Приемы и методы повышения эффективности урока русского языка в системе СПО.
статья по русскому языку

В статье описаны приемы и методы, используемые мной на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы и методы повышения эффективности урока

 русского языка в системе СПО.

В настоящее время изменяются цели и содержание образования, требования к результатам; появляются новые методики и технологии обучения, а урок, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса, должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества, в соответствии с этими изменениями. Поэтому перед каждым преподавателем, среди прочих задач, стоит одна, по сути исследовательская – осуществить самодиагностику своего урока и определить свое место в системе образовательной среды, а затем совершенствовать свои навыки в преподавании.

В системе среднего профессионального образования основной задачей преподавателя гуманитарных дисциплин является воспитание развитой личности, высококвалифицированного специалиста. Поэтому акценты в преподавании русского языка в наше время смещаются в пользу активных и интерактивных методик обучения.

Основной проблемой преподавания гуманитарных дисциплин в колледже является отсутствие интереса студентов к этим дисциплинам, поскольку основной своей задачей они считают приобретение профессиональных знаний и навыков. Но приобретение профессиональной компетентности невозможно без развития и роста положительных личностных качеств. Поэтому преподавателю русского языка и литературы необходимо на своих уроках заниматься формированием устойчивого интереса к русскому языку, его традициям и наследию.

Следуя этим целям процессе преподавания русского языка я обращаюсь к современным приемам и методам, применение которых дает высокие результаты:

- развивает творческие, исследовательские способности обучающихся;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; 
- помогает развитию познавательной деятельности студентов и интереса к дисциплине; 
- развивает логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

Эти приемы и методы являются составляющими современных образовательных технологий:

- предметно-ориентированные технологии;

- технологии дифференцированного обучения;

- технология эвристического обучения;

- диалоговые технологии;

- игровые технологии;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

Технология дифференцированного обучения.

Эта технология призвана включить каждого студента в деятельность, соответствующую зоне его развития. Я применяю дифференциацию, которая основана на учете индивидуальных особенностей обучающихся. Необходимость применения этой технологии обусловлена тем, что в колледж приходят студенты с разным уровнем предметной подготовки.

В начале учебного года я традиционно провожу в каждой группе вводный контроль- диктанты. Цель такой работы – дать объективную оценку уровню грамотности первокурсников с последующим выбором уровневой дифференциации учебных заданий, спланировать индивидуальную работу со студентами, имеющими значительные пробелы в знаниях. Дальнейшее знакомство со студентами даёт возможность разделить их на условные группы по следующим критериям:

• объем имеющихся знаний;

• уровень познавательной активности;

• умение анализировать и обобщать;

• уровень самостоятельности;

• уровень мотивации

В соответствии с такой дифференциацией я готовлю задания для 2-3 разных уровней: интерактивные тесты, индивидуальные пакеты упражнений и т.д. Особое внимание при этом уделяется самостоятельной работе студентов.

Технологии личностно-ориентированного обучения.

    Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь обучающихся, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям относится метод проектов.

   На своих занятиях я использую самостоятельную исследовательскую деятельность студентов, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость.      

  Такой вид деятельности дает возможность каждому студенту быть востребованным, выполнять разные социальные роли , что необходимо для становления студента как будущего специалиста. Основная задача – заинтересовать. В изучении раздела «Лексика» большое внимание уделяю словарному запасу студентов. Эту задачу решаем с помощью анализа их диалогов в социальных сетях. Зачастую для студентов является большим открытием возможность выражаться, не применяя сленг и жаргонизмы.

Игровые технологии.

    Игровые моменты активизируют деятельность обучающихся в любом возрасте, делают их восприятия более активным, эмоциональным, творческим.

  Использую следующие виды дидактических игр:

- игры-упражнения - совершенствуют познавательные способности обучающихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях (кроссворды, ребусы, викторины).

- игры-соревнования - включают все виды дидактических игр, во время которых происходит соревновательный процесс.

В своей практике широко использую интерактивные кроссворды и игровые задания, которые создаю на различных цифровых ресурсах.

Успешность любой педагогической технологии зависит от личности преподавателя. Чтобы подготовить конкурентоспособного специалиста педагог должен обладать быть мотивированным на работу со студентами различных категорий, быть способным к личностному и профессиональному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повышение эффективности профильного обучения в системе школо-колледж"- Методический доклад

Преиущества и проблемы прпофильного непрерывного обучения  школа-колледж-вуз рассматриваются на примере собственного учебного заведения....

Приемы и методы повышения мотивации обучения на уроках иностранного языка

Обзор причин снижения эффективности обучения. Основные принципы, приемы и методы повышения мотивации на уроках английского языка. Примеры из практики повышения мотивации и стимуляции на уроках Овчарен...

Презентация "Приемы и методы повышения мотивации на уроках математики как средство улучшения качества образования "

Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая является одной из  актуальных проблем в российской школе.   Сегодня, очень часто для ребенка, генетически предрасположенн...

«Приемы и методы повышения мотивации на уроках математики как средство улучшения качества образования»

Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая является одной из  актуальных проблем в российской школе.   Сегодня, очень часто для ребенка, генетически предрасположенн...

Презентации как инновационный метод повышения эффективности и качества обучения детей в отделении дополнительного образования на примере работы кружка "Бисероплетение"

В данной статье я хотела поделиться опытом работы по созданию презентаций и показать их роль как инновационного метода обучения детей. Я использую этот метод как на уроках технологии, так и на занятия...

Педагогическое кредо «Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности»

«Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности»...

Творческие домашние задания по русскому языку как метод повышения эффективности обучения

Статья  "Творческие домашние задания по русскому языку как метод повышения эффективности обучения"...