ВОШ школьный уровень олимпиада 7 класс
олимпиадные задания по русскому языку (7 класс)

Людмила Валерьевна Скосырская

задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады по  русскому языку 11 класс

                                              1 вариант

Тестовые задания

1. Найти слово, в котором буква Я даёт два звука:
А) морячка
Б) исполняют
В) ядреный
Г) кровля

2. Найти слово, в котором произносится [С]:
А) изморось
Б) изморозь
В) воз
Г) синий

3. Через дефис пишутся слова
А) пол(Думы)
Б) то(же) самое
В) говорить (по) японски
Г) (историко) литературный журнал.

4. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду
А) (не) годующий взгляд, (не) ряха
Б) (не) мог упасть, (не) добрал баллов
В) (не) медля ни минуты, (не) соответствующий рангу
Г) (не) красивый, но дешевый костюм, вовсе (не) отличница.

5. Частица НИ пишется
А) Как бы там н_ было
Б) Н_ раз бывал я в этом музее
В) Н_ надо приходить
Г) Н_ там, н_ здесь его не было.

6. Определите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает
А) Весь
Б) Бери
В) Глаз
Г) Поле
Д) Лебеди

7. Каким фонетическим признаком объединены следующие слова: подсечь, вязкий, ложка, обтесать?
А) Оглушение согласных на конце слова
Б) Оглушение согласных перед другими согласными
В) Выпадение согласных
Г) Смягчение согласных перед другими согласными
Д) Озвончение согласных

8. В каком слове все согласные звонкие?
А) Винт
Б) Вагон
В) Завтра
Г) Прыжок
Д) Рамка

9. Определите, в каком слове пропущен звонкий согласный звук
А) Книги лежали впереме…ку
Б) Фу…больный матч
В) Приехали на во…зал
Г) Он …дал зачет по русскому языку.
Д) Оконечность позвоночника называется ко…чик

10. Укажите слово, в котором пропущена буква «е»
А) Реч…нка
Б) Руч…нка
В) Защ….лка
Г) Распаш…нка
Д) Медвеж…нка

Открытые вопросы

Вопрос 1
Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта стилистическая фигура стала одним средств выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте стихотворения А. Блока:

Жду я холодного дня,
Сумерек серых я жду.
Замерло сердце звеня:
Ты говорила: «Приду…»

Дайте определение термину хиазм.

Вопрос 2
Укажите ударение в словах и словосочетаниях.
Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

Вопрос 3
Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.

Вопрос 4
Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:
дуть – надменный; горло – ожерелье

Вопрос 5
Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?
Площадка. – И шпалы. – И крайний куст
В руке. – Отпускаю. – Поздно
Держаться. – Шпалы. – От стольких уст
Устала. – Гляжу на звезды.

Творческие задания

Задание 1
Известно, что дети «придумывают» свои номинации (названия), не имея пока ещё в запасе необходимых в данный момент речи. Как вы думаете, что обозначают такие слова из детской речи: пошутитель, пауктина, аллокаться, недогол, базарник, приметаллить, заверток? Предположите, как могло быть образовано слово пошутитель?

Задание 2
В стихотворении Е. Баратынского «Водопад» встречаются два очень оригинальных оксюморона. Найдите их в приведённом ниже фрагменте и объясните, на чём они основаны. Звуковые особенности каких слов позволяют считать эти строки стихотворными? Передайте звуковой облик этих слов графически.

Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею.
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.

Задание 3
Исправьте предложения, объясните причину ошибки.
1)Ученик, раскроющий тему глубоко, получит высокую оценку.
2) Читаемая книга произвела на меня глубокое впечатление.
3) Прочитанная лекция для студентов была очень содержательна.

Задание 4
Знаете ли вы, что помидор в русском языке имел когда-то названия «любовное яблочко (яблоко)», «золотые яблоки», «любезные яблоки» и даже «потки». Последнее название — собственно русское. Ныне оно окончательно и бесповоротно забыто, хотя производящее его слово живо и функционирует в современной речи. Попытайтесь догадаться, что это за слово. Почему помидор называли псинки? Почему это название исчезло?

Задание 5
Определите, какими средствами создается языковой каламбур в приведенных ниже примерах.

А) Как брань тебе не надоела?
Расчет короток мой с тобой:
Ну так, я празден, я без дела,
А ты бездельник деловой.
(«Как брань тебе не надоела?»)

Б) Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж? – По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.
(А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)

Ответы на тесты

Тестовое задание

№ 1

    № 2

       № 3

      № 4

           № 5

Ответ

В

     В

    А, В, Г

         В

           А, Г

Тестовое задание

№ 6

    № 7

     № 8

    № 9

    № 10

Ответ

А

    Б

     Б

     Г

         В

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:Стилистическая фигура – инверсия, перестановка слов на фоне параллелизма, подобия предложений (Например, Поэт – издалека заводит речь, Поэта – далеко заводит речь.). В приведенном фрагменте – несколько хиазмов: инверсия подлежащего и сказуемого (жду я – я жду), инверсия определения и определяемого слова (холодного дня – сумерек серых), инверсия главных и второстепенных членов ( жду …дня – сумерек …жду)
Ответ на вопрос 2:МАстерский, облегчИть, ободрИть, оптОвый, предвосхИтить, о скОльких, сосредотОчение, танцОвщица, христианИн, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тигрОвая шкУра.
Ответ на вопрос 3:Звук Ф в славянских языках первоначально отсутствовал. В заимствованных словах он заменялся на П, Х, ХВ, КВ. Например, др.-греч. faros и парус. Лишь после падения редуцированных в результате оглушения В звук Ф входит в систему русских согласных.
Ответ на вопрос 4:Дуть – надменный. Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму. Древнерусский корень дъм- представлен в современном русском языке в виде: -дм-/дым, например, в словах дым, на-дм-енный (т.е. ‘надутый’). Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически являются родственными.

Горло – ожерелье. В древнерусском языке в значении ‘горло’ употреблялись два слова: гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному общеславянскому корню с чередованием г/ж. От слова жерело образовано слово ожерелье – ‘то, что вокруг горла’. Таким образом, горло и ожерелье являются этимологически родственными словами
Ответ на вопрос 5:Интерпретация. Сжатие смысла. Тире – смысловой авторский знак, организует пространственно-временную картину.

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:
пошутитель — человек, который шутит (пошутил).
пауктина — паутина. От слова паук + суффикс тин
аллокаться — говорить алло по телефону. От слова алло.
недогол — ситуация в футболе, когда мяч немного не долетает ворот.
базарник—человек, работающий на базаре.
приметаллить — припаять.
заверток — сверток или бумага, в которую что-то завернуто.
Пример ответа на творческое задание №2
1. Оксюморон «сердцем разумею» основан на соединении слова «разумею» (понимаю (умом)) со словом «сердце «; сердце же принято считать средоточием чувств, а не ума.
2. Оксюморон «речь безглагольная» основан на соединении слова «речь» (произносимое (сказанное), слова) со словом «безглагольная», однокоренным слову «глагол» (слово). В результате при буквальном прочтении этого сочетания рождается смысл «речь без слов // бессловесная речь // слова бессловесные»
Пример ответа на творческое задание №3
1) Причастия не могут иметь форму будущего времени.
2) Причастие употреблено в форме настоящего времени, а сказуемое – в форме прошедшего. В предложении есть штамп: «произвести впечатление»
3) Нарушен порядок слов, поэтому смысл не ясен.
Пример ответа на творческое задание №4
Псинки образовано от «пёс» (псы);
Растение и его плод назвали так, потому что его резкий, специфический запах не нравился так же, как не нравится «аромат» дворового пса.
Очевидно, название, вернее, его мотивационная часть, — очень плохая реклама при продаже; неприятно и есть овощ с таким названием.
Пример ответа на творческое задание №5
Языковой каламбур создается следующими способами:
А) Созвучие слов – бездельник – без дела.
Оксюморонность сочетания бездельник деловой.
Б) Игра с многозначностью слова.
Слова «по страсти» – «по страсти» — омонимы.
Изначально этимологически слово «страсть» от слова «страдание».
В современном русском языке слово «страсть» имеет несколько значений — 1) сильное чувство, в данном случае – любовь; 2) «страсть» — страдание; 3) разговорное «страх», 4) просторечное – « очень».

Школьный этап Всероссийской олимпиады по  русскому языку 11 класс

                                              2 вариант

Тестовые задания

1. У какого из этих глаголов нет значения, связанного с высокой температурой?
А) нагреть
Б) огреть
В) подогреть
Г) прогреть
Д) разогреть

2. Какое слово образовано иначе, чем остальные?
А) подставка
Б) подборка
В) подножка
Г) подпорка
Д) подсечка

3. В какой из этих пар существительные надо поменять местами?
А) полынья – прорубь
Б) парк – лес
В) озеро – пруд
Г) река – канал
Д) такой пары нет

4. Выберите слово, которое относится только к одной части речи:
А) но
Б) уж
В) чай
Г) ведь
Д) мол

5. Какое существительное не может быть одушевлённым?
А) лицо
Б) субъект
В) тип
Г) сорт
Д) фрукт

6. Некоторые лингвисты считают, что русское слово «а-ля» (напр., «причёска а-ля Софи
Лорен») — это предлог. Каким падежом управляет этот предлог?
А) именительным
Б) родительным
В) дательным
Г) винительным
Д) творительным

7. В каком из данных ниже предложений допущена грамматическая ошибка?
А) В голосовании приняло участие значительно меньшее число избирателей, чем четыре
года назад.
Б) На утреннике были не только первоклассники, но и существенно более младшие дети.
В) В наши дни браки заключаются в значительно старшем возрасте, чем сто лет назад.
Г) Толстой был существенно старше Чехова, но умер на шесть лет позже.
Д) В предложениях 1)–4) грамматических ошибок нет.

8. В польском языке есть два слова, соответствующих русскому «что» — co (цо) и że
(же). Даны предложения, в которых слово «что» переведено на польский язык:
1. Мои друзья ещё не знают, что (co) случилось вчера.
2. Учительница думает, что (że) никто не списывает.
3. Я уже увидел, что (co) мне принёс Аркадиуш.

Даны ещё два предложения.
4. Я уверен, что здесь что-то не так.
5. Катажина догадывается, что ей напишет Войцех.
Как слово «что» в этих предложениях будет переведено на польский язык?
А) 4 — co, 5 — że
Б) 4 — że, 5 — co
В) 4 — co, 5 — co/że
Г) 4 — że, 5 — co/że
Д) 4 — co/że, 5 — że

9. В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» председатель Старкомхоза Гаврилин на торжественном митинге по случаю открытия старгородского трамвая говорит: «И я так думаю, товарищи, что этот трамвай, который сейчас выйдет из депа, благодаря кого он выпущен? Конечно, товарищи, благодаря вот вам, благодаря всех рабочих, которые действительно поработали не за страх, а, товарищи, за совесть». Какие места требуют исправлений?
А) из депа;
Б) благодаря кого;
В) благодаря вот вам;
Г) благодаря всех рабочих;
Д) не за страх.

10. Какие из этих слов можно понять как форму родительного падежа?
А) ничего
Б) немного
В) отчего
Г) полого
Д) полвторого

Открытые вопросы

Вопрос 1
Какой лексико-грамматической функцией объединены приведенные ниже слова? Дайте им грамматическую характеристику. Значения каких из слов вам известны?
Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака.

Вопрос 2
Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?

Вопрос 3
Поставьте ударения в следующих словах.
Баловать, газопровод, жалюзи, заржаветь, завсегдатай, кашлянуть, красивее, иначе, дремота, квартал.

Вопрос 4
Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е.
Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.
Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:
Опека, афера, челн, новорожденный.

Вопрос 5
В каких словах ударение падает на последний слог?
Жалюзи, газопровод, ворожея, позвонит, нефтепровод, каталог.

Творческие задания

Задание 1
Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.

Задание 2
Кофий, кофь, кохей, кохвай. Это названия известного вам напитка.
Прочитайте приведённые в задании предложения и установите, почему это слово «выпало» из ряда имен существительных нарицательных, неодушевленных, относящихся к среднему роду:
— «Кто чорный кофь пьет – ков на Бога кует».
— «Ани ево за дубовый стол сажали, ани его чаем, кохваем поили»
— «Пойдут чаи, кофеи…»
— «Готов кофий?» («Вишневый сад»)
Определите род этого слова в современном русском языке. Приведите примеры.

Задание 3
В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, Млечный — молоко, дерево — древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.
Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте

Задание 4
В современном русском языке известно слово «витать», то есть «двигаться, носиться в вышине».
Витать в облаках (также перен.: предаваться бесплодным мечтам, забывать о действительности).
Витать в мире мечтаний (перен.).
Но, как вы видите, все значения данного слова – переносные. Каково прямое значение слова «витать»

Задание 5
Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.
А) Мать любила и гордилась своим сыном.
Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
В) Мемориальный памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент.

Ответы на тесты

Тестовое задание

№ 1

          № 2

       № 3

         № 4

        № 5

Ответ

Б

          В

        Б

            Г

          Г

Тестовое задание

№ 6

      № 7

       № 8

       № 9

         № 10

Ответ

А

     В

       Г

    А, Б, Г

          А, В, Г

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:Это слова-цветообозначения.
Это несклоняемые (неизменяемые) прилагательные; в предложении являются определением.
Индиго – синий цвет. Маренго – черный с серым отливом или черный с светлыми вкраплениями. Прюн – темно-лиловый цвет. Хаки – коричнево-зеленый. Пансе – темно-фиолетовый. Беж – светло-коричневый с желтоватым или сероватым оттенком. Электрик – ярко-синий цвет с сероватым оттенком. Массака – темно-красный цвет с синеватым оттенком.
Ответ на вопрос 2:Битый час – целый час.
Связано с боем часов, буквально «от одного боя часов до другого»
Ответ на вопрос 3:БаловАть, газопровОд, жалюзИ, заржАветь, завсегдАтай, кашлянуть, красИвее, инАче, дремОта, квартАл.
Ответ на вопрос 4:В двух словах пишется Е: опека, афера.
Ответ на вопрос 5:Во всех словах.
ЖалюзИ, газопровОд, ворожеЯ, позвонИт, нефтепровОд, каталОг

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.
Пример ответа на творческое задание №2Слово кофе в современном русском языке мужского рода. Допускается — средний род.
Пример ответа на творческое задание №3Слова с неполногласием пришли к нам в русский язык из старославянского. Наличие неполногласия – примета старославянизмов. Они считались словами торжественного высокого стиля.
Река Смородина – эпическая, зловещая река. Смородина – смрадная, пахнущая смрадом.
Пример ответа на творческое задание №4Витать – жить, пребывать. ОБВитати – утрата корневого В – обитати. Витать – обитать – витальница (комната для жилья) – родственные слова
Пример ответа на творческое задание №5А) Мать любила и гордилась своим сыном. — Мать любила своего сына и гордилась им.
Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
Свидетель показал, что видел …
В) Мемориальный памятник установлен на площади. — Памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент. — С ним произошел инцидент.

Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе. 11 класс

                                                       1 вариант

I.Знание текстов художественных произведений.

1.В каких произведениях горят эти костры? Напишите название произведения, автора. 

  1. И вот еще запах: в саду – костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада – сказочная картина: точно в уголке сада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням.

  1. Мы с ним лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы, одетого тенью, поросшего мхом, - у камня печального и хмурого. На тот бок его, который обращен к морю, волны набросали тины, водорослей, и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске, отделяющей море от гор. Пламя нашего костра освещает его со стороны, обращенной к горе, оно вздрагивает, и по старому камню, изрезанному частой сетью глубоких трещин, бегают тени. Мы с Рагимом варим уху из только что наловленной рыбы и оба находимся в том настроении, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать.

  1. Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

                     Степную даль.

                     В степном дыму блеснет святое знамя

                     И ханской сабли сталь.

  1. Красный костер окровил таганы,

                      В хворосте белые веки луны.

                     Тихо, на корточках, в пятнах зари

                     Слушают сказ старика косари.

2. Назовите авторов приведенных ниже строк:

А) «И вечный бой! Покой нам только снится!»

Б) «Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают

значит - это кому-нибудь нужно?»

В) «Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду».

Г) «Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф».

3.Назовите литературных героев, которых характеризуют следующие детали:

  1. Зеленый драдедамовый платок
  2. Этакое богатое тело – хоть сейчас в анатомический театр
  3. Старое, ветхое, студенческое пальто
  4. Настоящий восточный халат…без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный

4. Из названных предметов гардероба составьте костюмы для литературных героев, имена которых приведены ниже. Какие вещи не принадлежат ни одному из ниже перечисленных персонажей? 

