуемым

2) определением

3) обстоятельством

4) дополнением

6. Укажите деепричастие:

1) узнавший

2) узнав

3) узнаёт

4) узнающий

7. Укажите деепричастие:

1) помирившись

2) помирятся

3) помирились

4) помирившиеся

8. Укажите деепричастие:

1) желтеют

2) желтеющий

3) пожелтевший

4) желтея

9. Укажите деепричастие:

1) собирались

2) собираясь

3) собранный

4) собирающий

10. Укажите деепричастие:

1) посмотрел

2) смотрящий

3) посмотрев 

4) рассмотренный

2. Постановка цели и задач урока.

- Деепричастия, деепричастия… Сколько с ними хлопот: и произносить их надо

правильно, и употреблять в предложении, хорошенько подумав. А может, не так уж

они и нужны? Мне кажется, убедительно, красноречиво ответил на этот вопрос

английский поэт Р. Саути своим необычным стихотворением «Лодорский водопад».

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре.

- Что в этом стихотворении показалось необычным? (52 деепричастия!)

зачем автор использует деепричастия?Что они передают? (экспрессию и динамику, которая передаётся с помощью однородных членов.

- Кто из вас видел настоящий водопад? Слышал его шум?

- Какую же роль играют деепрчастия?( показывают действия, которые делает водопад)

Наша задача не только находить деепричастия, но и использоать их в речи.

Для того, чтобы находить деепричастия в речи, нужен алгоритм. Попробуйте составить его

  алгоритм (последовательность действий)  

1. Находим главное слово (глагол, к которому относится деепричастие)

2. Находим деепричастие по вопросу, суффиксу.

3. Находим зависимые от деепричастия слова

4. Выделяем деепричастный оборот (одиночное деепричастие) запятыми

4.Давайте проанализируем предложения. Запишите их в тетрадь, выделив главное слово, к которому относится деепричастие или деепричастный оборот.

Отдохнув в тенистой роще, мы продолжили путь.

Я залюбовался видом просыпающегося города, открыв окно.

Птицы, взлетая, становятся стаей упругой.

Проверьте себя, поставьте баллы за выполненную работу.

Пользуясь материалом задания, сделайте вывод о месте деепричастного оборота в предложении и о постановке   знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами.

5. Вы уже работали над причастным оборотом. Подумайте, в чем отличие причастного и деепричастного оборота. Проанализируйте предложения, заполните таблицу,:

Причастный и деепричастный обороты.

Причастный оборот

Деепричастный оборот

Относится к

Член предложения

Выделяется запятыми

Проверьте правильности, баллы занесите в оценочный лист.

6.

7. Работа с предложениями в парах. Расставьте знаки препинания, выделите причастные и деепричастные обороты.

1. Перед ними необозримо расстилалось море залитое лучами утреннего солнца. Волны рождаемые ласковым дыханием ветра тихо бились о борт. Далеко в море напоминая шрам  виднелась коса. И там, на краю моря, облаков было бесконечно много.  (М.Горький)

2. Равнина  вод  колышется  широко,

Обведена  серебряной  каймой.

Мутится  мыс  зубчатою  стеной

Ступив  на  зыбь расплавленного  тока.

Туманный  день  раскрыл  златое око,

И  бледный  луч расплесканный  волной  

Скользит  дробясь  над мутной  глубиной,-

То колос дня от пажитей востока… (М. Волошин)

3. Чуть слышится ручей бегущий в сень дубравы
Чуть дышит ветерок уснувший на листах

И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.

……………………………………

А там в безмолвии огромные чертоги

На своды опершись  несутся к облакам.

Не здесь ли мирны дни вели земные боги? (А. Пушкин)

4. Люблю я солнце осени, когда

Меж тучек и туманов пробираясь

Оно кидает бледный мёртвый луч

На дерево колеблемое ветром

И на сырую степь. (М. Лермонтов)

5. Засев однажды в шалаше я был удивлён необычайным зрелищем. Многочисленная стая лебедей возвращавшихся на север с далёкого юга стала кружить над заливом. Ещё никогда не видел я такой чудесной картины. Покружив  лебеди стали садиться в воду. Я любовался невиданным зрелищем напоминавшим мне пушкинские сказки. (По И. Соколову-Микитову)

6. Спасаясь от огня старый ворон перелетел поляну и уселся на тоненькую рябину. Рябинка зашатавшаяся под тяжёлой птицей согнулась, и ворон долго раскрывал крылья стараясь удержаться на ветке. Громкий треск раздавшийся из лесной чащи испугал зайца. Зверёк метнулся в сторону и подпрыгивая скрылся в траве. (Константин Бадигин)

7. Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам. (А. Пушкин)

8. Еще вчера на солнце млея

Последним лист дрожал листом,
И озимь пышно зеленея

Лежала бархатным ковром.(А. Фет)

8. Работа с текстом по картине И.К.Айвазовского

Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия или деепричастные обороты. Можно использовать материал стихотворения Р.Саути.

    Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды,_______________, устремляются вниз с огромной высоты__________________.

Они,___________________, неостановимо бегут наперегонки,

___________________________.  Вот они,________________,

Переливаются под лучами солнца, а вот,__________________,

Сливаются с тёмными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая,_________________________, веками удивляет человека?

Прочитайте полученные тексты.

 Работа с текстом по картине В.М.Васнецова «Алёнушка».

Замените подчеркнутые глаголы деепричастиями. Как изменится пунктуация предложений? Подчеркните деепричастные обороты, расставляя знаки препинания.

       Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляет задуматься о горькой судьбе одинокого человека.

      Уронила голову на руки, отрешённо смотрит вдаль бедная девушка. Переживания сжимают сердце, туманят её безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратились в плотную стену. Серое небо навевает тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро тоскливо чернеет, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку, напоминают о несбывшихся мечтах.

       Кажется, что осенняя природа чувствует настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.

Ключ:

       Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляя задуматься о горькой судьбе одинокого человека.

Уронив голову на руки, отрешённо смотрит вдаль бедная девушка. Переживания,сжимая сердце, туманят её безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратившись в плотную стену. Серое небо, навевая тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро, тоскливо чернея, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку, напоминая о несбывшихся мечтах.

       Кажется, что осенняя природа, чувствуя настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.

Д. з.

 

1. Составьте текст- описание известной вам картины В.М.Васнецова «Богатыри» с помощью следующих деепричастных оборотов:

1.всматриваясь в картину;

2.символизируя смелость и отвагу;

3.напряжённо вглядываясь;

4.высоко поднимая сорокапудовую палицу;

5.готовясь вступить в смертельную схватку;

6.внушая страх противнику;

7.спокойно наклонив голову;

8.почуя врага;

9.лукаво улыбаясь;

10.поражая находчивостью;

11.держа в правой руке гусли;

12.не боясь вражеских полчищ;

13.как будто возвышаясь над землёй;

14.мужественно защищая своё Отечество.

2. Упр.

3. Самим выбрать картину и составить по ней текст описание, используя деепричастные обороты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Конспект урока по сисиеме Бабайцевой с применением ЦОР....

Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Конспект урока по системе Бабайцевой с применением ЦОР....

Контрольная работа по теме:" Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

В тексте с пропущенными орфограммами необходимо расставить знаки препинания,графически выделить деепричастный оборот и всавить пропущенные буквы...

Методическая разработка урока "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе по изучению темы "Деепричастие". Конспект урока представлен в виде технологической карты ....

Статья. Тема урока «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте».

Тема урока «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте». Цель урока: 1. Совершенствовать навыки нахождения д.о., выделения его знаками препинания; построения предложений, осложн...

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Материал открытого урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте" с исполҗзованием сингапурских структур....