Конспект урока по предмету родная (русская) литература
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Елизарьева Ирина Александровна

Конспект урока по предмету родная (русская) литература по теме "Сказка «Два Ивана – солдатских сына» как воплощение национального характера, народных нравственных ценностей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17.09.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: родная литература (русская)

Класс: 6 Дата: 17.09

Тема урока: Р.р. Сказка «Два Ивана – солдатских сына» как воплощение национального характера, народных нравственных ценностей.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели: формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.

Задачи:

обучающие: углубление представления о волшебной сказке, совершенствование умения выразительного чтения, пересказа; обучение характеристики героя;

развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать; развитие умения составлять план;

воспитательные: воспитание любви к культурному наследию: русского народа, его устному народному творчеству; формирование нравственно-этических представлений.

Сценарий урока

Мотивационный этап

Приветствует. Мотивирует к обучению.

Слушают учителя.

Демонстрируют готовность к уроку.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Организует повторение пройденного.

Постановка проблемных вопросов:

- Почему сказка «Два Ивана – солдатских сына» – волшебная богатырская сказка героического содержания?

- Чем путь Ивана — крестьянского сына отличается от пути Ивана-царевича?

Выполняют предложенные задания.

Совместно с учителем формулируют проблемные вопросы, пытаются на них ответить.

Выявление места и причины затруднения

Организует обсуждение результатов предыдущего этапа

1) Беседа

- Почему вам сложно ответить на некоторые из вопросов?

Обдумывают ответы на вопросы.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Организует беседу по постановке целей урока

1. Совместное целеполагание.

  • Актуализировать…
  • Формировать…
  • Совершенствовать…
  • Воспитывать…

2. Составление траектории изучения темы урока (под руководством учителя).

Участвуют в полилоге, выполняют задания.

Практическая деятельность по реализации построенного проекта

Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.

1. Аналитическая работа с текстом сказки:

  • пересказ первой части сказки;
  • чтение по ролям трёх поединков Ивана и 12-голового змея;
  • комментирование незнакомых слов (с использованием словарей).

Физкультминутка

Выполняют задания.

Выполняют физкультминутку

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Организует работу по обобщению и систематизации знаний и формированию рациональных способов применения их на практике.

1) Вступительная беседа:

- С чего начинают развиваться события сказки? (с момента, когда братья решили пойти в город на ярмарку, чтобы купить коней).

- Сколько раз ходили братья в город?

= Расскажите о каждом этом случае.

- А кого встречали каждый раз Иваны? (седого старичка)

- Почему прошли мимо него не здороваясь, а потом вернулись? (мать наказала отдавать поклон всякому встречному и поперечному).

- Какова роль старичка в жизни Иванов? (помог он им).

- А почему помог? (потому что они уважение к нему проявили)

= Вспомните, пожалуйста, сказки, в которых за уважительное отношение разные люди или предметы помогают главному герою.

- Куда водил братьев старичок?

  • Выборочный пересказ: расскажите, что произошло с братом, поехавшим влево. 

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Выполняют задания, отвечают на вопросы.

Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой

Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности.

1) Исследовательская работа по теме «Герои волшебной сказки» (работа в парах с последующим обсуждением)

Вопросы и задания:

= Расскажите, как росли два Ивана (пересказ).

- Почему и как братьям удалось добиться уважения среди сверстников? Почему царь оправдал Иванов?

- Какие же качества характеризовали Иванов в детстве? (дружба, умение постоять за себя, ум). 

- О каких качествах братьев мы узнаем из сцены торга при покупке коней и сабель?

(сильные (эпизод укрощения коней), добрые, воспитанные, проявляющие уважение к окружающим (встреча со старичком), обладают чувством справедливости (поймали жеребцов).
- Но более всего проявились качества братьев в дороге, во время их путешествия. Как вы думаете, зачем сказочники разводят братьев по двум дорогам? (у каждого брата свой характер, и такой прием позволяет проследить за каждым). 
- Значит, тот путь, который выбирает каждый из них, характеризует каждого в отдельности. Оба они сильны, оба одного возраста. Кто первый заговорил там, на перекрестке, и что предложил? Чем обосновал свой выбор? Обратите внимание, именно он и выручит потом своего брата. Какие поступки выпадут на его долю? (он сразится с двенадцатиглавыми змеями, выручит своего брата в поединке с царицей-львицей). Какое качество этого Ивана прежде всего здесь проявилось? (взаимовыручка)
- Вот мы с вами говорим – Иван совершает поступки. А что такое «поступок»? 
- Кто в сказке «Два Ивана - солдатских сына» совершает подлость, а не поступки?

- А что мы можем сказать о том, как говорят Иваны? (уважительно с седым старичком и матерью, грозно со своими противниками, дружески с друг другом)
- Можно ли по речи героев сказать, какие они?

- Есть ли прямая оценка братьев в сказке? (она содержится в эпитете «добрые молодцы», который является постоянным для любой сказки).

Выполняют задания.

Этап включения в систему знаний и повторения

Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса.

1) Аналитические задания:

- Какие сказочные формулы отразились в этом фольклорном повествовании?

= Найдите в сказке зачин, троекратные повторения, концовку, постоянные эпитеты.

Рассматривают, сравнивают иллюстрации, высказывают свое мнение.

Этап рефлексии

Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения»:

1) Прием «Свободный микрофон»

Почему Иван – своеобразный богатырь, а значит это волшебная богатырская сказка героического содержания?

Задает д/з прочитать «Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета "Родная (русская) литература", 8 класс

Рабочая программа по «Родной (русской) литературе» для 8 классов основной школы составлена на основе требований ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения осно...

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" для 8-9 классов

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" для 8-9 классов создана по инициативе УМО "Слово" (Курской обл.) в помощь молодым педагогам, работающим в восьмых - девя...

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родная (русская) литература» 9 класс 7 часов

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родная (русская) литература»  9 класс 7 часов...

Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература»

Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» для 5-9 классов...

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" 9 класс

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" 9 класс...

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" 7 класс

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" 7 класс...

Рабочая программа по учебному предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая  программа по учебному предмету  «родная (русская) литература» уровень основного общего образованияПрограмма составлена на основе требований к предметным результатам...