Сжатое изложение
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9 класс)

Шурыгина Мария Евгеньевна

Сжатое изложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл szhatoe_izlozhenie.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся писать сжатое изложение Что такое изложение? Изложение – пересказ текста Что такое сжатое изложение? П исьменный пересказ текста, о снову которого составляет воспроизведение главного, основного содержания первоисточника.

Слайд 2

Зачем учиться писать сжатое изложение? Умение сокращать текст – важное общеучебное умение , которым должен владеть каждый ученик. Это умение необходимо не только на уроках русского языка, но и на всех остальных занятиях: истории, географии, математики, литературы и др .

Слайд 3

Т ема : учимся писать сжатое изложение. Цель: Уметь определять микротемы , использовать способы сжатия текста.

Слайд 4

Коллективное определение плана урока. Что необходимо, чтобы подготовиться к сжатому изложению ? Послушать текст . Определить тему з . С оставить план текста (выделить микротемы ). 4 . П редупредить ошибки.

Слайд 5

Для того чтобы успешно справиться с написанием сжатого изложения необходимо понимать критерии оценивания.

Слайд 6

Для того чтобы сжать текст, нам нужно знать хитрые приемы .

Слайд 7

Установка на прослушивание текста. С какой целью вы будете слушать текст? Чтобы определить основную тему текста и каждую микротему .

Слайд 8

Все ребята хотят побыстрей вырасти, мечтают стать взрослыми. Но быть большого, высокого роста и быть взрослым — это не одно и то же. Дело совсем не в росте. А в чём же? Долгое время я не мог ответить на этот вопрос, ведь человек взрослеет не сразу. Более того, каждый взрослеет в разное время, независимо от возраста. Я знаю достаточно много молодых людей, у которых есть в кармане паспорт, а они так и не стали взрослыми: когда-то таких людей называли недорослями. Хорошо ли быть взрослым? Хорошо! А легко ли? Скажу честно: трудно! Ведь взрослый человек должен быть самостоятельным, должен сам принимать решения, совершать поступки, преодолевать трудности, но самое главное — отвечать за свои поступки, хорошие и плохие. Это довольно трудно, а некоторым просто не под силу. И всё же взрослым человеком быть хорошо, даже прекрасно. Но при условии, что жизнь твоя будет наполненной и впереди у тебя будет высокая цель. Такая жизнь не приходит сама собой. Её человек должен создать только сам. И готовиться к такой жизни надо уже сейчас. И чем раньше вы это поймёте, чем раньше сделаете свои первые самостоятельные шаги, тем больше вам будет сопутствовать удача. (по Ю.Я. Яковлеву) 186 слов

Слайд 9

Тема текста Взросление человека определяется способностью нести ответственность за любые свои поступки. К этому надо готовиться.

Слайд 10

Внимательно посмотрите на текс, запишите в тетрадь микротемы . Обратите внимание, что наш текст не имеет абзацного членения. Как бы вы определили абзацы?

Слайд 11

Проверка определения микротем № абзаца Микротема 1 Быть взрослым-это не значит быть высокого роста. Каждый взрослеет в разное время. 2. Взрослый человек должен быть самостоятельным, должен сам принимать решения, но самое главное- отвечать за любые свои поступки. 3 Жизнь взрослого человека только тогда хороша, когда у нее есть цель. К взрослой жизни нужно готовиться.

Слайд 12

Возьмите, пожалуйста, текстовые выделители. Выделите в тексте предложения, которые мы не можем убрать, не упустив микротему . Все ребята хотят побыстрей вырасти , мечтают стать взрослыми. Но быть большого, высокого роста и быть взрослым — это не одно и то же . Дело совсем не в росте. А в чём же? Долгое время я не мог ответить на этот вопрос, ведь человек взрослеет не сразу . Более того, каждый взрослеет в разное время, независимо от возраста. Я знаю достаточно много молодых людей, у которых есть в кармане паспорт, а они так и не стали взрослыми: когда-то таких людей называли недорослями. Хорошо ли быть взрослым? Хорошо! А легко ли? Скажу честно: трудно! Ведь взрослый человек должен быть самостоятельным, должен сам принимать решения , совершать поступки, преодолевать трудности, но самое главное — отвечать за свои поступки, хорошие и плохие. Это довольно трудно, а некоторым просто не под силу. И всё же взрослым человеком быть хорошо , даже прекрасно. Но при условии, что жизнь твоя будет наполненной и впереди у тебя будет высокая цель . Такая жизнь не приходит сама собой . Её человек должен создать только сам . И готовиться к такой жизни надо уже сейчас . И чем раньше вы это поймёте , чем раньше сделаете свои первые самостоятельные шаги, тем больше вам будет сопутствовать удача. (по Ю.Я. Яковлеву) 186 слов .

Слайд 13

В несите в таблицу способы сжатия текста, которыми вы воспользовались, чтобы написать сжатое изложение . ( по одному примеру)

Слайд 14

Домашнее задание 1. Определить абзацное членение. 2. Определить тему текста. 3. Определить микротемы . 4.Написать сжатое изложение. 5.Указать приемы сжатия текста. Время меняет людей. Но кроме времени, есть еще одна категория, воздействующая на тебя, может быть, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю, что сострадание – это особенный талант, и без него трудно оставаться человеком. Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них – и дети. Да, несчастья и беды – это неизбежность. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками. Несчастье кажется нетипичным, а типичным – счастье. Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе . Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Но если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакать от собственной боли не трудно. Труднее плакать от боли чужой. Знаменитый мыслитель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствие – наши добродетели». (По А. Лиханову .) 168 слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....

Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения

В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...

Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)

Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...

Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста

Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...