Конспект урока русского языка в 7 классе "Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Александра Николаевна Антоненко

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антоненко А.Н.

учитель русского языка и литературы

Тема урока: «Подготовка к сочинению-описанию по картине

                        П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».

Цели урока: 1) подготовить учащихся к описанию картины П.П. Кончаловского «Сирень в

                          корзине»; закрепить умение детей создавать связный текст – описание

                          картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений;

                      2) закрепить понятие о натюрморте, полученное детьми на уроках

                           изобразительного искусства; закрепить навык самостоятельной работы  со

                           справочной литературой (толковыми словарями и словарями синонимов);

                      3) развивать словарный запас учащихся, речь, память.

Оборудование: репродукции картин П.П. Кончаловского на доске; репродукция картины

                           «Сирень в корзине» в учебнике, учебник (Русский язык, 7 класс),

                            компьютер, интерактивная доска, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех на нашем уроке!

 Сегодня на уроке нам предстоит увлекательная работа. Мы продолжим знакомство с одним из типов речи, а именно, с описанием.

-  Какие вы знаете типы речи? (Повествование, описание, рассуждение).

- Давайте вспомним, с какими картинами известных художников мы познакомились

  в этом году? (А. Пластов «Летом», Ф.Решетников «Мальчишки», Ф. Толстой «Цветы,

  фрукты, птица»).

II. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы продолжим учиться описывать картину. А что будет служить

  нашим объектом описания, вы узнаете, отгадав загадку.

  Благоухает и манит,

  Цветами нежными дарит,

  Протянешь руку за плетень –

  И в ней окажется … (сирень).

III. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем описывать картину известного русского художника

  Петра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине».

IV. Создание мотивации к учебной деятельности через беседу о сирени.

   Все вы, конечно, видели сирень, но мало кто знает из вас о её происхождении. Поэтому предлагаю вам послушать небольшой рассказ о родине сирени.

   Родина сирени – Малая Азия, Персия. В Европу она попала лишь в 16 веке. В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Её всегда выращивали в садах и парках, высаживали около особняков.  Когда наступала весна, эти сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был неотъемлемый элемент жизни русских имений. Многие русские художники любили изображать сирень. Одним из таких художников был Пётр Петрович Кончаловский – русский живописец, народный художник России (1946 г.), действительный член Академии художеств СССР (1947 г.).

V. Знакомство с жизнью и творчеством П.П. Кончаловского.

   Пётр Петрович Кончаловский родился в г. Славянске на Украине в семье помещика в 1878 г. Учился живописи в петербуржской Академии художеств и в академии Жюлиана в Париже. Творчество художника воспевает красоту окружающего мира. Основными жанрами творчества Кончаловского были: пейзажная живопись, портрет и натюрморт. Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П. Кончаловский. Его картины полны жизненной силы, правдивости. Важное место в творчестве П. Кончаловского занимает натюрморт.

   Натюрморт (фр. «натюр» - природа + «морт» - мёртвый. Буквально мёртвая природа. Натюрморт – это один из жанров живописи).

   Натюрморт – изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

   П.П. Кончаловский – художник, любивший на своих полотнах цветы, создавший большое количество натюрмортов с изображением цветов. Художник написал такие известные натюрморты, как «Орхидеи», « Цветы на розовом», «Осенний букет в корзине», «Ирисы», «Букет цветов».

   Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть красок, но и свой естественный аромат. П.П. Кончаловский говорил, что в уыетах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться как в какой-нибудь лесной чаще.

   Кончаловский был замечательным садовником, великолепно знал и любил цветы, особенно сирень. Ей он посвятил множество своих полотен: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень в кошелке на полу», «Сирень и подрамник», «Сирень на окне», и др.

VI. Беседа по картине «Сирень в корзине».

- Рассмотрим репродукцию картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». Каково

  ваше первое впечатление от картины? (Пахнуло весной. Напомнило о тёплых, солнечных

  днях, о первых весенних цветах. Приятно видеть чудесную сирень тогда, когда за окном

  не совсем ещё тепло, в классе ставится уютнее и теплее).

- Рассмотрите картину «Сирень в корзине» внимательно, обратите внимание на обилие

  цветов. Сумел ли художник показать, что сирень живая? (На картине изображена

  свежая сирень. Кажется, что её только что срезали с кустов и принесли из сада. Букет

  сирени влажный от утренней росы или дождя).

- Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? (На картине сирень

  разных цветов и оттенков: белая, розоватая, светло-лиловая, темно-красная, бледно-

  розовая, красноватая).

- С чем можно сравнить цветы сирени? (Звёздочки, звоночки).

- Очевидно, сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному.

  (Душистая, пахучая, благоухающая).

- Опишите веточки сирени, которые расположены в центре букета. (В центре букета

  высокая ветка тёмно-красной сирени. Под ней небольшие ветки белой и розоватой

  сирени).

- Какого цвета сирень в левой части букета? (Тёмно-красная, розовая с сиреневым

  оттенком, бледно-розовая).

- Опишите сирень в правой части букета. (Справа кисти сирени крупные, пышные,

   свисают от тяжести почти до самого стола. Тёмно-красные, бледно-сиреневые, белые  

   гроздья).

