Технологическая карта изучения учебной темы в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Буквы гласных в корнях с чередованием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_izucheniya_uchebnoy_temy.docx53.22 КБ

Предварительный просмотр:

Левина Татьяна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Лицей г. Истры

Технологическая карта  изучения учебной темы:

«Буквы гласных а/о, е/и в корнях с чередованием» 

В работе представлена технологическая карта темы: « Буквы гласных о/а , е/и в корнях с чередованием». А также организация работы на уроке, мотивация учеников на познание нового,  блок постановок учебных задач на уроках, система практических заданий, диагностических и творческих работ.

Предложенный вариант практически опробован и может считаться частью календарно-тематического планирования учителя к урокам в 5 классе.

 Орфограмма чередующегося гласного является одной из основных в курсе русского языка 5 класса.

В учебном пособии «Русский язык. Практика» 5 класс под редакцией А.Ю. Купаловой ( «Русский язык. Теория» 5-9 класс В.В Бабайцева, Л.Д. Чеснокова) тема чередования гласных дана единым блоком, в отличие от учебников, где тема изучается в курсе 5 и 6 классов.

  1. Описание результата

В результате изучения темы и проделанной на уроках работы  учащиеся должны:

  • знать корни с чередующимися гласными,
  • уметь объяснить лексическое значение каждого корня и отличать от омонимичных корней,
  • знать, что орфограмма чередующегося гласного противоречит ОЗРП (основному закону русского письма),
  • знать способ действия при определении буквы гласного в корнях разных групп и уметь применить его,
  • находить слова с корнями с чередующимися гласными в тексте, подбирать однокоренные;
  • составлять тематические карточки на корни с чередованием определенных групп,
  • использовать слова с чередующимися корнями в своём тексте,
  • осуществлять самоанализ и самооценку,
  • аргументировано доказывать свою точку зрения,
  • выслушивать мнения других (при работе в парах),
  • систематизировать полученные знания в виде моделей, схем,
  • проводить самокоррекцию .

  1. Объём содержания темы

       Тема может включать 9 уроков, необходимых для усвоения учебного материала, его практического применения, контроля и коррекции полученных знаний:

  1. Корни с чередованием о/а, зависящие от ударения ( клон-клан; твор-твар; гор-гар; зор-зар)
  2. Корни с чередованием о/а, зависящие от последующей буквы гласного (лаг-лож; кас-кос)
  3. Корни с чередованием о/а, зависящие последующего сочетания букв согласных (раст-ращ-рос; скак-скоч)
  4. Корни с чередованием о /а, зависящие от значения (мак-мок; равн-ровн; плав-плов)
  5. Корни с чередованием е/и, зависящие от последующей буквы гласного
  6. е/и в корнях с чередованием и омонимичные корни
  7. Корни с чередованием а (я)/им (ин)
  8. Контрольный урок
  9. Коррекционный урок
  1. Организационные формы

Основной организационной формой является урок. На уроке формами работы могут быть: работа в парах, наблюдение над языковым явлением, анализ теоретических сведений, моделирование, самостоятельная работа, тестирование

  1. Осуществление мотивации учащихся

       Чтобы смотивировать деятельность учеников, уроки можно построить в ключе проблемного изложения материала. Это поможет сделать структура проблемного урока, в частности постановка учебной задачи ( когда дети подходят к моменту «знаю-не знаю», «хочу узнать»), квазиисследование и квазиоткрытие с последующим моделированием способа действия и его применением.

   Варианты постановок учебных задач (ПУЗ):

 

  1. спишите текст стихотворения и объясните пропущенные буквы:

Ш..л я с сумкой по тр..пинк..,

Вижу, бьёт в овраг.. ключ.

Накл..нившись над ключом,

Ур..нил я в воду ключ.

Кланяться я не люблю,

Но ключу поклоны бью.

(Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?)

   

Один ученик работает у доски (выписывает и объясняет слова с пропусками). В результате проверки и сравнения работ учеников на доске появляется запись:

                                       

                                   Накл..нившись

                                      О - (поклон)

                                      А - (кланяться)  ?

Дети знают, что безударный гласный корня проверяется ударением, но сталкиваются с двумя вариантами проверочных слов. Кто прав?   Здесь можно предложить дискуссию. Ученики могут предложить  варианты: исключение, словарное слова, МЫ НЕ ЗНАЕМ.  

После предлагаем группу слов для анализа языкового явления ( сказать, что так же поступают учёные-наблюдают над языковым явлением)

           

                                 Раскланяться                 Поклонение

                                  Поклон                          Преклонение

                                 Поклониться                  Преклонный

                                 Наклон

                                  Откланяться

                                 Отклониться                  

Далее идет работа в парах (или в группах), высказывание своих «гипотез» и моделирование способа действия с вынесением общего на доску и записями в справочник в карту знаний

                                                        /               /

                                                   Клон       клан

                                                            Клон

                                                                 *    

В карте знаний записи ведутся ручками разных цветов: синий -знаю, зелёный -узнал, красный -«открыл» сам. Таким образом, дети осуществляют самоанализ приобретённых и приобретаемых знаний.

Здесь же дать группу слов с корнями твор – твар:

                                      Затворник

                                      Благотворительный

                                      Творить

                                       Творец

                                       Творчество

                                       Тварь

                                                                    Исключение:  утварь

                                              /               /

                                        Твор        твар

                                                      Твор

                                                           *

  1. На доске предложение  

           Г..рит восток з..рёю новой.

Поспорили два ученика: нагар, загар; зори, зорька

                          Нет! В словаре и в учебнике написано горит, заря

Кто прав?

Материал для анализа:

                                Гореть                        зори

                               Загореть                      зорька

                                Загорелый                  заря

                                Загар                            зарница

                                Угарный                       зарево

                               Огарок                           озарять

                                      /                              /

                  Гор          гар                         зор        зар

                           *                                                          *

                                                                       

 

  1. прочитайте слова в столбиках:

                          касаться                                      изложение

                          коснуться                                    излагать

                          прикосновение                           предложение

                          касание                                        предлагать

                          касательная                                 приложение

                          неприкосновенный                    полагать

        Назовите орфограмму (тему урока): « о/а в корнях с чередованием кас-кос; лаг-лож».

 Проанализируйте, от чего зависит чередование гласного в корне, и попробуйте представить модель способа действия.

 В результате парной работы:

                                                          Кас        ^    кос-      

                                                                        а

                                                          лаг               лож-

  1. На доске текст:

                              Лесные болота бедны растительностью. Там растут ягоды: клюква, брусника. Одни деревья выросли и отжили свой век, а другие только подрастают, образуя молодую поросль.

  Выпишите однокоренные слова, докажите, что они  являются однокоренными.

Что вы можете сказать о гласных корня? (чередуются) От чего зависит чередование?

В ответах учеников будут звучать известные им способы проверки. Кто прав?

Работа в парах.

Материал для анализа:

                                           Вырастить

                                           Выращенный

                                           Расти

                                           Подрасти

                                           Росла

                                           Подрос

                                           Водоросль

В результате парной работы появится модель:

                                                                                       раСТ        Но!  роС

                                                                                       раЩ

                                    исключения: Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль

Здесь же дать группу слов на корни скак-скоч:

                                              Скакать

                                              Прискакать

                                              Вскочить

                                              Выскочить

                                              Выскочка

                                              Заскочить

Проанализируйте слова и сделайте вывод о чередовании о/а в корнях скак-скоч. Попробуйте замоделировать:

                                               скаК   но!  скоЧ

                                                                             исключения: скачу, скачок

Почему мы отнесли эти корни к одной группе? ( буква гласного зависит от последующего сочетания согласных)

  1. Диктант словосочетаний (два ученика у доски).

Запишите словосочетания, графически объясните орфограмму:

наслаждаться вкусом, волнительный момент, благословление родителей, макать кисть в краску, увидеть вдалеке, непромокаемый плащ, зелёная долина, хороший пловец, подровнять грядку, сравнить сумму чисел.

В результате проверки у детей возникнут вопросы, касающиеся корней мак-мок; равн-ровн; плав-плов. Они предложат разные способы проверки, предположат, что это чередование.

Можно дать материал для анализа и обсуждения, но так как определить точно значение корня для детей сложно, лучше вынести на доску (учитель).

                   Мак - «погружать в жидкость»            равн -«равный, одинаковый»

                   Мок - «пропускать жидкость»              ровн-«ровный, прямой, гладкий»

                                                                                  Исключение: равнина

                         /                      

                    плав    Но! Пловец, пловчиха

                        *

  1. На доске текст с ошибками. Выпишите слова, в которых допущены ошибки, исправьте их и объясните орфограмму.

Солнечный свет озорял комнату. Блестело всё вокруг, даже паркетный пол блистал необыкновенно. Николай зажмурился, снял очки, вытер, посматрел на свет и стал вытирать их снова.

   

Дети выпишут: озОрял-озарял(корень с чередованием), посмАтрел-посмотрел(смотрит, посмотрит). Разногласия возникнут в словах блистал -блестело, вытер-вытирать. Предлагают варианты проверки. Кто прав? Возможно, это чередование?

                        Слова для наблюдения:

                         Соберу - собираю

                         Запереть -  запирать

                         Стереть - стирать

                         Раздеру - раздирать

                         Замереть - замирать

                         Блестеть-блистать

                         Стелить-постилать

                         Сжечь - сжигать

                         Счёт - считать

В результате парной работы появятся ответы: чередование зависит от последующей буквы гласного (суффикс инфинитива –а -), могут указать и на отличие по виду(совершенный, несовершенный)

Модель:                  бир                     Бер

                                 Блист                 блест

                                 Дир           ^         дер

                                 Жиг         А            жег

                                  Мир                   мер

                                   Пир                   пер

                                 Стил                  стел

                                Тир                      тер

                                 Чит                     чет         исключение: сочетание

  1. На доске:

                           Нача/и нает  : безуд. гласный в корне проверяем ударением. Какое слово будет проверочным:

                                                   Начало.   Начинка.       ?

   В парной работе и после обсуждения дети придут к выводу, что ни одно из слов не является проверочным (в словаре-начИнать, начинка - не однокоренное, другое лексическое значение). Как быть?

Материал для анализа:

                                        Внять-внимать-внимание

                                        Поднять-поднимать

                                        Нажать-нажимать

                                        Занять-занимать

                                        Снять-снимать

                                        Перемять-переминать

Результат анализа - модель:

                                                              ^               ^

                                                 А(я)-има   а(я)-ина

6.Отработка системы упражнений.

После выведения способа действия к решению орфографической задачи          ( которым является модель), применяем этот способ действия на практике (система упражнений).

Руководствуемся учебным пособием «Русский язык» 5 класс под ред. А.Ю. Купаловой.

Хорошую систему упражнений по теме: «Чередование гласных в корнях» предлагает Т.В. Шклярова  «Русский язык. Сборник упражнений» 5 класс. (Вставь пропущенные буквы; найди и исправь ошибку) Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб: «Русский язык. Орфография»

Домашнее задание, кроме упражнений, может быть таким: Составьте карточку для товарища (с пропусками орфограммы) из 20 слов на чередование гор-гар, зор-зар; клон-клан; твор-твар   и т. д. по темам.

Составьте текст, используя слова с чередующимися корнями, на тему: «Моё утро» и т. д.

Придумайте сказку, где главными героями будут корни с чередованием.

Нарисуйте город (остров) «Чередование», где жителями будут корни с чередованием.

7. Диагностические работы.

