Урок русского языка в 5 классе "Речевой этикет"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Разработка урока русского языка в 5 классе "Речевой этикет" по учебнику А.Д. Шмелёва

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_etiket_5_klass.pptx209.73 КБ
Файл rechevoy_etiket_5_klass.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевой этикет

Слайд 2

Хорошие манеры – один из важнейших показателей воспитанного, культурного человека. Знание и соблюдение норм этикета позволяет уверенно и свободно чувствовать себя в любом обществе . Этикет (франц. etiquette ) – свод правил поведения, обхождения, принятых в обществе.

Слайд 3

ОРИЗВИНИТЕРААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО ЕДОСВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП Задание 1. Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице

Слайд 4

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы и запишите в тетрадь вежливые слова До_св_дания П_жалу_ста Изв_ните Сп_сибо Здра_ствуйте Пр_с_тите

Слайд 5

Запомните! До свИдания ПОжалуЙста ИзвИните СпАсибо ЗдраВствуйте ПрОстите

Слайд 6

К формулам речевого этикета относятся: слова вежливости (извините, спасибо, пожалуйста) , приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас, до свидания) , обращения (ты, вы, дамы и господа) . С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро. Из европейских языков — прощания: всего хорошего, всего доброго.

Слайд 7

Что такое обращение?

Слайд 8

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

Слайд 9

Что важно при выборе обращений? КТО говорит КОМУ говорит В КАКОЙ ОБСТАНОВКЕ говорит

Слайд 10

Откройте учебник на стр. 92

Слайд 11

Работа с текстом: Назовите тему текста. Назовите основную мысль текста. Назовите тип речи.

Слайд 12

Как выделяются обращения на письме?

Слайд 13

Обращения на письме выделяются: Запятыми Восклицательным знаком

Слайд 14

Доброе утро Ольга Васильевна вам звонит Марина из издательства «Форточка». Задание 3. Расставьте знаки препинания.

Слайд 15

Доброе утро, Ольга Васильевна, вам звонит Марина из издательства «Форточка». Проверяем:

Слайд 16

2) Светочка как ты хороша! Задание 3. Расставьте знаки препинания.

Слайд 17

2) Светочка ! Как ты хороша! Проверяем:

Слайд 18

3) Иван Петрович Максим проводит вас в зал конференции . Задание 3. Расставьте знаки препинания.

Слайд 19

3) Иван Петрович, Максим проводит вас в зал конференции. Проверяем:

Слайд 20

4) Девицы красавицы душеньки подруженьки разыграйтесь девицы разгуляйтесь милые! Задание 3. Расставьте знаки препинания.

Слайд 21

4) Девицы , красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые ! Проверяем:

Слайд 22

Вопрос № 1. Укажите слово, после которого в предложении нужно поставить запятую: Уважаемый Николай Степанович разрешите пригласить вас на премьеру спектакля! а) уважаемый б) Николай в) Степанович г) пригласить Вопрос № 2. Каким из предложенных способов привлечь внимание собеседника будет вежливее? а) Эй, Санька! б) Александр, позвольте Вас отвлечь! Тест

Слайд 23

Вопрос № 3. Вы пришли в поликлинику и вам нужно обратиться к врачу, но Вы не знаете его имени. Укажите все способы, которыми можно начать обращение. а) доктор б) дяденька в) извините, можно г) господин доктор д) Эй, вы! Вопрос № 4. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Дима увидел свою учительницу Наталью Ивановну. Как Диме правильнее поздороваться? а) Здравствуйте, Наталья Ивановна! б) Здравствуйте! в) Пройти мимо молча г) Добрый день! Вопрос № 5. Ученица 5 А класса Маша Иванова, разговаривая по телефону, сказала: "Привет! Как твои дела?». С кем могла начать разговор Маша таким образом? Выбери все возможные варианты ответа. а) с мамой б) с учителем математики в) с подругой Таней г) с братом Игорем д) с бабушкой е) с мамой своей одноклассницы

Слайд 24

Вопрос № 1. В Вопрос № 2 . Б Вопрос № 3. А, В, Г Вопрос № 4. Б, Г Вопрос № 5. В, Г Ответы:

Слайд 25

Спасибо за внимание! Всего доброго!



Предварительный просмотр:

Речевой этикет (5 класс)

Цель урока

- обучающая: формирование представлений о речевом этикете;

- развивающая: развитие навыков связной и диалогической речи учащихся;

- воспитательная: воспитание культуры общения, самосознания детей.

Ход урока:

  1. Организационный момент (3 мин).

