Статья "Морфемика. Словообразование"
статья по русскому языку (6 класс)

Панченко Елена Александровна

В занимательной форме в статье раскрываются основные понятия по теме "Морфемика. Словообразование".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_morfemika.slovoobrazovanie.docx55.72 КБ

Предварительный просмотр:

Морфемика. Словообразование.

 Как вы думаете, есть ли в русском языке слова без корня?

Попробуем найти ПРИСТАВКУ, КОРЕНЬ, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ в слове    ВЫНУТЬ

Уникальным является слово «вынуть», которое не имеет корня. Здесь есть приставка «вы», префикс «ну» и суффикс «ть». Странно? Но это действительно так.

Некоторые считают, что в этом слово всё-таки корень есть. Он представлен буквой «н». Это объясняется тем, что у «вынуть» есть однокоренное слово «вынимать», в котором имеется корень «ним». Но тогда наше слово должно было писаться так: «выннуть». В результате метаморфоз, корень «н» слился с префиксом «ну», и получился нулевой корень.

«Вынуть» в древнерусском языке звучало как «выяти», и образовалось оно от глагола «яти», то есть «иметь». По мере изменения языка слово стало звучать как «вынять», а потом и вовсе было изменено на глагол совершенного вида: «вынуть». Теперь оно официально признано словом без корня.

СФОРМУЛИРУЕМ ТЕМУ. Как вы думаете о чём мы с вами будем говорить?

Приставки, суффиксы, корни, окончания – это морфемы, которые изучаются в разделе МОРФЕМИКА. С помощью морфем образуются новые слова, поэтому мы работаем над темой «Морфемика. Словообразование.»

Каким способом образуются новые слова, но этот вопрос ответим, решая лингвистические пропорции.

  1.   Лингвистические пропорции

Зеленый  =  Золотой         (бессуффиксальный способ)
зелёнь                ?

учить       =   забавный           (приставочный способ)
выучить              ?

Находиться в столовой = военный служит (переход из одной части речи в др.)
столовый прибор                                ?

Улыбаться   =  Находить       (суффиксальный)
улыбка                      ?

Локоть             =  беседа        (приставочно-суффиксальный)
подлокотник             ?

Мы назвали с вами основные способы образования слов!

Попробуем получить с вами слова другим способом, решая следующие примеры:

Грамматическая арифметика

Кедр - др + росинка = ?

Ковёр + самолёт =  ?

Птица + фабрика  =  ?

Расход – ход + сказка - ки + извозчик -  извоз = ?

При образовании слов ковёр – самолёт и птицефабрики Какое действие арифметики мы использовали? Мы открыли ещё один способ образования слов СЛОЖЕНИЕ

  1. Мы заказали Художнику – иностранецу рисунки к словам ПРИСЛОНИЛСЯ и НАСЛЕДНИК. Объясните, из чего можно заключить, что он ещё плохо владеет русским языком. Здесь уместно будет вспомнить понятие ЛОЖНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ. Ложная этимология - Осмысление родственных связей слова, его корня, мотивации, не соответствующее его реальному происхождению

C:\Users\User\Desktop\Прислонился к слону .gifC:\Users\User\Desktop\НАСЛЕДИЛ.gif

  1. Работа с текстом.

Чопорный чертёнок в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый желудевый кофе. После этого черт пустился танцевать чечетку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако черт был не очень искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжег свой пятачок, покрытый мягкой шерсткой. «Правду говорят, что небереженого Бог не бережет», – чертыхнулся черт чертовской пословицей. Шум, доносившийся из открытого окна, привлёк внимание прохожего. Он заглянул, но никого не заметил.  Чёрт был счастлив!

Посмотрите слова, выделенные жирным шрифтом. Какие автор использует суффиксы? Какое отношение к герою они помогают осознать? Ироничное, насмешливое, пренебрежительное. Значит морфемы выполняют смыслообразующую роль. Помогают передать отношение авторам к чёрту.

Посмотрим на слова, которые подчёркнуты, почему в одних случаях после Ч пишем Ё, а в других О. ЧЕЧЁТКА, ЧЁРТ с Ё, а СКАЧОК с О.

Таким образом, знания морфемики помогают нам и в орфографии, для правильного написания слова.

Почему черт был счастлив?

Составим анкету слова счастье.

Анкета слова СЧАСТЬЕ.

1

Фотография: счастье. (Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения)

2. Паспортные данные (грамматические признаки): ср. род, им. Падеж, 2 склонение, неодуш, нарицательное, ед. число.

3.

Биография: общеславянское, с помощью приставки СЪ в значении «хороший» и

суффикса -и)- от ЧЯСТЬ. Буквально - «хорошая часть, доля». (Шанский Н.М., Боброва

Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. М., «Дрофа», 2000г.)

4

Сердце: счаст-

5

Дружат  с: человеком, случаем, жизнью, детством, лицом, рукой, концом, будущим.

6

Не дружат  с: паровозом, горем,

7

Близкие родственники: счастлИвчик, осчастлИвить, счастлИво, пресчастлИвый,

счастливец, несчастье, несчастный, несчастливый.

Приставки и суффиксы образовали большую дружную семью, которая в русском языке называется словообразовательным гнездом. Морфемы – это признаки семьи.

Сделаем выводы. Какие же способы образования слов есть в русском языке?

Какая часть слова открывает биографию слова?

Как называется группа родственных слов?

Конечно же, нельзя не отметить тот факт, что морфемы выполняют смыслообразующую роль и являются надёжными помощниками в правописании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

элективный курс по русскому языку в 9 классе "секреты русского словообразования"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования» для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: о...

конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"

Цели урока:познавательные :·        формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования....