Морфологический разбор глагола
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Лисихина Наталья Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx17.9 КБ
Файл opornye_listy.docx20.1 КБ
Файл prezentatsiya.pptx67.5 КБ

Предварительный просмотр:

-Здравствуйте! У нас сегодня необычный урок. Поздороваемся с гостями.

-Запишите число: у меня оно на экране, а вы будете записывать в опорных листах, на которых будете сегодня работать в течение всего урока.

 

- В любом государстве существуют службы, которые помогают людям. Назовите их.

- Наш урок будет посвящен истории и развитию одной из этих служб. Знаете ли вы, работники какой службы отмечают сегодня свой профессиональный праздник.  (день пожарной охраны)

СЛАЙД 1

- Запишем в строке после числа День пожарной охраны.  

СЛАЙД 2

- Начнем знакомство с историей пожарной охраны в России, используя текст из задания 1.

Пожарная охрана в России имеет богатую историю, которая уходит вглубь веков. С появлением первых поселений, развитием городов все чаще вспыхивали в них пожары. Даже во время войн не прекращалась борьба с пожарами. Самые важные преобразования в области борьбы с пожарами произошли в апреле 1649 года, вышел царский "Наказ о Градском благочинии", который устанавливал строгий порядок при тушении пожаров в Москве.

СЛАЙД 3

- Проверьте себя по слайду. Оцените свою работу. Критерии оценки расположены под текстом.

СЛАЙД 4

- Внимание на экран. Прочитайте и дополните запись (начальная / неопределенная, что делать? что сделать?)

- Выполните следующее задание на бланке.   (задание 2)    

СЛАЙД 5

- Проверьте себя по слайду. Оцените себя.

СЛАЙД 6, 7

- Посмотрите на слайд. О чем вам говорит эта запись? (окончания глаголов 1 и 2 спряжений) Как определить спряжение глагола? (повторить правило)

- Найдите задание 3.

СЛАЙД 8

- Проверьте себя по слайду. Оцените свою работу.

СЛАЙД 9

- Найдите задание 4. Прочитайте. Выполните

- Проверьте себя по слайду. Оцените свою работу.

СЛАЙД 10

- Посмотрите на экран. Что это за слова? Можно ли их как-то упорядочить?

(задание выполняется у доски, группами)

(Группа, которая допишет недостающие сведения, получает лишний балл) / спросить, что можно определить по данным словам)

- Найдите задание 5. Прочитайте. Выполните.

СЛАЙД 11

- Проверьте себя. Оцените.

СЛАЙД 12, 13

- Скажите, о какой грамматической категории идет речь на данном слайде? Поясните.

- Найдите задание 6. Прочитайте. Выполните.

СЛАЙД 14

-Проверьте себя по слайду. Оцените свою работу.

- Приступаем к заданию 7. Прочитайте. Выполните.

СЛАЙД 15

-Проверьте себя по слайду. Оцените свою работу.

- Вы заметили, что мы не записали тему в начале урока?

- А теперь посмотрите на выполненные задания и скажите, какая тема сегодняшнего урока.

СЛАЙД 16

-Запишите тему. Морфологический разбор глагола.

- Какова цель урока? Чему будем учиться? (научиться делать морфологический разбор глагола)

- Вы помните порядок морфологического разбора существительного, прилагательного? Может попробуем сами составить порядок разбора глагола?

(у доски по 2 группы, составляют схемы из заготовок)

- Откроем учебник на с.152 у. 738. Прочитайте 1-ую часть задания.

(выполнить разбор 1 глагола)

- Подсчитаем баллы, которые вы заработали сегодня и оценим свою работу.

(за самостоятельный разбор 2 б)

Выставить оценки за урок

-Кто помнит, работники какой службы отмечают сегодня свой профессиональный праздник?

- Поделитесь впечатлениями об уроке, используя глаголы прошедшего времени.

……будущего времени.

Д/з выучить порядок морфологического разбора глагола



Предварительный просмотр:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

I. Задание 1. Прочитайте текст, выделите глаголы.

Пожарная охрана в России имеет богатую историю, которая уходит в глубь веков. С появлением первых поселений, развитием городов все чаще вспыхивали в них пожары. Даже во время войн не прекращалась борьба с пожарами. Самые важные преобразования в области борьбы с пожарами произошли в апреле 1649 года, вышел царский "Наказ о Градском благочинии", который устанавливал строгий порядок при тушении пожаров в Москве.

Критерий

Баллы

Задание выполнено.

1

Задание выполнено неверно

0

   

II. Задание 2. Образуйте неопределенные формы от данных глаголов.

Тушит - __________________, защищает - ___________________________.

Критерий

Баллы

Задание выполнено верно

1

Задание выполнено неверно

0

Задание 3. Определите спряжение глаголов, вставьте пропущенные буквы.

