Морфемика как раздел лингвистики. Морфема - наименьшая значимая часть слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кудряшова Оксана Леонидовна

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели:

  1. Личностные: стремление к речевому совершенствованию.
  2. Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; анализировать, сравнивать, делать обобщения, строить рассуждения.
  3. Предметные: знать содержание понятия «морфема», «наименьшая» и «значимая часть слова»; предмет изучения морфемики;  выделять  в слове морфемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                               Технологическая карта урока

                                              УМК  Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.

Тема урока:

Морфемика как раздел лингвистики.  Морфема - наименьшая значимая часть слова.

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели:

  1. Личностные: стремление к речевому совершенствованию.
  2. Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; анализировать, сравнивать, делать обобщения, строить рассуждения.
  3. Предметные: знать содержание понятия «морфема», «наименьшая» и «значимая часть слова»; предмет изучения морфемики;  выделять  в слове морфемы.

Методы и формы обучения:

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая и фронтальная работы.

Опорные понятия, термины: морфемика, морфема, лексическое и грамматическое значение.

Инструментарий учителя: презентация к теме, учебник, (теория на стр. 4-5), карточки с заданиями для работы в парах, группах (по рядам)

Домашнее задание: П.70

Задание на выбор:

1.Составить КЛАСТЕР по теме «Морфемика», используя слова, с которыми познакомились на уроке. Напомните мне их.

2. Упр. 376.

 Этап урока

                 Деятельность

                     учителя      

        Деятельность

             ученика

 Формируемые

        УУД

Результат

Совместной деятельности

Оргмомент (0,5 мин.)

Мотивация к учебной деятельности учеников

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное и доброе настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

- Сегодня я предлагаю вам на уроке быть не просто учениками, а стать настоящими исследователями. А что делают исследователи?

Я уверена, что вы тоже умеете все это делать. Проверим?

Отвечают на вопрос учителя.

-ученый должен уметь анализировать видеть закономерности.

Учатся слушать и слышать друг друга, вступать в диалог, владеть монологической и диалогической формами речи, в соответствии с синтаксическими нормами родного языка (К)

Формирование положительного отношения к познавательной деятельности (Л)

Создана мотивация для решения учебных задач.

Актуализация знаний и умений обучающихся по ранее изученному материалу (9-10 мин)

Задание: найдите «лишнее слово», обоснуйте свой выбор, назвав общий признак остальных слов.

Водить, проводник, подводник

 

.

Выполняют задание.

Актуализируют информацию по теме «Лексика» и «Состав слова».

Развитие умения  анализировать, сравнивать, структурировать знания (П)

Повторили такие понятия, как лексическое значение слова, синонимы, части слова.

Объяснение нового материала (10 мин)

Первичное закрепление знаний и умений и навыков по теме (8 мин)

-Из каких частей состоит слово подводник?

-Вы все правы.

-Как называется раздел о языке, в котором изучаются

-буквы

-звуки, слоги

-приставка, корень, суффикс, окончание.

-ИССЛЕДОВАТЕЛИ должны быть очень внимательными

Итак, морфема это…

Экспериментируем дальше….

Наибольшая или наименьшая часть слова?

Учебник с.4 (теория)

А теперь откроем учебник на стр.4. (изучение теории по учебнику самостоятельно)

- Что вы можете сказать о морфемах? (каждая имеет свое значение)

Итак, юные лингвисты, как называется раздел….

ЗАМЕЧАТЕЛЬНО…

Учитель предлагает сформулировать тему урока, цель, опираясь на ключевое слово.

-Итак, одна из целей нашего урока- понять. почему морфему называют значимой частью слова.

(запись в тетрадях)

-Докажите , что морфема –наименьшая часть слова по словам шли, пошли( «ш» морфема, обозначает -движение пешком).Морфема «ш» сама по себе не имеет смысла, а вот слова с ней обретают смысл. Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла. Морфемы складываются в красивые и выразительные слова, и из всех этих слов складывается весь язык.

Организует работу в группах. Раздает дидактический материал:

Учитель осуществляет контроль и правильность выполнения заданий.

Варианты ответов:

-Из букв

-из звуков

-из приставки, корня, суффикса и окончания.

-Графика

-Фонетика

-???

-Части слова называются морфемами. Морфема – это значимая часть слова.

Ученики формулируют тему, цель.

ЦЕЛИ

Работа по рядам:

  1. Текст «В тундре»

Прочитайте текст, подготовьте его пересказ. Объясните, почему в тундре подберезовики называются надберезовиками? Для чего в слове изменена приставка?

В тундре подберёзовики называют надберёзовиками потому что они растут выше северных берёзок. Приставка изменена в слове для того, чтобы указать на расположение грибов по отношению к берёзам.

В таймырской тундре грибы никогда не бывают ч..рвивыми. При..зжайте в тундру за грибами! Они похожи на подосиновики, только гораздо толще, м..систее, и шля..ка у них окрашена куда ярче, чем у южных. А растут они возле стелющихся по земле чахлых кустиков берёзы.

Вы можете набрать в тундре и мелкие серые п..дберёзовики, и крупные, только крупные подб..рёзовики называют надб..рёзовиками, потому что они растут выше сев..рных б..рёзок.

2. Разгадайте по окончаниям, какая это часть речи? Приведите примеры. На какие грамматические признаки этой части речи указывают окончания.

-у                  -им

-ишь           -ите

-ит            -ат(-ят)

Ученики делают вывод:

Окончания указывают на грамматическую форму слова.

3. Былина.

Сидит Славочка на заборике,

А под ним на скамеечке Боренька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: «Дурачок ты, Славочка».

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: «Ты дурачище».

Борище взял тетрадищу

Да как треснет по лбищу Славищу,

Славище взял скамеищу,

Да как треснет Борищу в шеищу,

Плачет Славочка под забориком.

Под скамеечкой плачет Боренька.

Былина вызывает улыбку, но задание серьёзное: Выпишите слова с суффиксами, имеющими  

уменьшительное значение.

Уменьшительное значение суффикса: Славочка, на заборике, на

скамеечке, Боренька, тетрадочку, дурачок.

Каждая группа представляет результаты своих исследований.

Выводы записывают в тетрадь.

ЦЕЛИ

Умение структурировать знания (П)

Подведение под понятие (П)

Смысловое чтение, как осмысление цели чтения (П)

Оценка – выделение и  осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить (Р)

Целеполагание (Р)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П)

Определение целей и функций участников, способов взаимодействия (К). Способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. (К)

Умение делать выводы (Р).

Высказывать предположение на основе наблюдений.

Развитие умений и навыков познания через художественное слово (П), умение обосновывать выбор  автором определенных средств художественной выразительности  для решения авторской задачи.

Поэнакомились с содержанием понятия «морфема», предмет изучения морфемики.

Закрепили понятия морфема и морфемика, узнали,

почему морфема значимая часть слова; определение значения морфем помогает правильно назвать часть речи и форму слова.

Узнали, что слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами могут служить средством выразительности и являются одним из способов раскрытия авторской позиции.

Дальнейшая работа по закреплению знаний и умений учащихся. (Просвистеть)    (Поездка)

(Низко)      

(Солёный)

(Снос)     (Извозчик)              

(Завязка) (Прикупить)

(Ласково)

Работа парами.

Игра «Собери словечко».

1.        Из слова проливной возьмите приставку

2.        Корень возьмите у слова засвистели

3.        Суффикс – у слова хотеть

4.        Окончание – у слова стелить.

               

1.        Приставка – постановка

2.        Корень -  объезд

3.        Суффикс – заслонка

4.        Окончание – грядка.

1.        Приставка – ссора

2.        Корень -  понизить

3.        Суффикс – подставка, проколоть

4.        Окончание – высоко.

   

 

 

-Какие затруднения вы испытывали выполняя это задание?

ЦЕЛИ

Отвечают те ученики, которые не смогли выполнить задание или затруднились его выполнить.

Вывод:

Надо уметь выделять морфемы в слове.

II группа.

1.        Из слова поляна  возьмите приставку

2.        Корень возьмите у слова рассол

3.        Суффикс – у слова палёная

4.        Окончание – у слова столовый.

1.        Приставка – съездить

2.        Корень -  относится

3.        Суффикс – повар

4.        Окончание – престол.

     

1.        Приставка – изрыть

2.        Корень -  завозил

3.        Суффикс – лётчик

4.        Окончание – звонок.

Умение структурировать знания, анализировать.

Осознавать свои затруднения и стремиться к их преодолению, определять степень успешности работы.

III  группа.

1.        Из слова загадка  возьмите приставку

2.        Корень возьмите у слова отвязаться

3.        Суффикс – у слова бородка

4.        Окончание – у слова выставка.

1.        Приставка – приехать

2.        Корень -  покупатель

3.        Суффикс – пересадить

4.        Окончание – петь.    

1.        Приставка – поэт

2.        Корень -  приласкать

3.        Суффикс – листовой, полоть

4.        Окончание – поболел.

   

Пришли к пониманию того, что значение морфем помогает выбрать правильное написание их и разобраться в строении слова.

Работа парами.

Списать, исправить ошибки, обозначить орфограммы. Учащиеся исправляют ошибки в тексте и графически выделяют орфограммы.

      В поисках места для отдыха мы про ехали много километров. Наконец нашли место. Крутые бирега, лес…Красата! С левого берега на правый перикинули верёвку и начали кататься. Было весило.

  1. Учитель: Взаимопроверка  по слайду. Поставьте + чья пара не допустила ошибку. Поднимите руку.
  2. Учитель: Какой вывод можно сделать, выполнив это задание?
  3. Ученик: Орфография и морфема тесно связаны между собой:

Учитель обобщает ответы учеников, предлагая сделать вывод.

Контроль:

Цель – проверить понимание учениками изученных терминов.

Работают в парах

Выполняют задание, отвечают на вопрос:

-Какие знания и умения вы использовали при выполнении задания?

Ученики комментируют, какие учебные действия они совершали, выполняя задание.

Делают вывод:

        Ученик: Орфография и морфема тесно связаны между собой:

Учитель обобщает ответы учеников, предлагая сделать вывод.

Планирование- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Умение делать выводы.

      Подведение итогов

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы. Профессорско-преподавательский состав...

Отвечают на вопросы.

Умение соотносить цели и результаты своей деятельности.

Рефлексия

Организует рефлексию.

        

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я научился…

У меня получилось …

Особенно понравилось…

Нужно выучить…

Умение давать самооценку своей деятельности.

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю.

РЕЗЕРВ: Интерактивный тренажёр


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 5 класс

Слайд 2

ИССЛЕДОВАТЕЛИ А что делают исследователи?

Слайд 3

ИССЛЕДОВАТЕЛИ УЗНАЮТ ИЗУЧАЮТ АНАЛИЗИРУЮТ ДЕЛАЮТ ВЫВОДЫ ОЦЕНИВАЮТ РЕЗУЛЬТАТ

Слайд 4

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Слайд 5

Задание: найдите «лишнее слово», обоснуйте свой выбор. Водить, проводник, подводник

Слайд 6

подводник Из чего состоит слово подводник ?

Слайд 7

ИЗ БУКВ; ИЗ ЗВУКОВ; ИЗ ПРИСТАВКИ, КОРНЯ, СУФФИКСА И ОКОНЧАНИЯ.

Слайд 8

-КАК НАЗЫВАЕТСЯ РАЗДЕЛ О ЯЗЫКЕ, В КОТОРОМ ИЗУЧАЮТСЯ БУКВЫ -ЗВУКИ, СЛОГИ -ПРИСТАВКА, КОРЕНЬ, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ. ?

Слайд 10

— ЭТО ... ... часть слова

Слайд 11

Морфема — ЭТО ... ... ЧАСТЬ СЛОВА

Слайд 12

НАИБОЛЬШАЯ ИЛИ НАИМЕНЬШАЯ ЧАСТЬ СЛОВА?