- Тщательно ли выписаны художником лепестки, листочки, веточки сирени? (Не совсем,

   но если приглядеться, можно различить маленькие лепесточки-звёздочки сирени.

   Художник стремился передать своё впечатление от срезанных веток сирени, поэтому

  он не выписывает тщательно все лепесточки сирени. Ему важен целостный образ

  букета.

- Какие прилагательные уместно использовать, чтобы описать величину веток и цветков

  сирени? (Крупные, пышные, тяжёлые, богатые ветки сирени, напоминающие гроздья

  спелого винограда. А маленьких цветочков сирени, похожих на звёздочки, очень много).

- Какие листочки у сирени? (Внизу, вверху тёмно-зелёные, справа светло-зелёные с

  золотистым оттенком).

- Продолжите ряд прилагательных, которыми можно выразить своё отношение к букету

   сирени. (Сирень на картине, будто настоящая: чудесная, великолепная, дивная,

  замечательная, восхитительная, необыкновенная, роскошная, прекрасная).

- В чём стоит сирень? (Сирень поставили в плетёную из ивовых прутьев корзину. Верхнюю

  часть корзины скрывают листья и свисающие гроздья сирени).

- На каком фоне изображена сирень и почему? (Сирень изображена на тёмном столе у

  стены с коричневым и желтоватым оттенками. На таком фоне хорошо выделяются

  яркие цвета сирени).

- Глядя на эту картину, что мы можем сказать? Каково же отношение художника к своему

  труду? ( Художник восхищается щедрой и богатой природой, с любовью относится к

  ней и свои чувства передает нам, зрителям. Невозможно оторвать взгляд от этого

  великолепного букета сирени, вызывающего у нас хорошее настроение напоминающего

  нам о весне солнышке, тепле, о красоте природы. Трудно найти человека, который бы

  не любил эти изумительные цветы, поэтому душистая и прекрасная сирень воспета

  многими поэтами.

    По утру, на заре,

   По росистой траве

   Я пойду свежим утром дышать,

   И в душистую тень,

   Где теснится сирень,

  Я пойду своё счастье искать.

   Эти строчки принадлежат русской поэтессе Е. Бекетовой. И эти строчки созвучны настроению, которое передаёт П. Кончаловский в картине «Сирень в корзине».

VII. Составление и заполнение таблицы.

Букет

красивый, благоухающий, богатый, богатый, роскошный, большой, только что срезанный, большой шапкой громоздящийся над корзиной, манит вдохнуть его аромат

Сирень

белая, тёмно-фиолетовая, сиреневая, лиловая, голубоватой окраски, розовая пышная

Листочки

тёмно-зелёные, кое-где золотистые от падающего на них света придают естественность и безыскусность

Корзина

выделяется на фоне тёмной поверхности стола коричневато-золотистого цвета, передает естественную окраску ивовой лозы

Фон

светлый, неоднородный, размытый, желтовато-блёклый

Своё отношение к изображаемому

(картина) великолепная, восхитительная, прекрасная, удивительная, замечательная

Вывод: «Сирень в корзине» - это картина весны. Распускающаяся сирень несёт людям радость, обновление чувств. Картина Кончаловского свидетельствует о том, что художник восхищается щедрой, богатой природой и испытывает любовь к ней.

VIII. Составление плана к сочинению.

План

I. П.П. Кончаловский – мастер изображения красоты окружающего мира.

II. Роскошный букет сирени:

     а) гроздья, листья, ветки, цвет

     б) описание корзины

     в) фон картины, его роль

III. «Сирень в корзине» - картина радости.

IX. Рефлексия.

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

Сегодня на уроке мне понравилось…

Для меня было трудным…

Я научился…

Я узнал…

X. Домашнее задание.

Написать сочинение по картине, используя план, лексический материал урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение "Описание природы.Зима"

План – конспект урока содержит описание разных видов работ на уроке развития речи. В плане предложена грамматическая, стилистическая, орфографическая работа в рамках урока развития речи, а так же рабо...

Конспект урока русского языка по теме "Подготовка к сочинению по картине И. А. Попова "Первый снег"

Подготовка к сочинению в форме дневниковых записей по картине И. А.  Попова «Первый снег». Есть презентация. Если нужно выслать, пишите в сообщения...

План – конспект урока русского языка по развитию речи в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы по теме: "Сочинение - описание по картине И.И. Левитана "Золотая осень"".

Тема урока: «Сочинение - описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень».Цели урока:Образовательная:- познакомить с творчеством художника - И.И.Левитана;- формировать   ум...

Технологическая карта интегрированного урока (русский язык, ИЗО) "Подготовка к сочинению-описанию игрушки с элементами росписи"

Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности, обеспечивают формирование целостной научной картины мира. Данный урок помогает развивать у детей интерес к истории и культуре ...

Конспект урока русского языка в 5 классе: "Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом"

Конспект урока русского языка по теме "Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом"...

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево»

Тема урока: Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево» Данная разработка  - это путешествие- экскурсия в природу, в одно из...