Имя числительное как части речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Имя числительное как части речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_imya_chislitelnoe_6_klass.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Имя числительное как части речи»

Класс: 6

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели урока:

• Обучающие: Создание условий для самостоятельного формулирования определения имени числительного, освоения его грамматических признаков и синтаксической роли в предложении; «Открытие» приёма различия имен числительных от других частей речи;

• Развивающие: Развитие познавательного интереса к предмету; Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в учебном процессе; Развитие логического мышления и монологической речи учащихся;

• Воспитывающие: воспитывать интерес школьников к учебному предмету, чувства любви и уважения к родному языку.

Методы и приемы работы на уроке: беседа, самоконтроль, загадки, прием «побуждение» и «незаконченное предложение»

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, педагогический контроль.

Средства обучения: учебник русского языка 6 класс, Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А

Дидактический материал: упр 394, упр 395, авторское задание учителя.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

№1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности .

Прием «побуждение».

– Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на продуктивную деятельность и начнем урок. Сегодня мы с вами будем разбирать новую тему, изучение которой будет увлекательным!

Регулятивные УУД:  

Регулятивные УУД:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место;  

- планировать свою деятельность в соответствии с

предъявленной информацией;  

- настраивать себя на продуктивную работу

Самоогранизация обучающихся к продуктивной деятельности на протяжении всего урока.

№2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Поиск и выделение необходимой информации, беседа.

-Сегодняшний урок я хочу начать с отгадывания загадок. Давайте начнём.

Два конца, два кольца — посредине гвоздик.

 - Семьдесят одежек, все без застежек.

- Четыре братца под одной шляпой стоят.

- Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет.

-Сто один брат, все в один ряд вместе связаны стоят.

-Пять мальчиков — пять чуланчиков, у каждого мальчика свой чуланчик.

- Три братца пошли купаться; два купаются, а третий на берегу валяется.

- Правильно, ребята. Скажите, пожалуйста, какая часть речи, ранее не изучаемая вами, очень часто встречалась в пословицах?

- Ребята, а что обозначают эти слова?


-Скажите, на какие вопросы отвечают числительные?

- Ножницы

-Кочан капусты

-Стол

-Дверь

-Забор

-Перчатки

-Ведра и коромысло

- Числительное

-Количество, число, порядок при счёте

-сколько? какой?

Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять

границы знания/незнания);  

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;  

- анализировать, сравнивать, группировать различные

объекты, явления;  

Коммуникативные УУД:

Коммуникативные УУД:  

- воспринимать информацию на слух, отвечать на

вопросы учителя;  

- слушать и понимать речь других;  

- организовать выполнение заданий учителя;  

Регулятивные УУД:

- высказывать своё предположение на основе работы с преподавателем.

Умение воспроизведить учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания.

№3. Выявление места и причины затруднений .

Беседа.

– Итак, что же такое числительное?

- Ребята, а знаете ли вы какие-нибудь признаки имен числительных?

- Имя числительное-это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок при счёте. Имена числительные отвечают на вопросы какой? сколько? 

-Нет.

Коммуникативные УУД:
- построение понятных для партнёров высказываний;

Познавательные:
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Самоанализ обучающихся собственных проблем в освоении знаний.

№4. Построение проекта выхода из затруднения (1).

Беседа.

-Эта тема для вас новая, поэтому вам предстоит узнать, на какие виды делятся имена числительные, как они изменяются и какими членами предложения могут являться.

Познавательные УУД:
- поиск разнообразных способов решения задач.
- структурирование знаний.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

№5. Реализация построенного проекта .

Беседа.

- Итак, имена числительные делят на количественные, которые отвечают на вопрос сколько? и на порядковые, которые отвечают на вопрос который? Давайте попробуем привести примеры.

- Совершенно верно. Так же у нас имена числительные делятся на простые и составные, простые состоят из одного слова, а составные из двух и более. Попробуйте привести пример.

-Хорошо, ребята. Также у нас числительные изменяются по падежам, попробуйте проспрягать числительное один.

-Отлично. И я у упоминала роли числительных в предложении, как вы думаете, какими членами предложения они могут являться?

-Давайте откроем учебник на странице 43 и посмотрим, какими членами предложения могут быть числительные. Попробуйте привести свои примеры.

 

-Ребята, числовое значение у нас также могут выполнять и другие части речи, обратим внимание на упражнение 394, рассмотрим рисунки и попробуем понять, какие однокоренные слова пытался проиллюстрировать художник.

- Отлично, а какими частями речи они являются?

- Учащиеся подбирают примеры.

Учащиеся снова побирают примеры.

Подбор примеров

- И. п. один, р.п одного, д.п. одному, в. п. один, одного, т. п. одним, п.п об одном.

- Не знаем.

Ученики подбирают примеры.

- Тройка – оценка, тройня – три мальчика, трёхпалубный.

- Тройка и тройня – это существительные, а трёхпалубный – прилагательное.

Познавательные УУД:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы;
- поиск разнообразных способов решения задачи;
- структурирование знания.

Коммуникативные УУД:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

Регулятивные УУД:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Умение целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу.

Умение анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя).

№6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Фронтальная работа, разбор примера у доски с объяснением.

- Хорошо, ребята, давайте выполним с вами задание. Посмотрите на проекторную доску, нам нужно выписать числительные в два столбика, в первый простые, а во второй составные.

-  Молодцы, ребята, давайте обратимся к упражнению 395 и дополним каждый ряд слов, которые имеют количественное значение.

 

Хорошо ребята. А теперь обратите внимание на доску, вы видите перед собой предложения, давайте попробуем определить какими же членами предложения являются имена числительные.

Ученики по очереди выходят к доске и записывают числительные в два столбика, проговаривая, почему они решили записать числительное в этот столбик.

Первый столбик – сто, одиннадцать, один, триста, три, сорок, шестой. Второй столбик – пятьдесят седьмой, две тысячи шестой, двести пять, тридцать пятая.

Ученики дополняют таблицу устно, приводят примеры существительных, прилагательных, глаголов с количественным заначением.

Учащиеся выходят к доске, выписывают предложение, выделяют члены предложения и называют чем является числительное. Остальные записывают в тетради.

Познавательные УУД:
- соотносить информацию, представленную в разных формах;

формах;  

- извлекать необходимую информацию из текста;  

- ориентироваться в учебнике;
Коммуникативные УУД:
- строить монологическую и диалогическую речь;  

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

коммуникативной задачей;  

- слушать и понимать речь других;

Регулятивные УУД:
- организовать выполнение заданий учителя;  

- делать выводы по результатам работы;  

- действовать по алгоритму, правилу.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

№7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа в тетрадях.

- А теперь давайте выполним самостоятельное задание, на доске  вы видите текст, вам необходимо выписать из него в три столбика слова. В первый столбик количественные числительные, во второй порядковые, а в третий существительные, имеющие количественное значение.

-Хорошо, давайте теперь проверим.

Ученики выполняют задание.

Устная проверка.

Личностные УУД:
- формирование границ собственного «знания» и «незнания»;

Регулятивные УУД:
- планирование своих действий в соответствии с задачей,
- учёт правил в контроле способа решения,
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

 

Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением.

№8. Включение в систему знаний повторение.

Списывание

- Ребята, а теперь я вам предлагаю обратить внимание на текст на доске, в нем присутствуют числа, вам нужно вместо этих чисел написать числительные буквами, чтобы у вас получился полноценный текст.

Учащиеся по очереди выходят к доске, выписывая предложения, проговаривая числительное и называя его вид (простое/составное, количественное/порядковое)

Регулятивные УУД:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные УУД:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

Логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

№9. Рефлексия УД на уроке

Прием «незаконченное предложение, (я не знал… - теперь я знаю…)», беседа.

–  Урок подходит к концу. Ребята, давайте подведем уроки изученного.

-Что такое числительное?

-Каких видов бывают числительные?

- Как изменяются числительные?

-Какими членами предложения могут быть числительные?

Закончите предложения показанные на экране (я не знал, я узнал, это было просто, это было сложно и т.д).

– Запишите домашнее задание: параграф 67, стр 42, упр 397 (Составить расписку по образцу)

Ученики отвечают на вопросы.


Обучающиеся участвуют в рефлексии и заканчивают предложения, исходя из своих успехов и неудач.

Личностные УУД:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные УУД:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные УУД:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- анализ,
- синтез,
- установление причинно-следственных связей.

Рост уровня осознания содержания пройденного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"

Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику  Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...

Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.

Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....