"Использование пословиц и поговорок на уроках"
статья по русскому языку

ВЫступление на МО "Использование пословиц и поговорок на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_poslovits_i_pogovorok_na_urokah.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Практический материал к урокам русского языка для учащихся 5 – 11 классов  детей с ОВЗ,

                                             Что за роскошь, что за смысл,

 какой толк в каждой поговорке нашей!

                     Что за золото!

А.С.Пушкин.

Пословица–всем делам помощница.

ВВЕДЕНИЕ

Подбору  речевого материала для уроков русского языка в коррекционной школе уделяется особое внимание. Речь учащихся зачастую бедна, маловыразительна, словарный запас ограничен. Сравнения и иносказания для них сложны, смысл их  нередко непонятен. Применяя ту  или иную пословицу, поговорку на уроке, мы разбираем значение отдельных  слов, выясняем общий смысл,   подбираем жизненные ситуации, к которым можно применить данное выражение. Такая работа активизирует внимание, поддерживает познавательный  интерес, пополняет активный словарь. Приобщаясь к образцам устной народной речи, учащиеся осознают их  современность и непреходящую ценность, учатся понимать красоту слова. Это  вызывает чувство гордости за свою родную культуру.  Использование пословиц и поговорок не только  обогащает язык, активизирует мыслительные процессы, но и  помогает воспитывать высокие нравственные  качества. Они  порицают недостатки, одобряют  положительные поступки и качества человека.   Любовь к Родине и родителям, уважение к труду, чувство товарищества – эти слова неотделимы от понятия «народная мудрость».  Своя земля и в горсти мила. Смотри дерево в плодах, а человека в делах. Сам погибай, а товарища выручай.

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ

1. Составление предложений из слов, данных в начальной форме:

Сам, погибать, а, товарищ, выручать.

2. Составление предложений из данных слов:

Служить, Родине, жить.

3. Восстановление деформированных предложений:

Горе и вместе лучше переносится.

4. Исправление речевой ошибки:

Смелый побеждает, трус погибать.

4. Дополнение недостающим словом:

Дело … боится.

5. Продолжение пословицы (поговорки):

 Без труда не вынешь и рыбку из … .

6. Подбор подходящей по смыслу пословицы или поговорки к данному выражению:

Всё тайное становится явным. (На обмане далеко не уедешь.  Шила в мешке не утаишь.)  

7. Сделай правильный выбор:

Напиш(и,е)шь пером – не выруб(и,е)шь топором.

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД КОНКРЕТНЫМИ ТЕМАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Твёрдые и мягкие согласные

Порядок время бережёт. Поле труд любит. И Всякий человек вперёд смотрит. Мороз не велик, а стоять не велит. С родной земли– умри, не сходи. Родимая сторона – мать, чужая–мачеха. Хорошая книга не в тягость, а в радость. Встать пораньше – шагнуть подальше. Речи, как  мёд, а дела, как полынь. Хороший гость хозяину в почёт. Январь–году начало, зиме серёдка. Больше дела, меньше слов. Мужество рождается в борьбе. Умел взять – умей отдать.  Смелость города берёт. Меньше слов – больше дела. Нечистая совесть спать не даёт. Болезнь не по лесу ходит, а по людям.

Парные звонкие и глухие согласные

Не в бровь, а в глаз. Зимою шубка не шутка. Кошке игрушки, а мышке слёзки. Не будь тороплив, а будь памятлив. Нет лучше дружка, чем родная матушка. В зимний холод всякий молод. Снег на полях – хлеб в закромах. В чужих руках всё дело легче. Рыбка мелка, да уха сладка. На сказки герой, а на работу слаб. Хороший  друг – настоящий клад. Сядем рядком, да поговорим ладком. Терпенье и труд всё перетрут. Спасибо, мороз, что снега нанёс. Не надобен клад, коли в семье лад. Как снег на голову. Хлеб–всему голова. Дорога ложка к обеду. Семь раз отмерь, один раз отрежь.  Старый друг лучше новых двух. Хлеб-соль ешь, а правду режь. Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой. На ошибках учатся.

Правописание безударных гласных в корне слова

В цвету трава–косить пора. Говорят в Москве, а слушают  по всей стране. За глупой головой и ногам плохо. Своя земля и в горсти мила. Смотри дерево в плодах, а человека в делах. Посуда любит чистоту. Смелость города берёт. Не тот хорош, кто лицом пригож; а тот хорош, кто для дела гож. Дело мастера боится. На хороший цветок и пчела летит. На языке медок, а на сердце ледок. Собака лает – ветер носит. Красна весна цветами, а осень плодами.  Нет земли краше, чем страна наша. Тот герой, кто за Родину стоит горой. Если дружба велика, будет Родина крепка. Апрель с водою – май с травою. По лесу ходи – под ноги гляди. Вода на лугу – сено в стогу. Мир освещается солнцем, а человек  – знанием. С родной земли – умри, не сходи. На чужой стороне и весна не красна. Взошли хлеба – не дивись, налились хлеба –  не хвались, хлеб на току – про урожай толкуй. Родная земля и в горсти мила. Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит. Не давши слово – крепись, а  давши – держись. Чужая сторона без ветра сушит, без зимы знобит. Не спеши языком, торопись делом. На воре шапка горит. Под лежачий камень и вода не течёт.  Пуганая ворона и куста боится.

Слова с непроизносимыми согласными

Радостная жизнь сердце веселит. Кто храбро сражается в бою, тот честно защищает Родину свою. Человек трудолюбивый – самый счастливый. Сердце матери лучше солнца греет. Ленивому и будни праздник. Дождливое лето хуже осени. Солнце пригреет – всё поспеет. Солнце садится – лентяй веселится, солнце всходит – ленивый с ума сходит. Доброе слово и в ненастный день согреет. Праздному человеку всегда скучно.  Будет и на нашей улице праздник. Сердце  сердцу весть подаёт. Честное дело не таится. Честные глаза вбок не глядят.

Правописание слов с предлогами и приставками

Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть. Сначала подумай, потом говори. Труд и накормит и научит. Язык до Киева доведёт. Родина поучает, Родина и выручает. За край родной иди бесстрашно в бой. Встать пораньше – шагнуть подальше. Родина – мать, умей за неё постоять. Друзья познаются в беде. Семь раз отмерь, один отрежь. Из огня да в полымя. Ищи ветра в поле.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Кашу маслом не испортишь. Нашла коса на камень. Что в лоб, что по лбу. Для милого дружка и серёжку из ушка. У кого что болит, тот о том и говорит. По Сеньке и шапка. Дыма без огня не бывает. Мелет день до вечера, а послушать нечего. Наговорил с три короба. На словах густо, а в голове пусто. С болтунами держи язык за зубами. Язык до добра не доведёт болтуна.

Разделительный  ъ  и  разделительный   ь

Без терпенья нет уменья. Терпенье и труд всё перетрут. Доброе молчанье лучше пустой болтовни. От желанья к исполненью приложи уменье. Ручьи сольются – река, люди соединятся – сила. Красна птица опереньем, а человек уменьем. Повторенье – мать ученья. На всякое хотенье есть терпенье. Уменье всегда найдёт примененье. Ученье – свет, а неученье – тьма. За большим подъёмом и спуск большой. Не стыдись говорить, коли  правду  хочешь объявить. Не будь овцой, так и волк не съест. Знает кошка, чьё мясо съела.  Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Лето собирает, а зима подъедает. Всего света не изъездишь. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. Горе  в чужой земле  безъязыкому. Счастье в воздухе не вьётся, а руками достаётся. Где  песня льётся, там легче живётся. Лучше в труде сгореть, чем замёрзнуть от безделья.  На всякое хотенье есть терпенье.  Н было бы счастья, да несчастье помогло. Осенью и у воробья пир. Не в деньгах счастье. На всякое хотенье имей терпенье.

Безударные  падежные  окончания имён существительных

В апреле земля преет. Проверяй друга в опасности. Добрые вести не лежат на месте. Солдата к славе ведут ученье и труд. Умный товарищ – половина дороги.  Нашей Армии сыны Родине верны. Делу – время, потехе – час. Ленивому  Микишке всё не до книжки. По наружности о человеке не суди. Богаче Сибири нет земли в мире. Доброе братство милее богатства. Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти. В  час испытаний поклонись отчизне. Счастье Родины дороже жизни. Трус и тени своей боится. Иная похвала хуже брани. Азбука – к мудрости ступенька. Всякой вещи своё место. Расстояние дружбе не помеха. Птичка рада весне, а дитя родной матушке. Без заботы не жди радости от работы. Лень – ключ к бедности. Собирай по горсти – наберёшь кузовок. Кричать от радости  или от горя – большая разница. Достоинство слова в краткости. При большой поспешности  в работе погрешности. При солнышке тепло, при матери добро. Хвастун вреднее моли. Дождливое лето хуже осени.

Правописание имён существительных с шипящей на конце слова

На чужбине и калач не в радость. Рожь поспела – берись за дело. Без работы и печь холодна. При верном псе и сторож спит. На помощь надейся, а сам не плошай. Спящий кот мышь не поймает. Лучше горькая  правда, чем красивая ложь. Хорошую речь  хорошо и слушать. Книга – лучший товарищ. Ложь ходит на гнилых ногах. Ростом с мышь, а храбрый малыш. Взявший меч от меча и погибнет.  Всякая вещь хороша на своём месте. Грач на горе – весна на дворе. День да ночь – сутки прочь. Не печь кормит, а нива.

Падежные окончания имён прилагательных

От хорошего братца можно ума набраться. Большому кораблю большое плавание. В колючем кустарнике не спрячешься.  Маленькое дело лучше большого безделья. Лучшее враг  хорошего.  На  смелого  собака лает, а трусливого кусает. Бездонную бочку водой не наполнить. Смелого  пуля боится, смелого штык не берёт. У ленивого Емели семь воскресений на неделе. Правда  светлее ясного солнца. Худое молчанье лучше доброго молчанья. Сегодняшнего дела на завтра не откладывай. В чужом месте,  что в дремучем лесу. Где работают, там и густо, а в ленивом доме пусто. С надёжным другом и беда не страшна. Зимнее солнце плохо греет. Береги землю любимую, как мать родимую. Плохой мир лучше доброй ссоры. За худым пойдёшь, худое и найдёшь. Без хорошего труда нет плода. Хорошую речь хорошо и слушать. Добрым словом мир освещается. Летний день за зимнюю неделю. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго  мастерства. Свет не без добрых людей. Учись доброму, худое на ум не пойдёт.

Неопределённая форма глагола

Легко подружиться, тяжело разлучиться. Умеешь ссориться, научись и мириться. Без дела жить – только небо коптить. Учить – ум точить. Любишь кататься – люби и саночки возить. Не стыдно не знать – стыдно не учиться. Умный любит учиться. Кто не слушает советов, тому нечем помочь. Кто не способен гореть, того не зажечь. Нечем хвалиться, коли  всё из рук валится. Волков бояться – в  лес не ходить. Грамоте учиться  – всегда пригодится. Умел ошибиться, умей и поправиться. Надо наклониться, чтобы из ручья напиться.  За всё браться  – ничего не сделать. С  умным знаться – ума набраться. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Легко подружиться, тяжело разлучиться. Кто трудиться любит, тот голоден не будет. Жизнь прожить – не поле перейти. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться. Лишнее говорить – только себе  вредить.  Добро сеять – добро и пожинать.  Не стыдно не знать – стыдно не учиться.

Личные окончания глаголов 2 лица ед.  числа

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Без пословицы не проживёшь. Что написано пером, того не вырубишь топором. Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь. Слезами горю не поможешь. Веника не сломишь, прутья по одному все переломаешь. Поспешишь – людей насмешишь. Что посеешь, то и пожнёшь. Человека тогда познаешь, когда на деле его узнаешь. Делаешь наспех, сделаешь на смех. Что людям пожелаешь, то и сам получаешь. Спишь, спишь – и отдохнуть некогда. Шила в мешке не утаишь. В умной беседе ума наберёшься, а в глупой и свой растеряешь. У скупого и в мороз льду не допросишься. Золотые руки на серебро не купишь. На обмане далеко не уедешь. Бездонную бочку водой не наполнишь. С кем поведёшься, от того и наберёшься.   Одной рукой узла не завяжешь. Без труда не проживёшь. На чужой роток не накинешь платок. Любишь кататься, люби и саночки возить. Близок локоток, а не укусишь. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. На всякий роток  не накинешь платок.

Правописание  не  с глаголами.

Где не было начала, не будет и конца.  Правда в воде не тонет, в огне не горит. Дело делать и за себя не может, а кричит за всех. Лентяю всё не можется да не здоровится. Дважды в год лета не бывает. Дело лени не любит. Кто поздно встаёт, у того хлеба не достаёт. Чего не положил – не бери. Кто труд любит, долго спать не  будет. Без заботы и репа не вырастет. Не за своё дело не берись, а за своим делом   не ленись.  Из песни слова не выкинешь.  Под лежачий камень и вода не течёт. Повинную голову и меч не сечёт. Семеро одного не ждут.

Безударные личные окончания глаголов I  и  II спряжения

Работа и мучит, и кормит, и учит. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Всякая работа мастера хвалит. Мягко стелет, да жёстко спать. Нос задирает, а в голове ветер гуляет. Кто собирает колосья, у того будет и воз. Смелый побеждает, трус погибает. Кто робеет, того бьют.  Голод не тётка, пирожка не подсунет. От добра добра не ищут. И медведя люди учат. Вместе и горе лучше переносится. С песней и труд спорится. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Всяк кулик своё болото хвалит. Выше головы не прыгнешь. Дарёному коню в зубы не смотрят. На бедного Макара все шишки валятся. Правда глаза колет. Рыбак рыбака видит издалека. Как аукнется, так и откликнется. Яблоко от яблони далеко не падает. Слышит звон, да не знает, где он. Человек от лени болеет, от труда здоровеет.

Местоимение

Одна у человека мать, одна у него и Родина. Живи для людей, поживут люди для тебя. Герой умирает, а  слава его живёт. Брат мой, а ум у него свой. Если у тебя есть друг, советуйся с ним. Там хорошо, где нас нет. Не рой другому яму, сам в неё попадёшь. С ним каши не сваришь. Из него хоть верёвки вей.

Знаки препинания в предложении.

Сам погибай, а товарища выручай. Месяц светит, но не греет.  Туча прошла, а дождя не принесла. Рыба видит приманку, а не крючок. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Суди о людях не по словам, а по делам. Летела пташка высоко, села недалеко. На всякий цветок пчела садится, но не со всякого мёд берёт. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Собака лает, а ветер носит. Лето собирает, а зима поедает. Летом ласточка день начинает, а соловей кончает. Паны дерутся, а у холопов  чубы трещат. Герой никогда не умрёт, он вечно в народе живёт. Кто храбро врага бьёт, о том слава не умрёт. Смелого  да умелого и страх не возьмёт, и враг не побьёт. Глаза страшатся, а руки делают. Гора с горой не сходятся, а человек с человеком всегда сойдётся. Молодец против овец, а против молодца и сам овца. Не всё то золото, что блестит. Не место красит человека, а человек – место. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Не родись красивым, а родись счастливым. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Каковы сами, таковы и сани. Лето припасает, а зима подбирает. Не родись красивым, а родись счастливым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пословицы и поговорки можно использовать на любом этапе урока:

-при повторении;

-при изучении нового материала;

-при закреплении изученного материала.

       Перечень пословиц и поговорок постоянно пополняется по мере усложнения учебного материала. Многие из них  могут быть использованы при  изучении нескольких тем русского языка.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

1.  Использование пословиц и поговорок в учебном процессе. Из опыта. В.А.Степных. «Начальная школа» №5 М., «Просвещение» 1998

2. В.П. Фелицина, Ю.Е. Прохоров.  Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. М., издательство  «Русский язык» 1979

3. Пословицы русского народа. Сборник В. Даля  М., «Художественная  литература» 1984

 4. О.Д. Ушакова. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. СПб : Издательский дом «Литера», 2006

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пословиц и поговорок на уроках английского языка в средней школе

Изучая иностранный язык, учащиеся овладевают не только видами речевой деятельности, но и знакомятся с культурой стран изучаемого языка, что несомненно обогащает их способ мышления и помогает глу...

методические рекомендации по использованию пословиц и поговорок на уроках английского языка.

Более подробно мне бы хотелось остановиться на использовании пословиц и поговорок на уроках английского языка. Пословицы и поговорки являются одним из видов устного народного творчества, ...

Дидактический материал "Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности"

Дидактический материал по применению пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературе и во внеклассной работе в средней школе. Пословицы и поговорки, созданные нашим народом, составляют неоце...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК НА УРОКАХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРУДА.

Пословицы и поговорки как дидактический материал используется в школьных учебниках в средних и старших классах при изучении различных разделов школьного курса. Пословицы и поговорки могут примен...

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка.

Материал содержит подбор пословиц по  изучаемым темам....

Использование пословиц и поговорок на уроках чувашского языка

Пословицы разделены на грамматические темы.  Пословицы несут обучающий характер, ориентируют  обучающихся в выборе того или иного пути для достижения поставленных целей, осуждают жестокость,...