Статья "Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку

Крюкова Алевтина Александровна

Статья "Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся на уроках русского языка и литературы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся на уроках русского языка и литературы

Современное образование предполагает развитие речи каждого ребенка с учётом его индивидуальных способностей и переход от информационно-репродуктивного к активно-творческому обучению.  

Объект нашего исследования – процесс обучения русскому языку и литературе.

Предмет – система упражнений, направленных на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Цель – определение методов развития грамматического строя языка, анализ теоретической литературы по заявленному вопросу и разработка системы упражнений для развития грамматического речи.

Задачи:

  • установить теоретические основы (педагогические, психологические и лингвистические);
  • проанализировать теоретическую литературу;
  • разработать и апробировать систему упражнений по развитию грамматического строя речи учащихся;
  • выявить типичные ошибки учащихся при выполнении упражнений;

Обогащение грамматического строя речи направлено на формирование умений школьников конструировать собственное высказывание, осознавая уместность употребления той или иной языковой единицы в разных стилях речи. Этому способствуют стилистические задания, упражнения в синонимичной замене, позволяющие освоить разнообразие синонимичных средств русского языка и решать коммуникативные, познавательные и воспитательные задачи.

          Под грамматическим строем речи мы понимаем совокупность грамматически оформленных образований, участвующих в формировании высказывания.

Грамматический строй языка охватывает собою:

  1. законы и правила образования слов;
  2. законы и правила изменения слов;
  3. законы и правила соединения слов, образования на основе этих соединений элементарных синтаксических единиц - словосочетаний;
  4. законы и правила построения предложений;
  5. законы и правила сочетания предложений в более сложные грамматические организации.

Соответственно в грамматике выделяются отдельные области: словообразование, морфология и синтаксис.

К словообразованию относятся все явления внутреннего строения слова, его членимости на значимые части - словообразующие морфемы, все правила образования слов.

К морфологии относятся, во-первых, все явления словоизменения (парадигматика слов) и, во-вторых, вся сфера абстрактных значений слов, т.е. значений, стоящих над их лексическими и словообразовательными значениями и выводимых из их формальной организации.

К синтаксису относятся все явления сочетаемости слов, построения предложений и высказываний, их соединения в сложные предложения и в элементарные бессоюзные конструкции. На всех этих уровнях принадлежащие им единицы представляют собой некие организации, характеризующиеся с точки зрения их внешнего и внутреннего (смыслового) строения, их изменений и возможностей их функционирования, употребления в речи.

Овладеть каким-либо языком - значит приобрести определенный, максимально возможный словарный запас, усвоить грамматический строй изучаемого языка и научиться ими пользоваться в речевой практике.

Исследователь-методист Е.Е. Вишневская выделяет три типа уроков формирования грамматического строя речи:

  • уроки знакомства с новым материалом (с новым видом грамматического обобщения)
  • уроки закрепления практических грамматических умений
  • уроки повторения и контроля усвоения грамматических обобщений и практических умений.

Наиболее значимыми для формирования практических грамматических умений являются уроки закрепления, предполагающие автоматизацию и конкретизацию изученных грамматических закономерностей и обобщений в системе тренировочных упражнений.

В школьной практике для развития мышления и речи учащихся используются различные формы и способы активизации их мыслительной и речевой деятельности.

Одной из основных форм являются грамматические упражнения.

Грамматические упражнения подразделяются на аналитические и синтетические. Первые: распознавание грамматических средств и форм в различных текстах, объяснение их значений и целесообразности употребления, устный и письменный грамматический разбор отдельных слов (по составу и по частям речи), словоформ, словосочетаний и предложений – разбор выборочный (тематический) и полный, анализ текста - сложного синтетического целого, анализ предложений и текста ученических сочинений с целью его совершенствования. Вторые: образование грамматических форм слова – склонение имен существительных, прилагательных, местоимений, числительных, спряжение глаголов, образование причастий, деепричастий и пр., употребление образованных морфологических форм в собственных предложениях и текстах, построение словосочетаний различных типов и предложений простых и сложных, их перестройка в различных вариантах, исправление обнаруженных грамматических ошибок в текстах ученических сочинений.

Классификация грамматических упражнений осуществляется как по характеру деятельности учащихся (классификация М.Р. Львова), так и по характеру формируемых знаний. По этому принципу Г.А. Фомичева выделяет две большие группы упражнений: морфологические и синтаксические. В школах морфологические и синтаксические упражнения в чистом виде используются редко, поэтому при классификации учитывается ведущее задание.

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя родного языка. По своему содержанию морфологические упражнения бывают двух видов:

- упражнения по изучению морфемного состава слова

- упражнения по изучению частей речи.

Упражнения по изучению состава слова помогают детям в практическом овладении процессом словообразования, с их помощью у детей закрепляются представления о значимых частях слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

Упражнения по изучению частей речи позволяют на практике закрепить умения детей в объединении слов в отдельные грамматические категории, овладеть такими грамматическими понятиями, как падеж, число, род, лицо, склонение и т.п.

Задачей синтаксических упражнений является закрепление теоретических сведений, которые дети получили по синтаксису и уточнение представлений детей о структуре несложных по своему построению и составу предложений и словосочетаний. Выполняя синтаксические упражнения, дети тренируются в составлении словосочетаний и предложений, овладевают составом предложения, на практике закрепляют знания о главных и второстепенных членах предложения.

Упражнения по изучению частей речи позволяют на практике закрепить умения детей в объединении слов в отдельные грамматические категории, овладеть такими грамматическими понятиями, как падеж, число, род, лицо, склонение и т.п.

Задание открытого типа с развернутым ответом – это сочинение на основе предложенного текста. Задание проверяет сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков:

  1. анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
  2. комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
  3. выражать и аргументировать собственное мнение;
  4. последовательно и логично излагать мысли;
  5. использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  6. практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

При комплексном анализе текста ученик должен стремиться построить свой ответ в форме связного высказывания. Если на уроке ученик выберет из работы с текстом пять-шесть заданий (включая разные виды разбора) и выполнит их правильно, то этого будет вполне достаточно для того, чтобы поставить ему положительную отметку. Материал для разных видов разбора (слова и предложения) может быть отобран как учителем, так и учеником.

На уроках-практикумах может использоваться как индивидуальная, так и коллективная (групповая, парная) работа учащихся с текстом.

Изучая язык как систему и овладевая лингвистическими знаниями, школьники одновременно обучаются речи на родном языке - осознают и осмысливают через понятия и правила свою уже сложившуюся речевую практику и на этой основе корректируют и совершенствуют устную и письменную речь.

Развитие грамматического строя речи учащихся становится одной из основных задач для учителя и требует дополнительного научного лингвистического, психологического и методического осмысления.

Упражнения по обогащению грамматического строя речи школьников.

Работа по обогащению грамматического строя речи школьников проводится как на уроках, где изучаются основные языковые единицы (слово, словоформа, словосочетание, предложение), так и на уроках подготовки к изложениям и сочинениям. На уроках изучения лексики, морфологии, синтаксиса анализируются структура, семантика и функционирование определенных языковых средств, затем проводятся различного рода речевые упражнения и задачи.

Упражнения на построение (составление, конструирование) определенных словосочетаний, предложений, а также предложений с изучаемыми языковыми средствами. Так, при изучении антонимов предлагается составить сложное предложение с союзом а, выражающим противопоставление (Лиса умная, хитрая, а волк глупый). При изучении вопросительных и относительных местоимений ученики конструируют вопросительные предложения, а также сложные предложения с местоимениями что, который и т.д.

Среди этих предложений можно выделить конструирование предложений, словосочетаний

– по данному образцу. Например, при изучении причастного оборота ученики составляют предложения по такому образцу: Существительное - часть речи, обозначающая предмет... Подобного типа предложения с причастными оборотами ученики составляют о других языковых понятиях (фонетических, лексических, синтаксических и т.д.);

Эффективность этих упражнений для обогащения речи увеличивается, если указывается содержательная основа для конструирования предложения. Например, в связи с изучением темы «Безличное предложение» предлагается составить безличное предложение

– на тему «Наступление утра», «Сумерки», «Я заболеваю» и т.д.;

– на основе изображенного на картинке (рисунке, фотографии); на основе репродукции, картины; на основе диапозитива, диафильма, видеозаписи и т.д.;

– на основе наблюдений, проведенных в классе, например за изменениями в состоянии погоды (тема «А за окном...»);

– на основе впечатлений от прослушанной музыки, например, после прослушивания одной из пьес П.И. Чайковского – «Ноябрь», «Декабрь»;

– на основе содержания отрывка из изучаемого на уроках литературы произведения; содержания незнакомого, но прочитанного учителем текста; записанного на грампластинке (магнитофоне) текста.

Упражнения на замену одних конструкций другими, параллельными (соотносительными); на выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля. Эти упражнения могут проводиться как редактирование (правка) текста. Так, если отталкиваться от приведенного выше примера (В связи с тем, что мы приехали к бабушке поздно-поздно), может быть предложена такая речевая задача: «Ты – редактор. Внеси правку в созданный текст». Ученики сопоставят различные средства выражения причинно-следственных отношений:

– в связи с тем, что... (в силу того, что...; ввиду того, что.?.);

– из-за большого опоздания... (вследствие опоздания...);

– приехав к бабушке поздно-поздно...;

– потому что {так как) мы приехали поздно...; -мы приехали к бабушке поздно-поздно, и она....

Этот сопоставительный анализ позволит ученикам осознать, что причинные отношения более четко выражаются с помощью различных подчинительных союзов, однако для текста разговорного стиля следует выбрать либо сложные предложения с союзами так как, потому что, либо простое предложение с деепричастным оборотом (но тогда все предложение потребует перестройки), либо сложносочиненное предложение с союзом и.

Свободные диктанты и изложения с дополнительным заданием. Методика проведения свободных диктантов и изложений в целях обогащения грамматического строя речи учащихся: а) предварительный анализ исходного текста, тех синтаксических структур, которые отражают его стилистические особенности; б) установка на воспроизведение определенных синтаксических структур (постановка этого дополнительного задания может предварять анализ исходного текста); в) редактирование первого варианта текста, в том числе и с точки зрения уместности использования определенных синтаксических структур, внесения необходимых правок; г) обсуждение записанного (по частям или в целом), анализ употребленных в соответствии с дополнительным заданием (речевой задачей) синтаксических структур.

Составление текстов с дополнительным речевым заданием (или сочинения с языковым заданием). Опытные учителя подбирают такие темы для сочинения с речевой задачей, чтобы ученики могли легко его написать. Это темы предельно конкретные (узкие), доступные, не требующие особых пояснений (со стороны учителя). Это те разновидности текста, к которым ученики в определенной степени подготовлены проведенной ранее работой по развитию речи. Следовательно, учитель может предложить своим ученикам написать репортаж «С урока русского языка» (с заданием употребить обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом), если его ученики уже знают, что такое репортаж, каковы его отличительные признаки, какова роль деепричастных оборотов в описании действий. В некоторых случаях учителя предлагают начало, которое подсказывает направление мысли, стиль, жанр сочинения и употребление определенных языковых средств.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод: грамматический строй речи, являясь фундаментальной основой для формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций даже при недостаточном развитии у некоторых школьников способен интенсивно совершенствоваться при условии правильного педагогического воздействия, тонкого психологического взаимодействия и четкого методического осмысления.

Список использованной литературы

1. Баранов, М. Т. Словарная работа в школе. / М. Т. Баранов // Педагогическая энциклопедия, т. 3. М., 2008. 

2.  Буданова, Н. В. Выборочный лингвостилистический анализ прозаического фрагмента / Н. В. Буданова // Русский язык в школе. 2008. № 6.

3.  Дьяченко Н.В. Личностно-ориентированный урок: научно-методические аспекты внедрения в образовательную практику школы // Инновации в образовании. – 2007, №2

4.  Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. М., 2013. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Совершенствование монологической речи учащихся на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)

Развитию связной речи учащихся сегодня придается особое значение, поскольку оно является непременным условием успешного формирования интеллектуальной личности. Совершенствование монологической ...

Обобщение опыта. Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи  учащихся на уроках русского языка и литературы...

Культура устного и письменного ответа, сочинения – миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя ...

Обобщение работы по теме "Работа по развитию устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы"

В обобщении представленыформы и методы работы по развитию устной и письменной речи учащихся, которые я применяю на уроках русского языка и литературы....

Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы

Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными. Общество нуждается в людях, которые самостоятельно ...

дипломная работа «Работа со словарем на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся основной школы»

Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключител...