Урок развития речи в 9 классе по теме «Текст. Тема. Микротема. Ключевые слова»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Позднякова Елена Александровна

Урок развития речи по теме "Текст. Тема. Микротема. Ключевые слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_v_9_klasse_po_teme.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 9 классе по теме «Текст. Тема. Микротема. Ключевые слова»

  1. Работа с понятием «текст».
  1. Что такое текст?
  2. Какими признаками он характеризуется?
  3. Текст – сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически, расположенных в определенной последовательности.
  4. Признаки текста: название (заглавие), тема, общий смысл всех предложений, определенная последовательность предложений, наличие различных средств связи предложений, абзацы.
  1. Задание №1: прослушайте отрывки и определите, какие из них можно назвать текстом, а какие нет. Обоснуйте свою точку зрения.
  1. Самое крупное из сумчатых животных – кенгуру. Австралийские дети любят играть со зверьком, который называется бесхвостый коала. На деревьях живет также кускус. Некоторые из сумчатых умеют летать, например белка-летяга. Только в Австралии можно встретить необычных животных, которых называют сумчатыми. Кенгуру плохо видят, но у них отличный слух.
  2. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды.
  1. Что такое изложение. Какие виды изложений вам известны?
  2. Изложение – пересказ текста.
  1. Подробное изложение – близкий к исходному тексту пересказ, при котором сохраняются подробности и детали.
  2. Сжатое изложение – пересказ основного содержания текста исходного текста.
  3. Информацию текста можно разделить на главную (та, без которой не понятен авторский замысел исходного текста, то есть ключевые слова в нем) и второстепенную (повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации исходного текста).
  1. Для того чтобы написать изложение необходимо правильно сформулировать тему исходного текста, выделить микротемы и ключевые слова.
  2. Работа с понятиями.
  1. Тема текста – это то, о чем пишет автор, что положено в основу описания, изображения, исследования, дискуссии. Это предмет (либо явление), находящееся в центре внимания автора. Усилия автора направлены на то, чтобы дать характеристику темы, раскрыть тему текста.
  2. Микротема – основное содержание одной из частей текста
  3. Таким образом, тема включает в себя несколько микротем. Все они связаны с основной мыслью текста и с позицией автора.
  4. Ключевое слово – слово в тексте, способное вместе с другими ключевыми словами представлять текст. По таким словам можно достаточно полно восстановить текст. В качестве примера приведем опорные слова к сказке. Определите, к какой. «Дед и баба, яичко, не разбили, мышка, разбилось, снесу новое».
  1. Работа с текстом.
  1. Задание: прослушайте текст. Попробуйте определить ключевые слова в нем.

   12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!»

   Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась! Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли – Юрием Гагариным на борту.

   Голос его из космоса звучал спокойно, уверенно:

    - Полет проходит нормально. Вижу горизонт Земли. Такой красивый ореол!

   Гагарин был не только смелым, решительным, находчивым. Еще он был заботливым, веселым человеком. Редко злился, не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил.

   К полету он готовился долго и упорно, преодолевая неслыханные нагрузки на тренажерах, изматывая себя многочасовыми тренировками.

   И вот настал день, когда всю планету облетело гагаринское «поехали!». Совершив на корабле полный оборот вокруг нашей планеты за 108 минут, первый космонавт в тот же день благополучно возвратился на Землю. Космическая эра началась.

  1. Определите  тему отрывка и микротемы, которые помогают раскрыть содержание обозначенной темы.
  1. Работа с текстом №2
  1. Прочитайте текст.
  2. Выпишите ключевые слова.
  3. Определите тему и микротемы данного текста.

   Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках – одна из лучших, если не лучшая в мире.

   Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Энштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни много другого.

   Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, то же «Теркин»… А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!

                                                                                    (В. Непомнящий)

4) Микротемы:

     1.  Что такое культура и зачем она нужна?

     2. Феномен существования «русских мозгов» обязан гуманитарному образованию.

     3. Русская литература и культура помогли выжить в военное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по УМК В. В. Бабайцевой тема урока "Текст. Основные признаки текста"

Урок развития речи в 5 классе по учебному пособию. Е. И. Никитиной "Русская речь. 5 класс"...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Разработка урока развития речи. 6 класс. Тема: Анализ текста художественного стиля. А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».

Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход...

Презентация к уроку развития речи в 5 классе на тему "Текст. Тема текста"

Урок по УМК под редакцией Т.А. Ладыженской для 5 класса. Целью данной работы является формирование у обучающихся понятия о тексте на основе осознания его основных признаков....

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели:  развитие умений определять реч...

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие...