Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 8 классе
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Характеристика структуры экзаменационной контрольной работы.
КИМ включает в себя 10 заданий.
Цель: оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 8 классов в соответствии с требованиями ФГОС, диагностика достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
В контрольной работе используются задания разных типов, формы которых обеспечивают их адекватность проверяемым умениям.
Первое задание проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом деформированном тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметными умениями проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы).
Второе задание предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:
фонетический разбор направлен на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся проводить фонетический анализ слова;
морфемный разбор - на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
синтаксический разбор - на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.
Помимо предметных умений задание предполагает проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию, используя транскрипцию при фонетическом разборе слова, схему структуры слова) универсальных учебных действий.
Задание 3 нацелено на проверку: учебно-языкового умения распознавать производные предлоги в заданных предложениях, отличать их от омонимичных частей речи; орфографического умения правильно писать производные предлоги, устно обосновывая условия выбора написаний; познавательных (осуществлять сравнение; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей) и коммуникативных (формулировать и аргументировать собственную позицию) универсальных учебных действий.
Задание 4 нацелено на проверку: учебно-языкового умения распознавать производные союзы в заданных предложениях, отличать их от омонимичных частей речи; орфографического умения правильно писать производные союзы, устно обосновывая условия выбора написаний; познавательных (осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей) и коммуникативных (формулировать и аргументировать собственную позицию) универсальных учебных действий.
Задание 5 направлено на выявление уровня владения орфоэпическими нормами русского литературного языка, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).
Задания 6 и 7 проверяют ряд предметных умений: учебно-языковое опознавательное умение (опознавать предложения с причастным оборотом, деепричастным оборотом, обращением; находить границы причастного и деепричастного оборотов, обращения в предложении); умение применять знание синтаксиса в практике правописания; пунктуационные умения, а именно соблюдать изученные пунктуационные нормы в процессе письма и обосновывать выбор предложения и знаков препинания в нем, в том числе с помощью графической схемы, а также универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные (преобразовывать предложение в графическую схему), коммуникативные (формулировать и аргументировать собственную позицию).
Максимальное количество баллов за контрольную работу: 29 баллов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации
Русский язык
8 класс
Учитель: Оленева О.К.
Пояснительная записка
к контрольно-измерительным материалам
Предмет: русский язык
Характеристика структуры экзаменационной контрольной работы.
КИМ включает в себя 10 заданий.
Цель: оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 8 классов в соответствии с требованиями ФГОС, диагностика достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
В контрольной работе используются задания разных типов, формы которых обеспечивают их адекватность проверяемым умениям.
Первое задание проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом деформированном тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметными умениями проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы).
Второе задание предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:
фонетический разбор направлен на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся проводить фонетический анализ слова;
морфемный разбор - на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
синтаксический разбор - на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.
Помимо предметных умений задание предполагает проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию, используя транскрипцию при фонетическом разборе слова, схему структуры слова) универсальных учебных действий.
Задание 3 нацелено на проверку: учебно-языкового умения распознавать производные предлоги в заданных предложениях, отличать их от омонимичных частей речи; орфографического умения правильно писать производные предлоги, устно обосновывая условия выбора написаний; познавательных (осуществлять сравнение; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей) и коммуникативных (формулировать и аргументировать собственную позицию) универсальных учебных действий.
Задание 4 нацелено на проверку: учебно-языкового умения распознавать производные союзы в заданных предложениях, отличать их от омонимичных частей речи; орфографического умения правильно писать производные союзы, устно обосновывая условия выбора написаний; познавательных (осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей) и коммуникативных (формулировать и аргументировать собственную позицию) универсальных учебных действий.
Задание 5 направлено на выявление уровня владения орфоэпическими нормами русского литературного языка, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).
Задания 6 и 7 проверяют ряд предметных умений: учебно-языковое опознавательное умение (опознавать предложения с причастным оборотом, деепричастным оборотом, обращением; находить границы причастного и деепричастного оборотов, обращения в предложении); умение применять знание синтаксиса в практике правописания; пунктуационные умения, а именно соблюдать изученные пунктуационные нормы в процессе письма и обосновывать выбор предложения и знаков препинания в нем, в том числе с помощью графической схемы, а также универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные (преобразовывать предложение в графическую схему), коммуникативные (формулировать и аргументировать собственную позицию).
Максимальное количество баллов за контрольную работу: 29 баллов
Критерии оценивания
№ | Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
| Руки его всегда находили себе дело. То шинель зашивал редким солдатским стежком, то тихонько точил топор о гладкий, подобранный у дороги голыш, а то просто строгал большим самодельным складным ножом какую-нибудь чурку. Много таких предметов, выстроганных старшим сержантом Николаем Харитоновым, гуляло по рукам бойцов в роте сапёров. В первые дни войны Харитонов строил на подступах к Днепру бетонные укрепления. А когда немецкие танки прорвались из степи к великой реке, он оказался среди тех, кому поручили взорвать знаменитую Днепровскую плотину. Он видел, как стеганули в голубое небо зловещие облака взрывов. Он видел, как в это утро, не таясь, не отворачивая лиц, рыдали закалённые, мужественные люди, уничтожая лучшее создание своего ума и рук, чтобы не оставить его врагу. Строитель стал солдатом-сапёром. |
|
К 1 | Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при вставке пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов | 4 | |
Допущено не более двух ошибок | 3 | |
Допущены три-четыре ошибки | 2 | |
Допущено пять ошибок | 1 | |
Допущено более пяти ошибок | 0 | |
К 2 | Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационных ошибок нет | 3 | |
Допущена одна ошибка | 2 | |
Допущены две ошибки | 1 | |
Допущено более двух ошибок | 0 | |
К 3 | Правильность списывания текста |
|
| Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | 2 |
| Допущено четыре–семь описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | 1 |
| Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово 0 | 0 |
| Максимальный балл | 9 |
| Указания по оцениванию | Баллы |
К 1 | Выполнение морфемного разбора | |
Разбор выполнен верно | 3 | |
При разборе допущена одна ошибка | 2 | |
При разборе допущено две ошибки | 1 | |
При разборе допущено более двух ошибок | 0 | |
К 2 | Выполнение синтаксического разбора |
|
Разбор выполнен верно | 3 | |
При разборе допущена одна ошибка | 2 | |
При разборе допущены две ошибки | 1 | |
При разборе допущено более двух ошибок | 0 | |
Максимальный балл | 6 |
Задание 3
Недостойное поведение, нежданно-негаданно, недорого продаю
Правильный выбор ряда слов: | 1 |
Неправильно выписан ряд слов. ИЛИ Ряд слов не выписан | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Задание 4
Осмотреться настороженно, проданный товар, экзаменационный материал
Правильный выбор ряда слов: | 1 |
Неправильно выписан ряд слов. ИЛИ Ряд слов не выписан | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Задание 5
Балу́ясь, киломе́тр, неподалё́ку, со́слепу.
Верно поставлено ударение во всех словах | 2 |
Верно поставлено ударение только в трёх словах | 1 |
Верно поставлено ударение только в одном-двух словах. ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено | 0 |
Задание 6
Оборона Малой земли — одна из героических страниц истории Великой Отечественной войны.
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении | 2 |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено один-два речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт | 1 |
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущено два и более речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Задание 7
Стоя у мемориала (управление).
Сложно представить (примыкание).
Малая земля (согласование).
Определение словосочетаний Правильно выписаны три словосочетания | 2 |
Правильно выписаны два словосочетания из трёх | 1 |
Правильно выписано одно словосочетание. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Определение вида подчинительной связи в словосочетаниях Дан правильный ответ | 3 |
Допущена одна ошибка | 2 |
Допущено две ошибки | 1 |
Допущено три ошибки. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Максимальный балл | 5 |
Задание 8
Ответ: День считается датой.
Верно выписана грамматическая основа | 1 |
Неверно выписана грамматическая основа. ИЛИ Грамматическая основа не выписана | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Задание 9
Ответ: определённо-личное.
Верно определён тип односоставного предложения | 1 |
Неверно определён тип односоставного предложения. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Задание 10
Ответ: 14.
Правильно определено предложение | 1 |
Ответ неправильный. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкал
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0—12 | 13—21 | 22—26 | 27—29 |
Контрольно-измерительные материалы составлены на основе:
- УМК Разумовская М.М.,Львова С.И.,Капинос В.И. и др. Русский язык 8 класс ООО "ДРОФА" 2017 г.
- Русский язык. 8 класс. Тетрадь для оценки качества знаний Львов Валентин Витальевич "ДРОФА" 2014 г
- Русский язык. 8 класс. Тесты Капинос Валентина Ивановна "ДРОФА" 2017 г
Учитель Подпись __________________
Дата
Промежуточная аттестация по русскому языку 2020-2021 учебный год
Контрольная работа в 8 классе ФИ ___________________________________ дата ______________
- Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Руки его всегда находили себе дело(4). То шин..ль заш..вал (3) редким солдат..ким стежком то тихонько точил топор о гладкий подобра(н/нн)ый у дороги голыш а то просто стр..гал большим самодельным складным нож..м какую(нибудь) чурку. Много таких предметов выстрога(н/нн)ых старшим с..ржантом Николаем Харитоновым гуляло по рукам бойцов в роте сапёров.
В первые дни войны Харитонов строил на подступах к Днепру бето(н/нн)ые укр..пления. А когда немецкие (2) танки прорвались из степи к великой реке он ок..зался среди тех кому поручили взорвать знаменитую Днепровскую плотину. Он вид..л как стеганули в голубое небо зловещие облака взрывов. Он вид..л как в это утро (не)таясь (не)отворач..вая лиц рыдали закалё(н/нн)ые мужестве(н/нн)ые люди ун..чтожая лучшее создание своего ума и рук чтобы (не)оставить его врагу.
Строитель стал солдатом(сапёром) .
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(2)— морфемный разбор.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(4)— синтаксический разбор предложения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно.
1) Очень (не)красивый почерк, (не)выполненная домашняя работа, (не)сдвинуться с места
2) (Не)достойное поведение, (не)жданно-(не)гаданно, (не)дорого продаю
3) Строительство (не)завершено, вовсе (не)холодно, (не)лепость
4) (Не)убранная комната, (не)наряженная елка, (не)услышал из-за шума
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется две буквы Н.
1) Печё(н/нн)ые яблоки, клюкве(н/нн)ый морс, кожа(н/нн)ый портфель
2) Осмотреться настороже(н/нн)о, прода(н/нн)ый товар, экзаменацио(н/нн)ый материал
3) Оловя(н/нн)ый солдатик, масле(н/нн)ый блин, глуби(н/нн)ый аппарат
4) Безветре(н/нн)ая погода, ю(н/нн)ый натуралист, высаже(н/нн)ые растения
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Поставьте знак ударения в следующих словах:
Балуясь, километр, неподалеку, сослепу.
Текст 2
(1) Забота скрепляет отношения между людьми. (2)Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.
(3)Проследите жизнь человека.
(4)Человек рождается, и первая забота о нем — матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени «абстрактной» — к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).
(5)Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. (6)Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. (7)Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. (8)Ягоды, грибы любят собирать и девочки. (9)И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. (10)Несут домой, заготавливают на зиму.
(11)Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую — не только о семье, но и о школе, о своем селе, городе и стране…
(12)Забота ширится и становится все более альтруистичной. (13)За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. (14)И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.
(15)Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.
(16)Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. (17)Это не само чувство — это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. (18)Человек должен быть заботлив. (19)Незаботливый или беззаботный человек, скорее всего, человек недобрый и не любящий никого.
6. Определите и запишите основную мысль текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) Никогда и никому
2) Стоя у мемориала
3) Сложно представить
4) Малая земля
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Из предложения 13 выпишите грамматическую основу.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Определите тип односоставного предложения под номером 10. Запишите ответ.
_____________________________________________________________________________
10. Среди предложений 12−14 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
[подлежащее сказуемое и сказуемое].
Выпишите номер этого предложения.
___________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-214751-1362199932.jpg)
Материалы для проведения экзамена по русскому языку
Материал создан для проведения устного экзамена по русскому языку (11кл)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/01/picture-152006-1354379133.jpg)
Материалы для подготовки к ГИА. Русский язык 9 класс.Задание В3.
Представлены предложения для отработки задания В3. "Нахождение грамматической основы предложения"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/22/picture-471009-1411390827.jpg)
Наглядные материалы (таблицы, схемы) для уроков русского языка (5 класс)
При объяснении нового учебного материала большое внимание уделяю наглядности, графическому оформлению теории. Иногда предлагаю ребятам уже готовые схемы/таблицы, иногда - частично заполненные (учащиес...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/13/picture-947264-1505319764.jpg)
материалы к промежуточному контролю по русскому языку 5 класс
Представлено 2 варианта для проведения контрольной работы за 1 полугодие...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/14/picture-41541.jpg)
Материалы для промежуточной аттестации по русскому языку 8 класс (в формате ОГЭ)
Данный тестовый материал можно использовать в качестве итоговой проверочной работы по русскому языку в 8 классе. Он содержит 5 вариантов в формате ОГЭ и проверяет знание тем, изученных в 5-8 кла...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/23/picture-206758-1692799048.jpg)
Материалы для промежуточной аттестации по русскому языку 5 класс.
Материалы для промежуточной аттестации по русскому языку 5 класс (базовый уровень)....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/02/picture-1194883-1575281918.jpg)
Контрольно-измерительные материалы и критерии оценивания по русскому языку 7 класс
Подборка текстов для проведения контрольных диктантов с грамматическим заданием....