Методический семинар "Формирование речевой культуры как средство развития ученика"
материал по русскому языку

Адамович Виктория Игоревна

В данном семинаре представлен мой опыт работы над методической темой "Формирование речевой культуры как средство развития ученика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_dlya_seminara_wecompress.com_.pptx457.02 КБ
Файл seminar.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование речевой культуры как средство развития ученика Адамович В.И. учитель русского языка и литературы МБОУ г. Мурманска«Гимназия №7»

Слайд 2

Речевая культура – это владение языковой нормой устного и письменного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения.

Слайд 3

Речевая культура НИЗКАЯ ВЫСОКАЯ соблюдение кодифицированных норм языка, функционально-стилевая дифференциация языка, богатый словарный запас нарушение кодифицированных норм языка, владение не всеми функциональными разновидностями литературного языка, скудный словарный запас

Слайд 4

Показатели низкой речевой культуры: - бессвязная, невыразительная и логически непоследовательная речь; - неумение строить текст и выбирать нужные речевые средства; - недостаточное проявление творческих способностей учащихся; - бедный словарный запас; - использование матерных слов и жаргона.

Слайд 5

Причины низкой речевой культуры современного школьника: - ослабление цензуры в СМИ; - стремление к сокращению слов и заимствованиям; - смешение жанров и ситуаций общения. Источник: Черняк В. Д. Русский язык и культура речи: учебник для вузов /А. И. Дунев , А.Ю. Кожевников, В.Д. Черняк

Слайд 6

Показатели речевой культуры школьников на начало учебного года Низкий уровень речевой культуры - 55 % Высокий уровень речевой культуры – 45%

Слайд 7

Задачи: - сформировать у учащихся устойчивые навыки речевого этикета в любой ситуации общения; - развивать на этой основе речевую и общую культуру учащихся; - предупреждать проявления невоспитанности и грубости; - готовить школьников к самостоятельному речевому поведению во «взрослой» среде ; - расширять и обогащать активный словарь, необходимый для содержательного повседневного общения ; - обогащать и систематизировать сведения по русской грамматике, совершенствовать навыки конструирования словосочетаний, предложений, текстов; - знакомить учеников с различными видами речевых, грамматических, фактических, логических ошибок, с приемами их предупреждения и исправления; - вызывать интерес ребёнка к изучению слова .

Слайд 8

Технологии: - проблемного обучения; - игровые; - объяснительно- иллюстративные.

Слайд 9

Технология проблемного обучения П роблема: «Заимствования не всегда употребляются уместно и в свойственном им значении. Младшее поколение воспринимает заимствования поверхностно в отличие от старшего. Может ли разное понимание слов привести к языковому барьеру»?

Слайд 10

Игровые технологии 27:10)

Слайд 11

Объяснительно-иллюстративные технологии

Слайд 12

Изучение незнакомых слов

Слайд 13

Внеурочная деятельность

Слайд 14

Литературный квиз в детско-юношеской библиотеке

Слайд 15

Выставка, посвящённая неделе русского языка

Слайд 16

Результат Начало года: Низкий уровень речевой культуры – 55 % Высокий уровень речевой культуры – 45% Конец года: Низкий уровень речевой культуры – 45% Высокий уровень речевой культуры – 55%

Слайд 17

Ожидаемый результат Повысить речевую культуру учеников на 15-20% за следующий год 75% класса – высокий уровень речевой культуры



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка
Слайд 1

Уважаемые коллеги! Хочу представить вам мой опыт работы в рамках методической темы – формирование речевой культуры как средство развития ученика. Данная тема актуальна в настоящее время, так как каждому учителю просто необходимо уделять внимание речевому развитию ученика на каждом уроке. Согласно государственным стандартам, ведущая цель обучения русскому языку в школе на современном этапе – это формирование у учащихся языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенций. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. 

Основная часть наших учеников – носители русского языка с детства. Но, несмотря на это, они не умеют пользоваться родным языком в полной мере. Учащиеся допускают множество логических, стилистических и грамматических ошибок, с трудом выстраивают связный текст или высказывание. Всё это отражает низкую речевую культуру учащихся.