Слайд 13

Морфема — ЭТО НАИМЕНЬШАЯ ... ЧАСТЬ СЛОВА

Слайд 14

УЧЕБНИК С. 4 (ТЕОРИЯ)

Слайд 15

Морфема — ЭТО НАИМЕНЬШАЯ ... ЧАСТЬ СЛОВА

Слайд 16

Морфема — ЭТО НАИМЕНЬШАЯ И ЗН А ЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА

Слайд 17

-КАК НАЗЫВАЕТСЯ РАЗДЕЛ О ЯЗЫКЕ, В КОТОРОМ ИЗУЧАЮТСЯ БУКВЫ -ЗВУКИ.СЛОГИ -ПРИСТАВКА, КОРЕНЬ, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ. ?

Слайд 18

МОРФЕМИКА

Слайд 19

ТЕМА УРОКА: Морфемика как раздел лингвистики. Морфема - наименьшая значимая часть слова.

Слайд 20

ИССЛЕДОВАТЕЛИ УЗНАТЬ… ДОКАЗАТЬ… АНАЛИЗИРОВАТЬ… ДЕЛАТЬ… УМЕТЬ…

Слайд 21

ш ли, про ш ли -ш- ? корень -ш- ? ( «ш» морфема, обозначает -движение пешком)

Слайд 22

ИССЛЕДОВАТЕЛИ УЗНАТЬ… ДОКАЗАТЬ… АНАЛИЗИРОВАТЬ… ДЕЛАТЬ… УМЕТЬ…

Слайд 23

Текст «В тундре» Прочитайте текст, вставь орфограммы и отметь морфемы, где они пропущены; подготовьте его пересказ. Ответь на вопросы: 1.Объясните, почему в тундре подберезовики называются надберезовиками ? 2. Для чего в слове изменена приставка? В таймырской тундре грибы никогда не бывают ч.. рвивыми . При.. зжайте в тундру за грибами! Они похожи на подосиновики, только гораздо толще, м.. систее , и шля..ка у них окрашена куда ярче, чем у южных. А растут они возле стелющихся по земле чахлых кустиков берёзы. Вы можете набрать в тундре и мелкие серые п.. дберёзовики , и крупные, только крупные подб .. рёзовики называют надб .. рёзовиками , потому что они растут выше сев.. рных б.. рёзок .

Слайд 24

Разгадайте по окончаниям, какая это часть речи? Приведите примеры. На какие грамматические признаки этой части речи указывают окончания. -у -им -ишь - ите - ит - ат (- ят )

Слайд 25

Былина. Сидит Славочка на заборике, А под ним на скамеечке Боренька. Боренька взял тетрадочку, Написал: «Дурачок ты, Славочка». Вынул Славочка карандашище, Написал в тетрадь: «Ты дурачище». Борище взял тетрадищу Да как треснет по лбищу Славищу, Славище взял скамеищу, Да как треснет Борищу в шеищу, Плачет Славочка под забориком. Под скамеечкой плачет Боренька .

Слайд 26

ИССЛЕДОВАТЕЛИ УЗНАТЬ… ДОКАЗАТЬ… АНАЛИЗИРОВАТЬ… ДЕЛАТЬ… УМЕТЬ…

Слайд 27

Физкультминутка С ПРИ- приставкою ПРИСЕСТЬ, С ПО- приставкою ПОПРЫГАТЬ, С ПОД- приставкой ПОДМИГНУТЬ, С ВЫ- ВЫТЯГИВАЕМ руки, С О- ОПУСТИМ их опять. Вот и все настало время С ЗА- зарядку ЗАВЕРШАТЬ.

Слайд 28

В поисках места для отдыха мы про ехали много километров. Наконец нашли место. Крутые бирега, лес…Красата! С левого берега на правый перикинули верёвку и начали кататься. Было весило.

Слайд 29

ЭТАЛОН В поисках места для отдыха мы про ехали много километров. Наконец нашли место. Крутые берег а, лес…Крас от а! С левого берега на правый пере кинули верёвку и начали кататься. Было весел о.

Слайд 30

ИССЛЕДОВАТЕЛИ УЗНАТЬ… ДОКАЗАТЬ… АНАЛИЗИРОВАТЬ… ДЕЛАТЬ… УМЕТЬ…

Слайд 31

ВЗАИМОПРОВЕРКА 1 ряд Просвистеть Поездка Низко 2 ряд Солёный Снос Извозчик 3 ряд Завязка Прикупить Ласково

Слайд 32

ИССЛЕДОВАТЕЛИ УЗНАТЬ… ДОКАЗАТЬ… АНАЛИЗИРОВАТЬ… ДЕЛАТЬ… УМЕТЬ…

Слайд 33

Домашнее задание: П.70 (ТЕОРИЯ) Задание на выбор: 1.Составить кроссворд по теме « Морфемика », используя слова, с которыми познакомились на уроке. Напомните мне их. 2. Упр. 376.

Слайд 34

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Слайд 35

Сегодня я узнал… Было трудно… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я научился… У меня получилось … Особенно понравилось… Нужно выучить…

Слайд 36

ТЕСТ

Слайд 37

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит: Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: – Оее! Оее! Бутявка-то некузявая! Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам: – Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой: – Калушата подудонились! Зюмо некузявые!

Слайд 38

Выписать однокоренные слова: а) калуша, калушата, калушаточки; б) сяпала, усяпала, присяпала; в)трямкают, стрямкали; г)дудонятся, подудонились.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ

1. Морфема-это 
1) наименьшая значимая часть слова 
2) звуки, которые мы произносим и слышим 
3) слова одной и той же части речи 
4) второстепенный член предложения 

2. Что такое морфемика?

1) Раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков речи буквами.

2) Раздел лингвистики, изучающий правила постановки ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний.

3) Раздел лингвистики, изучающий звуки речи.

4) Раздел лингвистики, изучающий значимые части слова – морфемы.

3. Какая часть слова является значимой?

1) звук                      

2) буква                      

3) слог                      

4) приставка

4. Найдите главную морфему.

1) приставка                      

2) корень                      

3) суффикс                      

4) окончание

 

ТЕСТ

1. Морфема-это 
1) наименьшая значимая часть слова 
2) звуки, которые мы произносим и слышим 
3) слова одной и той же части речи 
4) второстепенный член предложения 

2. Что такое морфемика?

1) Раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков речи буквами.

2) Раздел лингвистики, изучающий правила постановки ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний.

3) Раздел лингвистики, изучающий звуки речи.

4) Раздел лингвистики, изучающий значимые части слова – морфемы.

3. Какая часть слова является значимой?

1) звук                      

2) буква                      

3) слог                      

4) приставка

4. Найдите главную морфему.

1) приставка                      

2) корень                      

3) суффикс                      

4) окончание



Предварительный просмотр:

1 ряд

МАРШРУТНАЯ карта ученика 5 А класса _(Ф.И.)_________________________________________________________

Этап Цель

Содержание

Результат

Целеполагание

УЗНАТЬ…

ИЗУЧИТЬ…
АНАЛИЗИРОВАТЬ

ДЕЛАТЬ…

УМЕТЬ…

1. Задание: найдите «лишнее слово», обоснуйте свой выбор, назвав общий признак остальных слов.

Водить, проводник, подводник

2. Запиши тему урока и цель.

Тема урока____________________
_____________________________
______________________________
______________________________

Поиск решения проблемы

        3.Текст «В тундре»

Прочитайте текст, подготовьте его пересказ. Вставьте орфограммы и отметьте морфемы, где они пропущены. Ответь на вопросы:

1.Объясните, почему в тундре подберезовики называются надберезовиками?

2. Для чего в слове изменена приставка?

В таймырской тундре грибы никогда не бывают ч..рвивыми. При..зжайте в тундру за грибами! Они похожи на подосиновики, только гораздо толще, м..систее, и шля..ка у них окрашена куда ярче, чем у южных. А растут они возле стелющихся по земле чахлых кустиков берёзы.

Вы можете набрать в тундре и мелкие серые п..дберёзовики, и крупные, только крупные подб..рёзовики называют надб..рёзовиками, потому что они растут выше сев..рных б..рёзок.

Ответы на вопросы:

1.

2.

Первичное закрепление. РАБОТА В ПАРАХ

     4. Списать, исправить ошибки, обозначить орфограммы. В поисках места для отдыха мы про ехали много километров. Наконец нашли место. Крутые бирега, лес…Красата! С левого берега на правый перикинули верёвку и начали кататься. Было весило.

