Методическая разработка урока "Использование антонимов в речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок по теме "Использование антонимов в речи" для 5 класса разработан с учетом возрастных особенностей детей. На этом уроке  учащиеся  находят антонимы в текстах, самостоятельно подбирают к предложенным словам и учатся употреблять их в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_antonimy.ppt2.93 МБ
Файл antonimy.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лексика

Слайд 2

Лексика Омонимы

Слайд 3

Лексика Синонимы Омонимы

Слайд 4

Лексика Синонимы Антонимы Омонимы

Слайд 5

Антонимы - слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Anti - против Onima – имя, слово.

Слайд 6

Цели и задачи: - Формировать умение подбирать антонимы к словам; - Находить антонимы в тексте; - Использовать антонимы в речи; -Обогащать словарный запас. - показать роль антонимов в речи; - Продолжить формирование коммуникативных умений.

Слайд 11

Аверс - лицевая сторона монеты. Реверс - оборотная сторона монеты .

Слайд 13

И. Левитан «Лесистый берег»

Слайд 14

Допишите вторую часть пословиц, используя антонимы Корень ученья горек, Ученье – свет, Больше думай, да плод сладок . а неученье – тьма . меньше говори.

Слайд 15

Подберите антонимы к различным значениям слов Свежий огурец - Свежая рубашка - Свежий ветер - Свежий хлеб - Свежая мысль - солёный тёплый старая чёрствый шаблонная

Слайд 17

Охарактеризуйте героев мультфильма с помощью антонимов Ох Ах

Слайд 18

Прочитайте. Найдите антонимы к выделенным словам. Укажите, какой частью речи они являются. Во всякое время года и днём и ночью приходилось мне ездить на станцию из своего села или, наоборот, в село до станции. Летом окажется, что дорога, которая могла зимой показаться и однообразной , и скучной, необычайно разнообразна и живописна .

Слайд 19

Напишите по этому образцу текст на тему «Лето» Зима Какая долгая зима ! По угрюмому небу плывут тёмные , тяжёлые тучи. Тускло светит зимнее солнце. Дует холодный северный ветер. Длинные ночи, короткие дни.

Слайд 20

Лексика Омонимы Антонимы Синонимы

Слайд 21

Домашнее задание : 1 .Теорию по теме «Антонимы» записать в справочник. 2 .Выполнить упражнение № 370 3 .Найти и выписать примеры из художественной литературы с использованием антонимов.

Слайд 22

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

«Использование антонимов в речи»

(Урок русского языка в 5 классе)

На уроке используются информационно-коммуникативные технологии, а также технологии  дифференциального обучения.

Тип урока: комбинированный

Цели урока

1.Обучающие: повторение, закрепление и систематизация знаний об антонимах; обогащение словарного  запаса обучающихся; формирование умения подбирать антонимы к словам, находить антонимы в тексте, использовать антонимы в речи, работать со школьным словарём антонимов.

2.Развивающие: развитие умения применять новые знания на практике; формирование навыков контроля и самоконтроля.

3.Воспитательные: воспитание осознанной потребности в полученных знаниях, развитие любви к родному языку.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, словари антонимов, видеозапись мультипликационного фильма «Ох и Ах»

Ход урока

1.Орг. момент.

Разминка. Орфоэпическая минутка (откупорить-закупорить). Запись слов в справочник.

Запись в тетрадь. Число. Классная работа.

2. Объяснение нового материала

-Ребята, перед вами домик. Вы, конечно, догадались, кто в нём живёт и почему в домике 3 этажа.

Омонимы. Что это такое? Приведите примеры.

Синонимы. Что это такое? Приведите примеры из домашнего упражнения.

Прежде чем мы назовём тему урока, я предлагаю вам осмотреть сценку.

Диалог

-Ну и жарко!

-Да  ты что? Холодно!

-Я весь покраснел!

-А я побелел!

-Ты что такой кислый?

-А ты что, сладкий?

-Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим? Жарко-холодно, покраснел-побелел, кислый-сладкий…

-Очень интересные пары слов получились. Может,  как-то называются?

Конечно, это слова-спорщики.

-Ребята, а вы знаете, как называются эти слова? (Антонимы)

Объявление темы урока. Целевая установка. Дети записывают тему урока в тетрадь.

3.Работа с учебником. Чтение теории. Ребята записывают определение антонимов в тетрадь. Антонимы- слова одной и той же части речи  с противоположным лексическим значением.

   Anti - против

   Onima – имя, слово.

-Ребята, что общего у синонимов, омонимов и антонимов?