Слайд 2

Обратимся к понятию «речевая культура». Это владение языковой нормой устного и письменного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения.
Слайд 3
Прежде чем говорить о низкой речевой культуре, определим, как мы можем разграничить низкую и высокую речевую культуру человека.
Слайд 4
Можно выделить следующие показатели низкой речевой культуры.
Это
проблемы, с которыми я столкнулась на уроках русского языка и литературы. С самого начала работы я определила, что современные дети испытывают трудности с выражением своих мыслей как в устной, так и в письменной форме, нарушают языковые нормы, имеют ограниченный словарный запас.
Слайд 5
Проблеме речевой культуры современного школьника посвящены труды Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Т. А. Ладыженской, В. И. Капинос, В. Д. Черняк.
По мнению Валентины Даниловны Черняк, причины низкой культуры современного школьника следующие.
Это действительно так, ведь современные дети проводят много времени в сети Интернет. Не на всех интернет-порталах соблюдается цензура. Дети видят матерные слова, жаргонизмы, слова с ошибками и воспринимают это как норму.
В  месенджерах распространено сокращение слов, замена слов иноязычными. Не соблюдается пунктуация, язык общения скуден от стремления максимально кратко донести мысль до собеседника. Помимо этого ошибки в словах среди подростков делаются намеренно, ради забавы.
Дети мало общаются вживую, отсюда неумение учитывать речевую ситуацию. Ребенок просто не знает, как говорить в той или иной обстановке, так как редко видит перед собой собеседника.
Слайд 6
Проанализировав показатели низкой речевой культуры я определила, что речевую культу
ру большинства учеников можно отнести к низкой. По моим наблюдениям дети делают множество орфоэпических, орфографических, речевых, логических, стилистических ошибок. Ученики не разграничивают устную и письменную речь, не ориентируются в речевой ситуации, испытывают трудности с использованием изобразительно-выразительных средств. Словарный запас школьников беден, в их речи присутствуют жаргонизмы и матерные слова.
В связи с этим моя методическая тема является актуальной, так как речевая культура современного школьника является проблемой на сегодняшний день.
 Современному школьнику трудно создать цельный текст или высказывание. Дети не умеют грамотно говорить, соответственно, это влияет на их оценки. Без развития речевой культуры школьнику трудно добиться высоких результатов в учёбе. Это касается не только русского языка и литературы, но и остальных предметов, ведь на любом уроке от ученика требуется грамотный и точный ответ.  Ведь в качестве основной цели обучения выдвигается формирование высоконравственной интеллектуально развитой языковой личности.
Слайд 7
Передо мной как перед учителем русского языка и литературы стоит ряд задач:

  1. Сформировать  у учащихся устойчивые навыки речевого этикета в любой ситуации общения;
  2. Развивать на этой основе речевую и общую культуру учащихся;
  3. Предупреждать проявления невоспитанности и грубости;
  4. Готовить школьников к самостоятельному речевому поведению во «взрослой» среде;
  5. Расширять и обогащать активный словарь, необходимый для содержательного повседневного общения;
  6. Обогащать и систематизировать сведения по русской грамматике, совершенствовать навыки конструирования словосочетаний, предложений, текстов;
  7. Знакомить учеников с различными видами речевых, грамматических, фактических, логических ошибок, с приемами их предупреждения и исправления.
  8. Вызывать интерес ребёнка к изучению слова.

Слайд 8
Для решения задач я применяю на своих уроках технологии проблемного обучения, игровые, объяснительно-иллюстративные. Расскажу о каждой подробнее.

       Слайд 9

К технологии проблемного обучения я обращаюсь часто. Применяю её на уроках в процессе анализа текстов, в организации исследовательской работы учащихся. Например, вместе с учениками мы проводили НИР на тему «Использование заимствований в речи представителей разных возрастных групп». Была определена проблема: «Заимствования не всегда употребляются уместно и в свойственном им значении. Младшее поколение воспринимает заимствования поверхностно в отличие от старшего. Может ли разное понимание слов привести к языковому барьеру»? Детям было интересно проводить опросы, собирать данные, так как проблема активировала их поисковую деятельность и они хотели получить ответ на вопрос.

Слайд 10

Игровые технологии развивают память и речь учащихся, внимание, сообразительность, общий кругозор, содействуют развитию творческих способностей, а также делают урок занимательным и интересным. Например, я использую приём редактирования диалогов. Это упражнение дети любят больше всего. Я выдаю им диалоги с ошибками, которые они должны исправить. Так дети могут побыть в роли учителя. 

Слайд 11

В своей работе также использую объяснительно-иллюстративные технологии. При подготовке к занятиям выбираю наиболее эффективные и наглядные варианты изложения материала. Я использую метод моделирования речевого высказывания. Например, мы читали рассказ Н. Носова «Три охотника». Я предложила детям представить себя в роли охотника и сочинить невероятную историю.

Слайд 12

Для того чтобы обогатить словарный запас учащихся, нужно воспитать у них внимание к незнакомым словам. Приемы обогащения словарного запаса учащихся разнообразны: раскрытие значения слова путем показа предмета; использование толкового словаря; синонимизация; морфологический анализ слов. На каждом уроке при изучении теоретического материала, при выполнении упражнений учебника, при составлении предложений я выясняю у учащихся, какие слова им не понятны и как они понимают значение слов, которые им неизвестны. Я  заранее готовлюсь к подаче непонятных, незнакомых слов. Обычно я предугадываю, какие слова могут вызвать у детей затруднения. Иногда я прошу детей вынести незнакомое слово и определить его значение дома, а также подобрать к нему синонимы с помощью уже известных слов.

Слайд 13

Речевую культуру необходимо формировать и во внеурочное время. Мои ученики активно участвуют в олимпиадах по русскому языку и литературе, становятся победителями и призёрами. Дети принимали участие в конкурсе чтецов «Живая классика», в конкурсе сочинений «Без срока давности».

Слайд 14
Также я организовываю внеклассные мероприятия. Например, мы ходили на литературный квиз в детско-юношескую библиотеку, где дети участвовали в викторине и познакомились с литературными произведениями.

Слайд 15
Хочу отметить свой личный вклад в работу над методической темой.
Я участвую в предметных неделях, которые проводятся в гимназии. На неделе русского языка и литературы мы с учениками организовали выставку, где разместили плакаты со словами, в которых часто встречаются орфоэпические ошибки.

Я развиваюсь, как учитель, участвуя в конкурсах. Являюсь призёром конкурса педагогического мастерства «Педнадежды-2020», где поделилась опытом с коллегами и узнала много нового для себя.
Также я публикую дидактический материал на своём сайте, чтобы поделиться своими разработками с другими учителями и помочь им в разработке уроков.

Слайд 16

Так как я работаю в гимназии всего год, пока трудно говорить о значительных результатах. Оценив работу за год, я отметила, что процент школьников с низкой речевой культурой снизился на 10%. Считаю, что это хороший показатель, ведь уровень речевой культуры моих учеников стал выше.
Я отметила следующие изменения:        

1. Большинство учеников умеет строить, анализировать и характеризовать тексты различных стилей и типов речи, создавать свои собственные устные и письменные высказывания, исправлять речевые недостатки и выбирать нужные речевые средства. Учащимся стало проще ориентироваться в ситуации общения.

2. Учащиеся оценивают свои и чужие высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности.

2. Обогатился словарный запас учащихся, язык творческих работ стал выразительнее.  

3. Повысилась познавательная и творческая активность учащихся. У детей появляется желание писать и говорить, они задают вопросы, как надо писать, как правильно сказать.

Слайд 17
Мне как учителю виден прогресс, это мотивирует работать над повышением речевой культуры учеников дальше. Ожидаемый результат: повысить речевую культуру учеников на 15-20% за следующий год.
Потребуется еще немало усилий по развитию речевой культуры школьников, приобщению их к литературному языку. Только системный, творческий подход к работе даст положительные результаты. На любом уроке нужно помнить, что развитие личности происходит через развитие её коммуникативной культуры. Язык – наше основное средство общение, которое требует бережного обращения. Только грамотный человек с высоким уровнем речевой культуры может считаться сформированной личностью.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые опоры как средство развития устной речи учащихся с целью обогащения их лексического запаса

Речевые опоры на уроке – это карточки учебного раздаточного материала с ключевыми словами, записанные в неопределенной формы и раскрывающими суть темы, проблемы, идеи рассказа, “подсказкой” сюжетной к...

Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи.Классификация упражнений, направленных на её развитие.

«Неподготовленная речь - это естественная речевая деятельность, необходимость которой диктуется реальными коммуникативными потребностями людей»....

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА...

Презентация и выступление по методической теме "Формирование речевой культуры как средство личностного развития обучающихся"

На страничке вы можете познакомится с презентацией и выступлением на методическом семинаре учителя русского языка и литературы по теме "Формирование речевой культуры как средство личностного развития ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя русского языка и литературы в межаттестационный период по теме "Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника»

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя русского  языка и литературы  на межаттестационный период  по теме «Формирование речевой культуры как средство л...

Выступление на научно-методической конференции. «Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры».

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка....

Методическая разработка " Иноязычная культура как средство развития личности младшего школьника"

Включение иностранного языка в программу младшей школы- своеобразный заказ общества и необходимость...


 

Комментарии

Корниенко Юлия Анатольевна

Культура речевого общения - очень актуальная тема! и не только для учителей русского языка )))