Продиагностировать знания учащихся по теме и умение применить способ действия при решении орфографической задачи можно, включая в урок маленькие самостоятельные работы по упражнениям с последующим самоанализом и самооценкой, мини диктанты слов и словосочетаний.     Здесь же пригодятся составленные детьми карточки товарищу (качество составления карточки заранее проверяется учителем).

Тесты: Г.А. Богданова «Тестовые задания по русскому языку» 5 класс

Задания типа: найди лишнее слово (гореть, загорать, огарок, горелка, горевать, горец), (касание, касательная, прикосновение, коснуться, коса, косить, косой, соприкосновение, прикоснуться), (умирать, замереть, примирить, примерить, отмереть, замирать, умереть)

                                 

Урока

Цели

Содержание

Тип

Урока

Средства

обучения

Методы

Актуализация

Контрольное

задание

Планируемый

результат

   1.Буквы о/а

в корнях с чередован.:

клон-клан,

твор-твар,

гор-гар,

зор-зар

Привести к выводу,

что буквы о/а чередуются

 в этих корнях,

чередование зависит

от ударения; черед.

Противоречит ОЗРП

Научить определять

лексическое значение

корней с чередов. и

отличать от омонимичных

корней (горе, горец)

применять способ

действия при работе

с орфограммой.

Учить работать в

парах, слушать других

 и высказывать

свою точку зрения.

Проводить самоана

лиз и самооценку.

1. Чередов.

в корнях:

клон-клан

твор-твар,

гор-гар,

зор-зар.

Исключение:

утварь

2. Омони

мичные

корни: гор

(горевать,

горный)

ПУЗ

РУЗ

Приме

нение

спосо

ба

дейст

вия

1.Учебное

пособие:

Русский

язык 5кл

Под ред.

А.Ю. Ку

паловой

2.Сборник

упражн.

Т.В.Шкля

ровой

3. Карта

знаний

(в справоч

нике)

Частично-

поисковый,

 эвристи

ческая

беседа,

наблюдение

над языков.

явлением,

моделиро

вание

Уч-ся знают

ОЗРП (безуд

гласный проверяется ударением)

знают способ

действия (изме

ни слово, под

бери однокор.)

Знают, что

м.б. чередов.

в корне:

звенеть-звон,

ворота-врата

Домашнее

задание:

составить

карточку

для товарища

(15 слов

с пропуском

орфограммы)

Уч-ся знают,что о/а в корнях

с чередованием

зависят от

ударения-

Это искл. из

ОЗРП.

Видят ор-му

в тексте, графи

чески объясняют,

умеют применить

на практике сп.

действия,

отличают корни

с чередованием

от омонимичн.

корней,

осуществляют самоанализ

и самооценку,

доказывают

свою точку

зрения

2. Буквы о/а в

корнях с чередованием:

лаг-лож,

кас-кос

Привести к выводу,

что буквы о/а в корнях

зависят от последу

ющей буквы гласного, что

противоречит ОЗРП.

Определять лексическое

 значение корней

и отличать от омонимичных

(косить, коса, косой).

Применять способ

действия.

Работать в парах.

Осуществлять

самоанализ и

самооценку

1.Чередов.

в корнях:

лаг-лож,

кас-кос

2.Омоним.

корни: кос

(косить,

коса, косой)

3. Чередов.

в корнях:

клон-клан,

твор-твар,

гор-гар,

зор-зар

(повторение)

---//---

---//-----

-----//-------

Уч-ся знают,

что о/а могут

чередоваться

и зависеть от

ударения

------//-------

Уч-ся знают,

что о/а

в корнях с чередованием

могут зависеть

от последующей буквы гласного

-------//----------

3.Буквы о/а

в корнях с чер:

раст-рос-ращ,

скак-скоч

Привести к выводу,

что о/а в корнях

с чередованием

могут зависеть от

последующего

сочетания согласных.

Определять лексич.

значение корней.

Видеть чередование

в однокоренных

словах.

Графически объяснить ор-му.

Работать в парах.

Осуществлять

самоанализ и

самооценку

1.Чередов.