-Приставка  анти встречается и в других словах. Назовите такие слова. (антинаучный, антитеза, антибиотики, антипригарный)

3.Закрепление изученного материала.  Потренируемся в подборе антонимов. Рассмотрите рисунки, подберите антонимы. Прокомментируйте  орфограммы. Подпишите части речи.

весёлый - грустный

стоять – идти

влево- вправо

            аверс- лицевая сторона монеты, реверс- оборотная сторона монеты.

-Давайте вспомним, копейка называется копейкой? ( На реверсе монеты изображен копейщик - всадник с копьем. Это Георгий Победоносец, убивающий змия.

-Ребята, какой можно сделать вывод?( у слов разных частей речи могут быть антонимы).

Беседа.Фронтальный опрос.

-Ребята,  где мы встречаемся с антонимами?

-На уроках математики (сложение- вычитание, умножение- деление).

-В сказках. Например, «Избушка повернулась к нему передом, к лесу задом».

- В названиях произведений художественной литературы («Война и мир» Л.Н.Толстой, «Отцы и дети» И.С.Тургенев, «Толстый и тонкий» А.П.Чехов)

-В загадках. Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука, я для отдыха и сна, да и в школе я нужна, называюсь…

Ребята, антонимичных персонажей мы можем встретить в театре, в  живописи.

4.Контроль знаний. Творческий диктант.

-Допишите вторую часть пословиц, используя антонимы. Прокомментируйте орфограммы. Антонимы подчеркните и укажите, какой частью речи они являются.

Корень ученья горек, …

 Ученье – свет, …

 Больше думай,…

Работа со словарём антонимов. (Один ученик работает на интерактивной доске, все остальные в тетради)

Подберите антонимы к различным значениям слова свежий, используя словарь антонимов.

  Свежий огурец -

  Свежая рубашка -

  Свежий ветер -

  Свежий хлеб -

  Свежая мысль –

Вывод: у  многозначных слов – разные антонимы

Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Ох и Ах»

-Посмотрим фрагмент мультипликационного фильма «Ох и Ах».

-Охарактеризуйте героев мультфильма с помощью антонимов. Запишите получившиеся пары слов в тетрадь.

Ох

Ах

 Ворчун

Ленивый

Пессимист

Неряшливый

Унылый

 Шутник

Трудолюбивый

Оптимист

Аккуратный

Жизнерадостный

Физкультминутка

Работа с текстом.

- Прочитайте. Найдите антонимы  к выделенным словам, запишите их в тетрадь, укажите, какой частью речи они являются.

Во всякое время года и днём и ночью приходилось мне ездить на станцию из своего села или, наоборот, в село до станции. Летом окажется, что дорога, которая могла зимой показаться и однообразной, и скучной, необычайно разнообразна и живописна.

Индивидуальная работа учащихся. Дифференцированное задание. Создание текста.

-Создайте свой собственный текст, используя антонимы. Если трудно самим создать текст, то предлагаю написать по этому образцу текст на тему «Лето» 

Зима

 Какая долгая зима! По угрюмому небу плывут тёмные, тяжёлые тучи.  Тускло светит зимнее солнце.  Дует холодный северный ветер. Длинные ночи, короткие дни.

 Чтение текстов

 Итоги. Оценки. Домашнее  задание. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Чужая речь и способы её передачи. Эпиграф. Знаки препинания при цитировании"

Учебно-методический комплекс содержит материалы для самостоятельной работы по русскому языку.Адресован учащимся школ, студентам для оказания помощи при подготовке к семинарским, практическим занятиям,...

Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".

Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...

Методическая разработка "Деепричастие как часть речи".

Разработка открытого урока по теме : "Деепричастие как часть речи" с использованием ЭОР....

Методическая разработка урока по развитию речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатырский скок»

Данная методическая разработка урока по развитию речи (сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатырский скок» (1914г),  поможет  учителю продолжить тему «Русские богатыри» в творчестве худо...

Методическая разработка урока по развитию речи. Повествование с элементами описания. М.Пришвин "Журка"

Подготовка к написанию изложения по тексту М.Пришвина с творческим заданием....

Методическая разработка урока по развитию речи в 5-6 классах

Овладение умениями и навыками правильной литературной речи в устной и письменной речи; развитие образного и логического мышления, овладение приёмами анализа и синтеза, сравнения;понимание связей и вза...

Методические разработки по предметам: « Развитие речи и окружающий мир», Альтернативное чтение», « Графика и письмо», « ОБЖ»

«Формирование умения у детей с ОВЗ пользоватьсякоммуникативной  доской    с   пиктографическими  изображениями»...