Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок изучения деепричастного оборота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте
Цель
обучающий аспект:
- знать понятие «деепричастный оборот» (познавательные универсальные учебные действия);
- уметь определять роль деепричастного оборота в предложении (познавательные универсальные учебные действия);
- учиться находить деепричастный оборот, определять его границы в предложении и выделять запятыми (познавательные универсальные учебные действия);
развивающий аспект:
- развивать логическое мышление при сравнении причастного и деепричастного оборотов (познавательные универсальные учебные действия);
- развивать устную и письменную речь учащихся, обосновывая свою точку зрения в различных учебных ситуациях (коммуникативные универсальные учебные действия);
- развивать внимание при организации и оценивании своей деятельности при выполнении теста в программе «Plickers» (регулятивные универсальные учебные действия);
воспитывающий аспект:
- воспитывать уважительное отношение к самому себе и другому человеку(личностные универсальные учебные действия);
- воспитывать культуру эстетического восприятия художественных произведений (личностные универсальные учебные действия);
Тип урока: урок изучения новых знаний
Этапы урока
- проверка домашнего задания,
-подготовка к активной учебно-познавательной деятельности ,
-усвоение нового материала ,
-первичная проверка усвоения ,
-итог на рефлексивной основе,
-домашнее задание.
Ход урока:
1.Приветствие учителя.
На прошлом уроке мы начали знакомство с этой ещё новой для нас частью речи. сегодня на уроке мы с вами будем работать с оценочными листами.
Дома вы должны были выучить теоретический материал и выполнить ряд заданий по тетради Богдановой. Тетради я проверю потом, а сейчас мы проверим знание теоретического материала и умения находить деепричастия с помощью программы рликерс.
Будьте внимательны. Выставите себе в оценочный лист баллы: 2 балла – правильно 8 и более ответов, 1 балл – правильно 7-8 ответов, 0 – 6 и менее.
Откройте тетради, запишите тему урока.
Работа с тестом.
Тест по русскому языку «Деепричастие. Деепричастие как часть речи» №1 для 7 класса
1. Деепричастие отвечает на вопрос:
1) когда?
2) почему?
3) что сделает?
4) что делая?
2. Деепричастие образуется от
1) наречия
2) глагола
3) причастия
4) прилагательного
3. Деепричастие
1) изменяется
2) не изменяется
4. Деепричастие имеет суффиксы:
1) –ущ- , -ющ-
2) -енн-, -ённ-
3) -ш-, -вш-
4) –вши, -я, -а, -в
5. В предложении деепричастие является
1) сказуемым
2) определением
3) обстоятельством
4) дополнением
6. Укажите деепричастие:
1) узнавший
2) узнав
3) узнаёт
4) узнающий
7. Укажите деепричастие:
1) помирившись
2) помирятся
3) помирились
4) помирившиеся
8. Укажите деепричастие:
1) желтеют
2) желтеющий
3) пожелтевший
4) желтея
9. Укажите деепричастие:
1) собирались
2) собираясь
3) собранный
4) собирающий
10. Укажите деепричастие:
1) посмотрел
2) смотрящий
3) посмотрев
4) рассмотренный
2. Постановка цели и задач урока.
- Деепричастия, деепричастия… Сколько с ними хлопот: и произносить их надо
правильно, и употреблять в предложении, хорошенько подумав. А может, не так уж
они и нужны? Мне кажется, убедительно, красноречиво ответил на этот вопрос
английский поэт Р. Саути своим необычным стихотворением «Лодорский водопад».
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре.
- Что в этом стихотворении показалось необычным? (52 деепричастия!)
зачем автор использует деепричастия?Что они передают? (экспрессию и динамику, которая передаётся с помощью однородных членов.
- Кто из вас видел настоящий водопад? Слышал его шум?
- Какую же роль играют деепрчастия?( показывают действия, которые делает водопад)
Наша задача не только находить деепричастия, но и использоать их в речи.
Для того, чтобы находить деепричастия в речи, нужен алгоритм. Попробуйте составить его
алгоритм (последовательность действий)
1. Находим главное слово (глагол, к которому относится деепричастие)
2. Находим деепричастие по вопросу, суффиксу.
3. Находим зависимые от деепричастия слова
4. Выделяем деепричастный оборот (одиночное деепричастие) запятыми
4.Давайте проанализируем предложения. Запишите их в тетрадь, выделив главное слово, к которому относится деепричастие или деепричастный оборот.
Отдохнув в тенистой роще, мы продолжили путь.
Я залюбовался видом просыпающегося города, открыв окно.
Птицы, взлетая, становятся стаей упругой.
Проверьте себя, поставьте баллы за выполненную работу.
Пользуясь материалом задания, сделайте вывод о месте деепричастного оборота в предложении и о постановке знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами.
5. Вы уже работали над причастным оборотом. Подумайте, в чем отличие причастного и деепричастного оборота. Проанализируйте предложения, заполните таблицу,:
Причастный и деепричастный обороты.
Причастный оборот | Деепричастный оборот | |
Относится к | ||
Член предложения | ||
Выделяется запятыми | ||
Проверьте правильности, баллы занесите в оценочный лист.
6.
7. Работа с предложениями в парах. Расставьте знаки препинания, выделите причастные и деепричастные обороты.
1. Перед ними необозримо расстилалось море залитое лучами утреннего солнца. Волны рождаемые ласковым дыханием ветра тихо бились о борт. Далеко в море напоминая шрам виднелась коса. И там, на краю моря, облаков было бесконечно много. (М.Горький)
2. Равнина вод колышется широко,
Обведена серебряной каймой.
Мутится мыс зубчатою стеной
Ступив на зыбь расплавленного тока.
Туманный день раскрыл златое око,
И бледный луч расплесканный волной
Скользит дробясь над мутной глубиной,-
То колос дня от пажитей востока… (М. Волошин)
3. Чуть слышится ручей бегущий в сень дубравы
Чуть дышит ветерок уснувший на листах
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.
……………………………………
А там в безмолвии огромные чертоги
На своды опершись несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги? (А. Пушкин)
4. Люблю я солнце осени, когда
Меж тучек и туманов пробираясь
Оно кидает бледный мёртвый луч
На дерево колеблемое ветром
И на сырую степь. (М. Лермонтов)
5. Засев однажды в шалаше я был удивлён необычайным зрелищем. Многочисленная стая лебедей возвращавшихся на север с далёкого юга стала кружить над заливом. Ещё никогда не видел я такой чудесной картины. Покружив лебеди стали садиться в воду. Я любовался невиданным зрелищем напоминавшим мне пушкинские сказки. (По И. Соколову-Микитову)
6. Спасаясь от огня старый ворон перелетел поляну и уселся на тоненькую рябину. Рябинка зашатавшаяся под тяжёлой птицей согнулась, и ворон долго раскрывал крылья стараясь удержаться на ветке. Громкий треск раздавшийся из лесной чащи испугал зайца. Зверёк метнулся в сторону и подпрыгивая скрылся в траве. (Константин Бадигин)
7. Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам. (А. Пушкин)
8. Еще вчера на солнце млея
Последним лист дрожал листом,
И озимь пышно зеленея
Лежала бархатным ковром.(А. Фет)
8. Работа с текстом по картине И.К.Айвазовского
Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия или деепричастные обороты. Можно использовать материал стихотворения Р.Саути.
Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды,_______________, устремляются вниз с огромной высоты__________________.
Они,___________________, неостановимо бегут наперегонки,
___________________________. Вот они,________________,
Переливаются под лучами солнца, а вот,__________________,
Сливаются с тёмными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая,_________________________, веками удивляет человека?
Прочитайте полученные тексты.
Работа с текстом по картине В.М.Васнецова «Алёнушка».
Замените подчеркнутые глаголы деепричастиями. Как изменится пунктуация предложений? Подчеркните деепричастные обороты, расставляя знаки препинания.
Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляет задуматься о горькой судьбе одинокого человека.
Уронила голову на руки, отрешённо смотрит вдаль бедная девушка. Переживания сжимают сердце, туманят её безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратились в плотную стену. Серое небо навевает тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро тоскливо чернеет, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку, напоминают о несбывшихся мечтах.
Кажется, что осенняя природа чувствует настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.
Ключ:
Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляя задуматься о горькой судьбе одинокого человека.
Уронив голову на руки, отрешённо смотрит вдаль бедная девушка. Переживания,сжимая сердце, туманят её безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратившись в плотную стену. Серое небо, навевая тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро, тоскливо чернея, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку, напоминая о несбывшихся мечтах.
Кажется, что осенняя природа, чувствуя настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.
Д. з.
1. Составьте текст- описание известной вам картины В.М.Васнецова «Богатыри» с помощью следующих деепричастных оборотов:
1.всматриваясь в картину;
2.символизируя смелость и отвагу;
3.напряжённо вглядываясь;
4.высоко поднимая сорокапудовую палицу;
5.готовясь вступить в смертельную схватку;
6.внушая страх противнику;
7.спокойно наклонив голову;
8.почуя врага;
9.лукаво улыбаясь;
10.поражая находчивостью;
11.держа в правой руке гусли;
12.не боясь вражеских полчищ;
13.как будто возвышаясь над землёй;
14.мужественно защищая своё Отечество.
2. Упр.
3. Самим выбрать картину и составить по ней текст описание, используя деепричастные обороты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/14/picture-138007-1352909490.jpg)
Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Конспект урока по сисиеме Бабайцевой с применением ЦОР....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/14/picture-138007-1352909490.jpg)
Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Конспект урока по системе Бабайцевой с применением ЦОР....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/23/picture-150647-1353684839.jpg)
Разработка урока русского языка 7 класс "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок соответствует требованиям ФГОС основного общего образования....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/06/picture-524153-1581016091.jpg)
Контрольная работа по теме:" Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
В тексте с пропущенными орфограммами необходимо расставить знаки препинания,графически выделить деепричастный оборот и всавить пропущенные буквы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/12/picture-653569-1439371694.jpg)
Методическая разработка урока "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок русского языка в 7 классе по изучению темы "Деепричастие". Конспект урока представлен в виде технологической карты ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/15/picture-688538-1444881434.jpg)
Статья. Тема урока «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте».
Тема урока «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте». Цель урока: 1. Совершенствовать навыки нахождения д.о., выделения его знаками препинания; построения предложений, осложн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-677845-1443939031.jpg)
Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Материал открытого урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте" с исполҗзованием сингапурских структур....