Критерий

Баллы

Задание выполнено верно

1

Задание выполнено неверно

0

От искры пожар рожда..тся.                     В огне и железо плав..тся.

Задание 4. По какому принципу глаголы разделены на группы? Назовите группы.

зажигал

сохраняет

будет гореть

сгорел

сбережёт

потушит

Критерий

Баллы

Задание выполнено верно

1

Задание выполнено неверно

0

Задание 5. Определите число и лицо глаголов.

Огонь не вода, охватит - не выплывешь.

Критерий

Баллы

Задание выполнено верно

1

Задание выполнено неверно

0

Задание 6. Определите время глаголов.

Маленькая спичка сжигает большой лес.

Кто пожарному делу учился, тот везде пригодился.

Критерий

Баллы

Задание выполнено верно

1

Задание выполнено неверно

0

III. Задание 7. Прочитайте и дополните запись.

В предложении глагол чаще всего бывает ____________________________.

Критерий

Баллы

Задание выполнено верно

1

Задание выполнено неверно

0

Тема: _____________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                   

Максимальное количество баллов – 10

                                    Сумма баллов за все задания __________

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

9-10 баллов

7-8 баллов

6-5 баллов

Д/з Выучить порядок морфологического разбора глагола.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тридцатое апреля. День пожарной охраны

Слайд 2

Пожарная охрана в России имеет богатую историю, которая уходит в глубь веков. С появлением первых поселений, развитием городов все чаще вспыхивали в них пожары. Даже во время войн не прекращалась борьба с пожарами. Самые важные преобразования в области борьбы с пожарами произошли в апреле 1649 года, вышел царский "Наказ о Градском благочинии", который устанавливал строгий порядок при тушении пожаров в Москве.

Слайд 3

ПРОВЕРЬ СЕБЯ в России имеет богатую историю, которая уходит вглубь веков. С появлением первых поселений, развитием городов все чаще вспыхивали в них пожары. Даже во время войн не прекращалась борьба с пожарами. Самые важные преобразования в области борьбы с пожарами произошли в апреле 1649 года, вышел царский "Наказ о Градском благочинии", который устанавливал строгий порядок при тушении пожаров в Москве.

Слайд 4

___________форма глагола имеет окончания - ть , - ти , - чь и отвечает на вопросы ___________ и ____________.

Слайд 5

Начальная форма глагола имеет окончания - ть , - ти , - чь и отвечает на вопросы что делать? и что сделать?

Слайд 6

ПРОВЕРЬ СЕБЯ тушить защищать

Слайд 7

-у (-ю), -ешь (- ёшь ), - ет (- ёт ), -ем (- ём ), - ете (- ёте ), - ут (-ют) -у (-ю), -ишь, - ит , -им, - ите , - ат (- ят )

Слайд 8

I спр . -у (-ю), -ешь (- ёшь ), - ет (- ёт ), -ем (- ём ), - ете (- ёте ), - ут (-ют) II спр . -у (-ю), -ишь, - ит , -им, - ите , - ат (- ят )

Слайд 9

ПРОВЕРЬ СЕБЯ I спр От искры пожар рожда е тся . II спр В огне и железо плав и тся.

Слайд 10

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Совершенный вид Несовершенный вид зажигал сохраняет будет гореть сгорел сбережёт потушит

Слайд 11

Я ОН ВЫ МЫ Т Ы ОНА ОНО ОНИ

Слайд 12

ПРОВЕРЬ СЕБЯ 3 л., ед.ч . 2 л., ед.ч . Огонь не вода, охватит - не выплывешь.

Слайд 13

Обозначает действие, которое произошло до момента речи Обозначает действие, которое происходит в момент речи Обозначает действие, которое произойдет после момента речи

Слайд 14

Прошедшее время Настоящее время Будущее время Обозначает действие, которое произошло до момента речи Обозначает действие, которое происходит в момент речи Обозначает действие, которое произойдет после момента речи

Слайд 15

ПРОВЕРЬ СЕБЯ наст. Маленькая спичка сжигает большой лес. прош . Кто пожарному делу учился, тот везде прош . пригодился .

Слайд 16

ПРОВЕРЬ СЕБЯ В предложении глагол чаще всего б ывает сказуемым.

Слайд 17

Тема : Морфологический разбор глагола


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Морфологический разбор глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: «»Цель урока: определить и закрепить с учащимися порядок морфологического разбора глагола.Задачи урока:Образовательная:учить определять морфологические признаки глагола;определить и закреп...

Презентация к уроку "Морфологический разбор глагола"

презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме"Морфологический разбор глагола"...

Морфологический разбор глагола

технологическая карта урока по русскому языку, составленная по ФГОС...

Морфологические признаки глагола(раздаточные таблицы) и план морфологического разбора глагола

Данный материал позволит быстро вспомнить основные морфологические признаки глаголов, а также (при необходимости) его легко распечатать для индивидуальной работы учащихся....