Статья "Семантический анализ лексики".
статья по русскому языку

Иванова Карина Геннадьевна
В статье представлена значимость основной лексической единицы. «Слово – самая трудная и загадочная вещь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1-1.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЕКСИКИ

    Иванова Карина Геннадьевна

магистрант, ТГПУ имени

Льва Николаевича Толстого, Россия, г. Тула

SEMANTIC ANALYSIS OF VOCABULARY

 Karina Ivanova

student, Tula State Pedagogical University

 named after Leo Tolstoy, Russia, Tula

АННОТАЦИЯ

В статье представлена значимость основной лексической единицы. «Слово – самая трудная и загадочная вещь».

ABSTRACT

The article presents the importance of the main lexical unit. "The word is the most difficult and mysterious thing."

Ключевые слова: слово, единица языка, элементы семантической группы.

Keywords: word, unit of language, elements of the semantic group.

Основной единицей лексики является слово, и это бесспорная истина. В слове пересекаются всевозможные  лингвистические стороны. В слове заключен филологический интерес на разных аспектах: и звуковой (фонетический, фонематический), морфемный, частеречный (морфологический), лексикологический, синтаксический и др. А лексема еще же предмет и объект изучения в психологии и философии, например. А сейчас еще слово - и объект изучения в общей семиотики, теории информации и т.п. Всё это помогает определять слово с различных аспектов. Слово считается единицей языка, которая непосредственно воспринимается и выделяется человеком, создающим высказывание (говорящим).

Э. Сепир писал, что «переходные случаи, как бы они ни были головоломны, все же не в состоянии подорвать принцип психологической реальности слова. Языковой опыт, будь он выражен в стандартизованной писаной форме или же засвидетельствован в каждодневном употреблении, непререкаемо показывает, что по общему правилу не бывает ни малейшей трудности осознать слово как психологически нечто реальное. Неопровержимым доказательством этого может служить хотя бы тот факт, что у наивного индейца, совершенно непривычного к понятию написанного слова, никогда не чувствуется серьезного затруднения при диктовке ученому лингвисту текста на родном языке слово за словом» [Сепир, 1935, 27].

Сравните у М.В. Панова: «С каким упорством и трудом обучают детей морфологическому анализу, а словесному не учат — это дается без всякой науки. В бытовом разговорном языке нет ни слова предложение (в грамматическом его значении), ни тем более слова морфема. Попросите человека, не знающего школьной премудрости, сказать какое-нибудь предложение — он не поймет вас. На просьбу же сказать какое-нибудь слово отзовется всякий. Такая простая и ясная вещь: слово. Но она же оказывается самой трудной, неясной, загадочной» [Панов, 1957, 118].

Любая единица языка, в первую очередь значимая, эта единица речи, представляет собой двуплановый элемент.  С одной стороны – форма, с другой – содержание. Форма лексического элемента - это одновременно его звуковое выражение и грамматическая структура, то есть построение слова. А содержание слова – это его лексическое значение, то есть семантика слова.

Например, фонема может сама по себе представлять морфему, а  морфема может состоять из одной фонемы, но ни в коем случае не может быть так, чтобы перед нами было что-то промежуточное или среднее: будь то фонема либо морфема.

Однако между частью слова и словом, между словом и словосочетанием имеется «открытая граница». Иногда из-за этого происходят расхождения в понимании лексем, структура которых строится на основании разных и определенных качеств и признаков.

Неоспоримым фактом, несомненным явлением в языке считается наличие структур, состоящих на промежуточном отрезке между лексемой и частью лексемы, которые занимают промежуточное состояние между словом или лексической единицей и сочетанием слов. Этот факт многими исследователями признается и даже используется как доказательство против тех или иных поддающихся критике определений слова. Например, отдельные местоимения можно разделить предлогом (не у кого, ни к кому, ни с кем и др.). А как расценивать некоторые частицы? Например, кто-то, к кому-нибудь, что-либо, кое-что?

Получается, что границы слова постоянно меняются по причине того, какие признаки лексемы будут считаться значимыми и главными. Многие «промежуточные» слова интерпретируются неоднозначно или же при попытке использовать один критерий для выявления лексемы, зона «неопределенности» в своих общих очертаниях остается такой же. Поддается изменению только оценка отдельных явлений.

        Связи между элементами одной лексико-семантической и тематической группы разбивается на разные виды или типы. Семантические взаимоотношения могут быть опосредствованные и непосредственные. Связь лексических единиц одной системы оказывает влияние на значение других ее элементов.

Семантика слов на протяжении истории существования языка подвержена изменениям, поэтому сходные лексико-тематические варианты могли возникать там, где их ранее не было, и наоборот, могли разрушаться там, где они прежде существовали. Это, в свою очередь, ведет к изменениям типов смысловой связи слов: утрачиваются одни, исчезают или ослабевают другие смысловые отношения.

