Урок- игра.Закрепление изученного по теме «Правописание НЕ с существительными»
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Копытина Людмила Викторовна

Предварительный просмотр:

  Урок игра

Закрепление изученного  по теме «Правописание НЕ с существительными»

Цели урока.

1. Повторить и закрепить правописание НЕ с существительными.

2. Научиться распознавать, когда НЕ приставка, частица, часть корня.

Задачи урока.

Образовательные: закрепление навыков правописания НЕ с существительными, формирование умений различать НЕ как часть корня, приставку, частицу.

Воспитательные: формирование ключевых компетенций учащихся. Поддерживать на уроке атмосферу взаимопомощи между учителем и учениками.

Развивающие: развитие речи, совершенствование умственной деятельности (анализ, синтез, способность сопоставлять, делать выводы), совершенствование практических навыков.

Здоровьесберегающие: профилактика сколиозов, близорукости.        

        Оборудование: мультимедийная система, слайды, таблицы, ресурсы ЦОР, электронное  приложение к учебнику.  

         Ход урока

1.Организационный момент.

        

Слово учителя

1слайд.Послушайте стихотворение, определите тему нашего урока, запишите слова и скажите, для чего нужна частица НЕ в данных словах? С. М. Бондаренко «Страна без частицы НЕ»

Как будет называться тема нашего урока, если мы начали говорить о Не с существительными? (Правописание Не с именами существительными)

        -Что же мы должны решить в ней? (Когда Не пишется слитно, когда раздельно) 

        -Тема нашего урока правописание НЕ с именами существительными.     ( Запись в тетради)

        - Сегодня мы должны с вами повторить и закрепить правописание НЕ с существительными и научиться распознавать, когда НЕ приставка, когда частица, когда часть корня.

2 слайд.Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразные дотепа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу  всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.
- Какие слова вы записали? Какова особенность их  написания? ( Все слова без не не употребляются, не является приставкой.

3 слайд.Помогите разгадать путаницу.

Сидя в парке на скамейке, услышала я сказочный разговор. Ожили герои стихотворения Маршака “Кот и лодыри”. Лодыри с возмущением говорят: “Совсем кот обнаглел. Ругает нас за пропуски уроков, а сам не может ни номера на доме прочесть, ни одной буквы не знает. Полный невежа”. В чем ошиблись герои? Составьте словарную статью:

- Ребята, а кто такие невежа и невежда? Каких людей мы так называем?

4 слайд.Наш помощник – Толковый словарь

(Невежа- 1.Грубый, неучтивый человек. Невежа тот, кто позволяет себе грубость. 

  • Невежда, невежественный, несведущий, безграмотный, неграмотный, необразованный, неученый, неуч, серый, темный, малограмотный, малокультурный. Невежда он был круглый, ничего не читал.) Нетерпеливость
  • Общеславянск. «тьрпети», первоначальное значение - неметь, твердеть, застывать) - неспециальное выражение, обозначает неспособность ждать, терпеть, выбирать нужный момент или нужное место для определенного действий
  •    НЕТЕРПИМОСТЬ
  • Черта характера, проявляющаяся в отсутствии выдержки, уважения по отношению к взглядам и мнениям .

5 слайд..Посмотрите подписи к картинкам, соответствуют  ли слова-паронимы иллюстрациям. Исправь ошибку, если это необходимо (задания из ЦОР)

Невежа-невежда.Нетерпимость-нетерпеливость. 

6 слайд..Загадки

1. Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы всклочены,
Кто Я? (Неряха)

2. Синяя шляпа, короткие штанишки,
Не люблю читать я никакие книжки,
Ничего не знаю, не хочу учиться, 
Нравится гулять мне, нравится лениться. (Незнайка)

3. Дождь шумит, стучит в окно, и на улице темно,
Воет ветер , тучи гонит, на деревьях ветки клонит.
Осень, слякоти пора, гонит лето со двора,
И в такое время года наступает… (Непогода)

4. В зелёном поле я расту,
Голубым цветком цвету, 
Небо синее как будто,
Прозываюсь … (Незабудка)

По ходу работы дети записывают отгадки и объясняют правописание слов

7 слайд..Распредели примеры по таблице ( задание из ЦОР)

Физкультминутка

8 слайд..Тестовые задания (электронное  приложение к учебнику)

 9 слаид.Замени одним словом.

По лексическому значению угадать слово

Грубый, невоспитанный человек         

(НЕВЕЖА).

Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области

 (НЕВЕЖДА).

Растение с мелкими голубыми цветками

(НЕЗАБУДКА)

Горе, несчастье

(НЕВЗГОДА).

 Находиться в недоумении

(НЕДОУМЕВАТЬ).

10слайд . Работа в парах

 Игра «Собери пословицу!»

1). (Не) работа сушит, а забота.

2). (Не) печь кормит, а руки.

3). Глупость (не) порок, а беда.

4). Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.

  (Не) , сушит ,а, забота, работа

А ,руки. (не), печь, кормит

 (Не), порок ,глупость,  а беда.

Правдой и честью, дружба,(не) лестью, а крепка

   Рефлексия, итог урока, оценки.

- О чём сегодня мы говорили на уроке?

- Как НЕ пишется с существительными, когда она приставка, частица, часть корня?

- Сегодня на уроке вы очень хорошо работали, все получают оценки…

Спасибо за урок! Всего вам наилучшего!

(Карточки, тех, кто работал индивидуально, проверяются на перемене)

Домашнее задание

1. Выучить орфограмму № 32

  1. Упражнение № 253

С частицей НЕ дружить придется,

На помощь поскорей ее зови,

Она тебе придаст неутомимость,

Непримиримость, неукротимость

И силу нестареющей любви


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе на тему "Правописание НЕ с существительными"

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Правописание НЕ с именами существительными". К конспекту урока прилагается презентация, где учитель вместе с детьми идет к изучению нового...

Урок русского языка в 6 классе на тему "Правописание не с существительными"

В данном архиве содержится конспект урока, карточки, которые раздаются учащимся интерактивная инсталяция для интерактивной доски StarBoard...

Урок русского языка на тему: "Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже"

Цели:Обобщить знания об окончаниях существительных 1, 2 и 3- го склонения в дательном падеже.Развивать навык правописания имён существительных в родительном падеже, развивать творческое мышление...

Разработка материала к уроку русского языка на тему "Правописание НЕ с именами существительными"

Разработка урока русского языка в 6 классе на тему "Правописание НЕ  с именами существительными. К уроку прилагается авторская презентация....

План-конспект урока по ФГОС на тему: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

Урок для 6-го класса с разработкой технологической карты по данной теме...

Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных единственного числа» в 5 классе

Краткая аннотация урока    Урок ориентирован на закрепление знаний по правописанию гласных е-и  в падежных окончаниях  существительных единственного числа, развитию орфографич...