Напишите исправленный текст, обозначь морфемы с пропущенными орфограммами.

Применяю то, что знаю

5. Игра «Собери словечко».

1.        Из слова проливной возьмите приставку

2.        Корень возьмите у слова засвистели

3.        Суффикс – у слова хотеть

4.        Окончание – у слова стелить.

               

1.        Приставка – постановка

2.        Корень -  объезд

3.        Суффикс – заслонка

4.        Окончание – грядка.

1.        Приставка – ссора

2.        Корень -  понизить

3.        Суффикс – подставка, проколоть

4.        Окончание – высоко.

   

 -Какие затруднения вы испытывали, выполняя это задание?

НАПИШИ ответы

Подойди к учителю для проверки

   

Подвожу итог

сегодня я узнал…

было трудно…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …

особенно понравилось…

нужно выучить…

   Оцени себя

Домашнее задание

П.70   Задание на выбор:

1.Составить КЛАСТЕР по теме «Морфемика», используя слова, с которыми познакомились на уроке.

2. Упр. 376.



Предварительный просмотр:

2 ряд

МАРШРУТНАЯ карта ученика 5 А класса _(Ф.И.)_________________________________________________________

Этап Цель

Содержание

Результат

Целеполагание

УЗНАТЬ…

ИЗУЧИТЬ…
АНАЛИЗИРОВАТЬ

ДЕЛАТЬ…

УМЕТЬ…

1. Задание: найдите «лишнее слово», обоснуйте свой выбор, назвав общий признак остальных слов.

Водить, проводник, подводник

2. Запиши тему урока и цель.

Тема урока____________________
_____________________________
______________________________
______________________________

Поиск решения проблемы

3. Разгадайте по окончаниям, какая это часть речи? Приведите примеры. На какие грамматические признаки этой части речи указывают окончания.

-у                                       -им

-ишь                                 -ите

-ит                                    -ат(-ят)

Ответы на вопросы:

1.ЧАСТЬ речи-

2.

у- глагол 1лица, ед.ч., учу

-ишь          

-ит            

-им

 -ите

 -ат(-ят)

Первичное закрепление. РАБОТА В ПАРАХ

    4.   Списать, исправить ошибки, обозначить орфограммы. В поисках места для отдыха мы про ехали много километров. Наконец нашли место. Крутые бирега, лес…Красата! С левого берега на правый перикинули верёвку и начали кататься. Было весило.

Напишите исправленный текст, обозначь морфемы с пропущенными орфограммами.

Применяю то, что знаю

5. Игра «Собери словечко».

1.        Из слова поляна  возьмите приставку

2.        Корень возьмите у слова рассол

3.        Суффикс – у слова палёная

4.        Окончание – у слова столовый.

1.        Приставка – съездить

2.        Корень -  относится

3.        Суффикс – повар

4.        Окончание – престол.

     

1.        Приставка – изрыть

2.        Корень -  завозил

3.        Суффикс – лётчик

4.        Окончание – звонок.

   

 -Какие затруднения вы испытывали, выполняя это задание?

НАПИШИ ответы

   

Подвожу итог

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я научился…

У меня получилось …

Особенно понравилось…

Нужно выучить…

   Оцени себя

Домашнее задание

П.70   Задание на выбор:

1.Составить КЛАСТЕР по теме «Морфемика», используя слова, с которыми познакомились на уроке.

2. Упр. 376.



Предварительный просмотр:

3 ряд

МАРШРУТНАЯ карта ученика 5 А класса _(Ф.И.)_________________________________________________________

Этап Цель

Содержание

Результат

Целеполагание

УЗНАТЬ…

ИЗУЧИТЬ…
АНАЛИЗИРОВАТЬ

ДЕЛАТЬ…

УМЕТЬ…

1. Задание: найдите «лишнее слово», обоснуйте свой выбор, назвав общий признак остальных слов.

Водить, проводник, подводник

2. Запиши тему урока и цель.

Тема урока____________________
_____________________________
______________________________
______________________________

Поиск решения проблемы

3. Былина.

Сидит Славочка на заборике,

А под ним на скамеечке Боренька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: «Дурачок ты, Славочка».

