Обобщение по теме "Причастие"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Обобщение по теме "Причастие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obobshchenie_po_teme_prichastie.ppt1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку в 7 классе

Слайд 2

Кто быстрее? Ответьте на вопросы: Каково грамматическое значение причастия? Обозначает признак предмета по действию. Каковы постоянные признаки причастия? Вид, действительное или страдательное, возвратность, время. Какие времена есть у причастия? Настоящее и прошедшее. Какого времени нет? Будущего. Каковы непостоянные признаки причастия? Род, падеж, число, у страдательных – полная и краткая форма. Какие признаки глагола есть у причастия? Вид, время, возвратность, бывает сказуемым, образуется от глаголов, можно заменить сочетанием с глаголом. Какие признаки прилагательного есть у причастия? Род, число, падеж, полная и краткая форма, обозначает временный признак, бывает определением.

Слайд 3

Причастие Действительные Страдательные Наст. вр. Прош. вр. УЩ-ЮЩ АЩ-ЯЩ Ш ВШ ОМ-ЕМ-ИМ Н-НН-ЕНН Т Несовершенный вид Совершенный вид

Слайд 4

1 - действительное причастие 2 - страдательное причастие Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами. Код: 1,2,2,1,2,1,2,2. Проверь себя

Слайд 5

1. Над трепещущей осиною легкий месяц заблестел. 2. И радуют пестреющие клумбы, и резкий крик вороны в небе черном. Проверь себя

Слайд 6

1 вариант 2 вариант (Над) трепещущей (осиною)- 1. причастие, (какой?), обозначает признак предмета по действию. 2. Н.Ф. трепещущий. Пост. пр.: действит., несов.вид, наст. вр.; непост. пр.: в ед. ч., в ж. р., в Т.п. 3. Над осиною (какой?) трепещущей Пестреющие (клумбы) – причастие, (какие?), обозначает признак предмета по действию. 2. Н.Ф. пестреющий. Пост. пр.: действит., несов.вид, наст. вр., непост. пр.: во мн. ч., в И. П. 3. Клумбы (какие?) пестреющие

Слайд 7

Задание: Исправить ошибки в окончаниях причастий. 1. Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками. 2. Над болотом, поросшей осокой и камышом, кружили птицы. 3. Грозовая туча, пришедший с запада, закрыла всё небо. 4. Никто не знал о письмах, хранящиеся на чердаке дома.

Слайд 8

1. Он не замечал ни лесов, ни озер, заросш их кувшинками. 2. Над болотом, поросш им осокой и камышом, кружили птицы. 3. Грозовая туча, пришедш ая с запада, закрыла всё небо. 4. Никто не знал о письмах, хранящ их ся на чердаке дома.

Слайд 9

Задание: Исправить ошибки в употреблении причастных оборотов. 1. Прочитанная книга мною лежала на столе. 2. На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома. 3. Росшие незабудки у ручья уже зацвели. 4. Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне.

Слайд 10

1. Прочитанная мною книга лежала на столе. 2. На деревьях, растущих около дома , распустились первые листочки. 3. Росшие у ручья незабудки уже зацвели. 4. Появившиеся на деревьях почки говорили о наступившей весне.

Слайд 11

Употребляется слово без НЕ или не употребляется? НЕ употребляется Употребляется Слитно Краткое или полное? Краткое Полное Раздельно Есть ли зависимое слово? ДА НЕТ Есть ли противопоставление? ДА НЕТ

Слайд 12

Перед вами 10 предложений. Раскройте скобки (слитно или раздельно), объясните свой выбор. Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер. Поэма состоит из (не)завершённых глав. Нужная книга (не)прочитана. (Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны. Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой. Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда. Ответ на запрос до сих пор (не)получен. Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие холодов. Объяснительный диктант.