в корнях:

раст-рос-

ращ,

скак-скоч.

2.Корни:

лаг-лож,

кас-кос.

3.Корни:

клон-клан,

твор-твар,

гор-гар,

зор-зар.

---//---

-----//------

------//-------

Уч-ся знают,

что о/а могут

чередоваться

в корне и зависеть от

ударения и

последующей

буквы гласного

--------//-------

Уч-ся знают, что

о/а в корнях с

чередованием

могут зависеть

от последующ.

сочетания букв

согласных.

Видят ор-му в

тексте, графич.

объясняют.

Применяют на практике

способ действия

осуществляют

самоанализ и

самооценку.

Доказывают

свою точку зрения,

приводя аргументы

4.Буквы о/а

в корнях

с чередов.:

мак-мок

равн-ровн

плав-плов

Привести к выводу, что буквы о/а в корнях

чередуются.

Дать способ действия

при работе с этими корнями (зависят от

значения).

Выяснить лексическое

значение каждого

корня.

Графически объяснять

орфограмму.

Применять способ действия на практике.

Осуществлять само

анализ и самооценку.

1. Чередован.

в корнях:

мак-мок,

равн-ровн,

плав-плов.

2. Корни:

раст-рос

ращ

3. Корни:

лаг-лож,

кас-кос

4.Корни:

клан-клон,

твар-твор,

гар-гор,

зар-зор

ПУЗ

Объ

ясне

ние,

приме

нение

спосо

ба

дейст

вия

-----//-----

Диалогичес

кое изложе

ние(репроду

ктивный и

частично-

поисковый)

Уч-ся знают,

что о/а могут

чередоваться

и зависеть от

ударения,

послед.буквы

гласного,

послед.букв

согласных

Составить

текст на

тему:

«Летние ка

никулы»,

используя

слова с чередован.

букв о/а

Уч-ся знают,

что о/а в корнях

с чередованием

могут зависеть

от лексическ.

значения слова

------//----------

5.Буквы е/и

в корнях

с чередованием

Привести к выводу,

что буквы е/и в корн

чередуются.

Буква гласного

зависит от буквы

гласного после корня.

Определять лексич.

значение корней.

Видеть чередование

и графически

объяснять ор-му.

Работать в парах.

Осуществлять

самоанализ и

самооценку.

1.Чередован.

в корнях:

бер-бир,

блест-блист,

дер-дир,

жег-жиг,

мер-мир,

пер-пир,

тер-тир,

стел-стил,

чет-чит

2. Чередован.

о/а

в корнях

ПУЗ

РУЗ

Приме

нение

спосо

ба

дейст

вия

------//-----

Частично-

поисковый,

эвристич.

беседа,

наблюдение

над языков.

явлением,

моделиро

вание

Уч-ся знают,

что буквы

гласных могут

 чередов.

(брать-беру,

молоко-

млекопит).

Знают чередов.

букв о/а

в корне

Карточка

для товарища

 из 20

слов

Уч-ся знают,

что е/и в корне

чередуются

и зависят от

буквы гласного

после корня

-------//---------

6.Буквы е/и

в корнях

с чередов. и

омонимичные

корни

Применять способ

действия при работе

с чередов. е/и в корне,

определять лексич.

значение слов с такими корнями,

отличать от омонимичных

корней(примерять,

примирить),графически объяснять орфограмму.

Самоанализ,

самооценка

1. Корни

с чередован.

е/и

2.Омоним.

корни(мер,

мир, пир)

Прак

тикум

(при

мене

ние

спосо

ба

дейст

вия)

-----//------

Метод упра

жнений

Буквы е/и

чередуются и

зависят от

буквы после

корня.

ОЗРП-

безуд.гласный

проверяется

ударением.

Понятие

«омонимия».

Составить

текст на

тему: « Моё

утро», испо

льзуя слова

с чередов.

е/и в корнях

Могут приме

нить способ

действия

в практическ

упражнениях.