Аспект семантики слова должен представляться, презентоваться по-разному в зависимости от того, считаем ли мы лексему лишь единицей номинации или же учитываем то, что слово представляет собой коммуникативную единицу.

В.Г. Гак дал такое понятие «семе»: «Каждая сема представляет собой отражение в сознании носителей данного языка различительных черт, объективно присущих денотату либо приписываемых ему данной языковой средой и, следовательно, являющихся объективными по отношению к каждому говорящему» [Гак, 1976, 54].

Приведенная дефиниция на первый взгляд кажется весьма строгой. Однако остается неясным, какого рода «различительные черты, объективно присущие денотату» следует считать семами. Является ли семой слова вода информация о свойстве обозначенной этим словом субстанции превращаться при определенной температуре в пар? Или семой слова часы информация о свойстве соответствующего механизма издавать при функционировании характерный звук («тикать»)? С точки зрения приведенного определения ответить на эти и подобные вопросы затруднительно.

Прежде чем предложить определение семы, отметим, что каждая смысловая единица, называемая упомянутым словом, должна обладать и, как кажется, обладает двумя рядами свойств. Ее характеризуют, во-первых, определенные сущностные свойства (т. е. она отражает нечто в обозначаемой словом сущности), во-вторых, некоторые статусные свойства (т. е. она занимает определенное место, обладает определенным статусом в семной структуре слова), причем между теми и другими усматривается связь.

В идеографическом словаре тематического типа рассматриваются не любые однозначные лексические единицы и не любые лексико-семантические варианты (ЛСВ) многозначных лексических единиц. Объектом описания в нем являются главным образом такие единицы, которые характеризуются очевидной тематической прикрепленностью (связанностью). В словаре этого типа смысловой, а, следовательно, и тематический спектры в отличие от идеографических тезаурусов не воссоздаются, а задаются исходя из тех или иных практических (главным образом, педагогических) потребностей.

Верхним пределом в таких классификациях является обычно нерасчлененный смысловой континуум, покрываемый всей лексикой языка, а нижним - смысловой отрезок, обозначенный отдельным словом. Между этими крайними точками происходит последовательная редукция смыслового континуума посредством вычленения все более и более содержательных (конкретных) понятийных классов вплоть до класса, соотносимого только с одним словом. На каждом шаге разбиения смыслового континуума лексика распределяется по соответствующим классам без остатка. Иначе говоря, на всех ярусах классификации всякое слово соотносится с определенной классификационной рубрикой. Например, если на первом шаге классификации смысловой континуум делится на «абстрактные категории» и «материальный мир», то слово человек относится к лексической совокупности, соотносимой с понятием «материальный мир». На втором шаге, когда «материальный мир» расчленяется на «неорганическую материю» и «органическую материю», названное слово относится к последнему. На третьем шаге «органическая материя» распадается на «мир растений» и «мир живых существ», и слово человек оказывается в лексическом классе, объединяемом понятием «мир живых существ», и т. д. 

Список литературы:

  1. Денисов, П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания / П.Н. Денисов. - М.: Русский язык, 1995. - 254 с.
  2. Виноградов, В. В. История слов / В. В. Виноградов. - М., 1977. – 152 с.
  3. МАС - Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд. М.: Русский язык, 1981–1984.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сүзгә лексик анализ

"лексикология" буенча белемнәрне системалаштыру. Укучыларның сүзлек запасын баету....

Лексики-грамматический анализ популярных английских песен "выловленных" в Сети

Грамматический анализ популярных английских песен "выловленных" в Сети  Victor SemenovForm 9-bComprehensive SchoolKalashnikovoTutor: V.N.Alhimova...

Исследовательская работа на тему:"Семантико-сопоставительный анализ переносных значений в группе лексики"фауна" в английском и русском языке

Исследовательская работа по теме:"Семантико-сопоставительный анализ переносных значений в группе "фауна" в английском и русском языках"....

Лексико-стилистический анализ рассказа в. Солоухина "Кувшинка"

Учитель проводит детальный анализ сложно- синтаксических конструкций  данного рассказа....

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СОПОСТАВЛЕНИИ С БАШКИРСКИМ ЯЗЫКОМ

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СОПОСТАВЛЕНИИ С БАШКИРСКИМ ЯЗЫКОМ...

интегрированный урок русского языка и литературы в 10 классе "Обобщение и систематизация знаний по фонетике, морфемике, лексике,морфологии, стилистике и орфографии на основе анализа текста Бориса Полевого "Миша уходит к партизанам".

В данном материале даны сведения писателе Борисе Полевом,о видах разбора текста, ведется работа по формированию орфографических навыков, представлены групповая, парная и фронтальная работа с классом, ...

Конспект урока русского языка. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Тема: Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. 7 класс

Конспект урока. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Приложение - текст для лингвистического анализа....