Здравствуйте! Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Мы с вами поговорим о речевом этикете как неотъемлемой части языка и культуры.  Ребята, мы сегодня с вами должны понять, что представляет собой речевой этикет (приветствия, прощания, пожелания и т.д.). Ведь где бы мы не находились — на улице, дома, на работе, в поездке мы ежедневно и многократно здороваемся и прощаемся, благодарим и извиняемся, поздравляем и соболезнуем, просим и предлагаем, приглашаем и отказываемся. Умение уважительно и тактично общаться, то есть пользоваться речевым этикетом, позволяет нам комфортно себя чувствовать при общении со знакомыми и незнакомыми людьми. 

Речевой этикет — это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека. 

СЛАЙД 1. Запись даты и темы урока.

СЛАЙД 2. Этикет (франц. etiquette) – свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах

 

СЛАЙД 3. Задание 1. Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице

ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО

ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО

ЕДОСВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА

ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП

СЛАЙД 4-5. Вежливые слова нужно не только знать, но и уметь правильно писать.

Вставьте пропущенные буквы и запишите в тетрадь вежливые слова

До св_дания, п_жалу..ста,    изв_ните,  сп_сибо, здра_ствуйте

СЛАЙД 6. К формулам речевого этикета относятся:

  •  слова вежливости (извините, спасибо, пожалуйста),
  •  приветствия и прощания(здравствуйте, приветствую вас,  до свидания),
  • обращения (ты, вы, дамы и господа).

С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро. 

Из европейских языков — прощания: всего хорошего, всего доброго. 

Мы сегодня обратим особое внимание на формы обращения.

СЛАЙД 7. Что такое обращение?

СЛАЙД 8. Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

 СЛАЙД 9. Что важно при выборе обращений?

  • КТО говорит
  •  КОМУ говорит
  •  В КАКОЙ ОБСТАНОВКЕ  говорит

СЛАЙД 10. Учебник стр. 92, упр. 112

СЛАЙД 11. Ольга Северская – кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела корпусной лингвистики и лингвистической поэтики Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, ведущая программы «Говорим по-русски!» на радио «Эхо Москвы».
 Работа с текстом:

  1. Назовите тему текста. 2. Назовите основную мысль текста. 3. Назовите тип речи.

1. Какое обращение, по мнению автора, самое распространенное?

2. Как было принято обращаться к незнакомым людям в прошлом?

3. Есть ли в современной России, по мнению автора, общепринятое вежливое обращение?

4. Как же быть? Что думает автор по этому поводу?

5. К какому выводу приходит автор в конце своего рассуждения?

СЛАЙД 12. Как выделяются обращения на письме?

СЛАЙД 13. Запятыми и восклицательным знаком

СЛАЙД 14.

  1. Доброе утро Ольга Васильевна вам звонит Марина из издательства «Форточка».
  2. Светочка как ты хороша!
  3. Иван Петрович Максим проводит вас в зал конференции.
  4. Девицы красавицы душеньки подруженьки разыграйтесь девицы разгуляйтесь милые! 

СЛАЙД 15. Проверяем

Итак, мы сегодня на уроке с вами говорили о речевом этикете. Вспомнили, что при выборе обращений необходимо учитывать, с кем мы говорим и в какой речевой ситуации находимся: учитель ли перед нами или мама, прохожий или сосед, одноклассник или просто знакомый. Каждому из нас приятно, когда общение доброжелательное и вежливое. И, конечно, никогда не стоит забывать об улыбке, потому что улыбка – это символ человечности.

СЛАЙД 16-17. В качестве итога нашей работы предлагаю вам пройти тест на внимательность и смекалку.

1. в    2. б    3. а, в, г    4. б, г   5. в, г

СЛАЙД 18. Спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)...

Урок русского языка по теме «Этикет в письмах»

Задачи:1)повторить  слова «вежливости»2)развивать навыки правильного применения слов в письмах3)воспитывать у учащихся уважения к личности другого человека....

УПРАЖНЕНИЯ ПО РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

В статье приведены примеры использования упражнений по речевому этикету на уроках русского языка. Данный метод  позволяет учащимся приобрести не только теоретические знания в области речевого пов...

Урок русского языка в 8 классе по теме «Комплимент и поздравление-единицы речевого этикета»

Краткосрочное планирование урока русского языка в новом формате. Данная разработка основана на 7 модулях. Предложены разнообразные виды заданий для индивилдуалной,парной и групповой формы выполнения. ...

Презентация к уроку английского языка по теме «Этикет» к учебнику Spotlight 8

Презентация к уроку английского языка  по теме "Этикет" к учебнику Spotlight 8...

Конспект урока русского языка в 8 классе (учебник под редакцией А.Д. Шмелёва). Тема : «Этичность речевого общения. Цифровой этикет».

Урок русского языка в 8 классе (учебник под редакцией А.Д. Шмелёва).Тема урока: «Этичность речевого общения. Цифровой этикет».Место урока в системе изучаемого раздела: №91 по программе, дв...