Отличают чере

дование е/и от

омонимичных

корней

---------//----------

7. Чередован.

в корнях

а(я)/им(ин)

Привести к выводу,

что буквы а(я)/им(ин)

в корнях чередуются

и зависят от буквы

гласного после корня.

Видеть чередование

в тексте.

Графически объяснять

орфограмму.

Работать в парах.

Осуществлять

самоанализ

и самооценку.

Чередование в корнях

а(я)/им(ин): взимать-

взять,

начать-начинать и т.д.

2. Корни с чередован.

о/а

3.Корни с

чередован.

е/и

ПУЗ

РУЗ

Приме

нение

спосо

ба

дейст

вия

------//-----

Частично-

поисковый.

Эвристич.

беседа.

Наблюдение

над языков

явлением.

Моделиро

вание.

Буквы гласн.

и согласных

в корне

могут чередо

ваться

Составить

карточку

для товарища

 из 30

слов с изу

ченными

чередован.

Знают, что а(я)/

им(ин) в корне

чередуются,

видят орф-му

и объясняют

графически,

применяют

способ дейст.,

отличают от

изученных

чередований

-------//---------

8. Контрольн.

урок на орфограмму:

«Корни с

чередованием

Проверить знание

корней с чередованием,

умение видеть орф-му, объяснить графически,

применять соответств.

 способ действия,

осуществлять

самооценку и

самоконтроль

1.Корни с

чередован.

о/а

2.Корни с

чередован.

е/и

3.Корни с

чередован.

а(я)/им(ин)

Конт

роль

зна

ний

1.Тест

(проверя

ем сразу)

2.Карточ

ка

3.Мини

диктант

Контроль

ные задания

Придумать

сказку, где

главными

героями

будут корни

с чередован.

Нарисуйте

город(стра

ну), где жи

тели-корни

с чередован.

Знают корни

с чередован.

Видят орф-му

и объясняют

графически.

Применяют соответствующ

способ действ.

Самооценка,

самоконтроль

(тест,карточка)

9.Коррекция

Коррекционная

работа по результатам

 контрольного урока.

Самоанализ

проделанной работы.

Выявление причин

ошибок(вижу ор-му,

умею объяснить,

применяю сп.действ).

Взаимопомощь и

взаимоконтроль

(сильные ученики

прикрепляются к

слабым)

1.Корни с

чередован.

о/а

2.Корни с

чередован.

е/и

3.Корни с

чередован.

а(я)/им(ин)

Корре

кция

зна

ний

1.Матери

ал работы

2. Спра

вочник

(ведут

ученики)

с картой

знаний

Анализ и

самоанализ,

коррекция

Отобрать в

сборнике

упражнений

задания на

коррекцию

собственных

ошибок

(список даёт

учитель)

Умеют опреде

лить причину

ошибки(не

вижу, не могу

объяснить,

не знаю способ

действия).

Отобрать орф-

мы, над котор.

нужно работать.

Оказать взаимо

помощь и осуществить

взаимоконтрол

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....

Технологическая карта изучения темы «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).

Технологическая карта изучения темы  «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса.  (Методическая разработка уроков). Учебник «Биология. Введение в общую биологию и...

Технологическая карта.Изучение фразеологизмов в 5 классе к учебнику Львовой С.И, Львова В.В.

Урок открытия нового материала Технология урока: проблемно-диалогическая. Знакомство с фразеологизмами - синонимами, антонимами. Составление рассказа с помощью фразеологизмов -иллюстраций, игра в лото...

Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».

Ознакомление  учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...

Технологическая карта изучения новой темы Тема: “Hobbies: let’s talk about music”

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.Цель: формирование ключевых языковых компетенций.Задачи:1. Практическая:Понимать основное содержание несложных аутентичных текст...

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Обобщение и повторение изученного материала по теме "Древняя Греция" Учитель истории: Печенина Л.А.

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классеВыполнил: учитель истории и обществознания Печенина Л.А....