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: «Ты дурачище».

Борище взял тетрадищу

Да как треснет по лбищу Славищу,

Славище взял скамеищу,

Да как треснет Борищу в шеищу,

Плачет Славочка под забориком.

Под скамеечкой плачет Боренька.

Былина вызывает улыбку, но задание серьёзное: Выпишите слова с суффиксами, имеющими  уменьшительное значение. Обозначьте суффиксы.

Ответы на вопросы:

Слова с уменьшительным значением суффикса: заборик,

Первичное закрепление. РАБОТА В ПАРАХ

  4. Списать, исправить ошибки, обозначить орфограммы. В поисках места для отдыха мы про ехали много километров. Наконец нашли место. Крутые бирега, лес…Красата! С левого берега на правый перикинули верёвку и начали кататься. Было весило.

Напишите исправленный текст, обозначь морфемы с пропущенными орфограммами.

Применяю то, что знаю

5. Игра «Собери словечко».

1.        Из слова загадка  возьмите приставку

2.        Корень возьмите у слова отвязаться

3.        Суффикс – у слова бородка

4.        Окончание – у слова выставка.

1.        Приставка – приехать

2.        Корень -  покупатель

3.        Суффикс – пересадить

4.        Окончание – петь.    

1.        Приставка – поэт

2.        Корень -  приласкать

3.        Суффикс – листовой, полоть

4.        Окончание – поболел.

 -Какие затруднения вы испытывали, выполняя это задание?

НАПИШИ ответы:

   

Подвожу итог

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я научился…

У меня получилось …

Особенно понравилось…

Нужно выучить…

   Оцени себя

Домашнее задание

П.70 Задание на выбор:

1.Составить КЛАСТЕР по теме «Морфемика», используя слова, с которыми познакомились на уроке.

2. Упр. 376.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вспомни!

Слайд 2

Найдите слово с корнем -мал- (впишите его в пустое поле) м алина м аленький Задание №1 Задание №2 Найдите слово с корнем -стол- (впишите его в пустое поле) пистолет столик столица

Слайд 3

Задание Найдите слово без окончания. берёза озеро огород дядя улитка окно Подумай! Окончание

Слайд 4

Окончание Слова с окончанием Слова без окончания

Слайд 5

Задание Найди слова с приставками п окраска погода надежда написал доехал домик Подумай! Приставка

Слайд 6

Задание Выбери приставки, с помощью которых можно образовать новое слово. прыгнул под с у за пере по

Слайд 7

Задание Суффикс Найдите слова с суффиксами лет ний яблоко солнце корзина садовый листок

Слайд 8

Слова Определить рынок дружок сынок урок замок Найдите слова с суффиксом ок

Слайд 9

Найдите слово, которое соответствует схеме Задание 1 Задание 2 кораблик берёзка подбородок перекличка переход лампочка МОЛОДЦЫ! Ссылки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Суффикс - значимая часть слова

      Суффикс – значимая часть слова Цели урока:Познавательные:повто...

Конспект урока в 5 классе "Морфема-наименьшая значимая часть слова" с использованием ИКТ

Изучение нового материала в 5 классе по теме "Морфема - наименьшая значимая часть слова" с использованием мультимедийной программы СD Программа 1C: «Морфемика. Словообразование» 5-6 класс....

Технологическая карта урока-исследования "Заглядываем в сердце слова" (Почему корень-значимая часть слова?)

Данный урок является первым приповторении темы "Корень слова в 5 классе"...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Морфема -наименьшая значимая часть слова"

В данном конспекте урока много полезного материала, предназначенного учителю русского языка. Здесь собраны задания, которые развивают творческую активность и познавательные интересы учащихся....

Конспект урока по русскому языку на тему «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» (5 класс)

Тема урока: «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» Тип урока: урок изучения нового материалаЦель: Познакомить с понятием «морфема». Дат...

Презентация дистанционного урока по теме "Суффикс - значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса" 3 класс (коррекционный)

Цель:Создать условия для формирования знаний о роли суффикса в речи.Задачи урока:  • Образовательные: дать знания о роли суффикса в речи; отрабатывать умения образовывать однокоренные слова ...