Слайд 13

1 вариант 2 вариант Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно. 1. вовсе (не) избалованный ребенок 2. окно (не) завешено шторой 3. (не) достоверная информация 4. (не) лишенный юмора 5. (не) помогающий никому 6. (не) зависимый кандидат 7. (не) устрашимый боец 8. (не) удачная шутка 9. отнюдь (не) праздничный 10. никогда (не) хвастающийся Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно. 1. еще (не) появившийся 2. далеко (не) лукавый 3. (не) ограниченные возможности 4. свобода (не) провозглашена 5. ничем (не) обладающий 6. (не) слушающий никого 7. (не) мечтающий о богатстве 8. средства (не) изысканы 9. гармония (не) достигнута 10. очень (не) учтивый 3,6, 7, 8 3, 10

Слайд 14

Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Н - НН ? Отточе … ый карандаш, выструга … ые половицы, беле .…ые мелом стены, купле … ый товар. гружё…ый вагон. нн нн нн нн н

Слайд 15

Вставьте, где нужно, пропущенные буквы Н - НН ? посея… ое зерно - сея…ая мука, кипечё…ая вода - вскипячё… ое молоко, краше…ый пол - подкраше… ый забор. н нн н н нн нн

Слайд 16

В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я: А)люб..щие разговаривать, пассажиры дремл..т Б)стро..щийся дом, иголки кол..тся В)крас..щие вещества, травы стел..тся Г)пен..щиеся волны, соседи разбуд..т 2. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И: А)дыш..т полной грудью, встрет..вшиеся на вокзале друзья Б)подвига..шься к выходу, на умира..щую лампаду В)та..щий снег, постро..нное здание Г)выслуш..нные посетители, стел..щиеся травы

Слайд 17

3. В каком ряду в обоих случаях пишется НН: А) подсуше…ое бельё, тушё…ое в горшочке мясо Б)не выуче…ы уроки, связа…ый свитер В)нечая…ый взгляд, вяза…ая кофта Г)подсоле…ая вода, кова…ая лошадь 4. В каком ряду в обоих случаях пишется буква Ю: А)ненавид..щие войну, бор..щийся за мир Б)мягко стел..щий, разделя..щий людей В)та..щий на солнце, плохо вид..щий Г)пил..щий бревно, се..щий семена 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН: Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитками в виде лошади(4)ой головы.

Слайд 18

6. Ошибка допущена в слове: А) с вечно шелестящими листьями Б) к подплывающиму спортсмену В) на пылающем горизонте Г) золотящийся купол 7. Укажи правильное объяснение написания выделенного слова в предложении На лакирова_ой поверхности были видны мелкие трещины. А) Пишется Н, т.к. образовано от глагола несов. вида Б) Пишется НН, т.к. это прилагательное с суффиксом –АН- В) Пишется НН, т.к. есть суффикс –ОВА-

Слайд 19

8. Выбери предложение, в котором на месте пропуска (-ов) ставится запятая: А) Кружащаяся высоко в небе птица _ привлекла внимание. Б) Занимающаяся охраной природы _ наука называется экологией. В) Лиса пробиралась _ в пожелтевшей от дождя _ траве. Г) Впереди уже виднелись огоньки _ причудливо разбросанные на холмах. 9. Укажи предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. А) Ярко блеснувшая молния, режет гущу облаков. Б) Избушки, занесённые снегом, сверкали на солнце. В) Похожие на лапы листья клёнов выделялись на жёлтом песке. Г) По дороге медленно брели дети, утомлённые долгой прогулкой.

Слайд 20

Ответы. Г А А Б 2,3 Б В Г А

Слайд 21

Подведем итоги урока, создавая рассказ на лингвистическую тему. Причастие – это ............................... форма ....................................., которая совмещает в себе признаки ..................... (время, вид) и признаки ................................. (изменяется по родам, числам и падежам). Причастия образуются от .............................. с помощью специаль-ных суффиксов: ................................................................................ . Причастия в предложении обычно бывают ................................................... и отвечают на вопросы: ................................................................................................ При них часто находятся зависимые слова и образуют ............................................., который может находиться как перед определяемым..........................., так и после него. Если причастный оборот стоит перед............................................, то он ................................запятой, если же он стоит после ....................................... слова, то он всегда выделяется запятыми. Причастия могут быть страдательными и .......................................................... Страдательные причастия имеют полную и .............................формы. Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли .............................. и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО. В суффиксах кратких причастий пишется ............... буква Н. особая глагола глагола прилагательного глаголов -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-; -вш-, -ш-; -енн-/-ённ-, -нн-,-т- определениями какой? какая? какое? какие? причастный оборот словом определяемым словом не выделяется определяемого действительными краткую сказуемого одна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Импульс.Энергия.Законы сохранения"10 класс.

Идея урока: Учащиеся выбирают свою индивидуальную траектории работы на уроке, выбирая задания по силам,, результатом ,которой будет набранное определённое количество баллов.. Эста­фета состоит из неск...

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.

Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...