Пестрая рубашка с тугими воротничками, серый сюртук с прорехой под мышкой, летний светло-коричневый пиджак светло-коричневого оттенка, утренний в английском вкусе костюм, сиреневые жувеневские перчатки, фрак брусничного цвета с искрой, шинель на больших медведях, шерстяная радужных цветов косынка, небрежно повязанный галстучек, маленькая феска, серый жилет с медными пуговицами, круглая щегольская шляпа.

(Лужин, «Преступление и наказание»; Захар, «Обломов»; Павел Петрович «Отцы и дети»).

5. Восстановите из приведенных ниже существительных (б) и прилагательных (а) названия произведений русской литературы. Справа укажите автора каждого произведения:

а) бахчисарайский, самоотверженный, первый, доходный, бедный, тупейный, каменный, обыкновенный;

б) художник, любовь, место, фонтан, гость, люди, история, заяц.

6. Какие герои, из каких произведений и каких авторов мечтали:

1) – о своём Тулоне;

2) – изобрести перпетуум-мобиле;

3) – «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…»;

4) – «мне только бы досталось в генералы»;

5) – «В Европу прорубить окно»;

6) – «на Руси жить хорошо».

II. Историко-литературные задания.

1.В манифесте какого литературного направления содержится следующие строки: «дыр, бул щыл / убещур/скум/ вы со бу/ р л эз (Кстати, в этом пятистишии более русского национального, чем во всей поэзии Пушкина» …)» .

2. Этот великий русский писатель до 19 лет безвыездно жил в родительском поместье Орловской губернии. Дворянин по происхождению, разночинец по образу жизни, поэт по призванию, неутомимый путешественник (не раз бывал в Турции, в Греции, в Египте, странствовал по Сирии, Палестине, плавал на Цейлон, изъездил всю Европу), получил Нобелевскую премию по литературе. Умер в Париже в 1953 году. 

3. Отвергая прозаическое существование обывателя, неоромантики конца XIX начала XX вв. воспевали мужество, подвиг, героику приключений. Типичный неоромантический герой – мужественный, необыкновенный человек («сверхчеловек»), чья жизнь полна опасности, сопряжена с риском. Назовите авторов и произведения в русской литературе, где проявляются особенности неоромантизма.

4. С жизнью каких писателей связаны следующие места:

- Мелихово - Карабиха

- Тригорское - Спасское-Лтовиново

- Орёл - Тарханы

- Тула - Курск 

5. Соотнесите литературные маски (или псевдонимы) с фамилиями реальных авторов.

Иван Петрович Белкин            А.К. Толстой, братья Жемчужниковы.    

Борис Акунин                              Е. Дмитриева, М. Волошин

Козьма Прутков                          А. С. Пушкин

Черубина де Габриак                 Г. Чхартишвили

6. Как И.А. Бунин озаглавил свой дневник 1917-1918 года?

III. Знание теории литературы

1. Найдите и объясните ошибки в определении термина эпиграмма. Эпиграмма – поэтическая фигура торжественного содержания, прославляющая царей и государственных деятелей. Возникла в 20 веке и нашла отражение в творчестве А. Блока и А. Ахматовой. Напишите исправленный вариант определения термина эпиграмма.

2. Выделите в тексте все тропы и стилистические фигуры, назовите их и определите стилистическую роль

Взошла заря. Дыханием приятным
Сманила сон с моих она очей;
Из хижины за гостем благодатным
Я восходил на верх горы моей;
Жемчуг росы по травкам ароматным
Уже блистал младым огнем лучей,
И день взлетел, как гений светлокрылый!
И жизнью все живому сердцу было.

Я восходил; вдруг тихо закурился
Туманный дым в долине над рекой;
Густел, редел, тянулся и клубился,
И вдруг взлетел, крылатый, надо мной,
И яркий день с ним в бледный сумрак cлился,
Задернулась окрестность пеленой,
И, влажною пустыней окруженный,
Я в облаках исчез, уединенный...

3. О каких литературных понятиях идет речь?

1) повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность;

2) условный образ в лирических и лироэпических произведениях, чьё отношение (лирическую оценку) к изображаемому стремится передать автор;

3) один из видов комического, изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека и общества. Отрицает осмеиваемое явление и противопоставляет ему идеал

IV. Анализ поэтического текста.

Произведите сопоставительный анализ двух стихотворений.

А. С. Пушкин

Я думал, сердце позабыло

Способность легкую страдать,

Я говорил: тому, что было,

Уж не бывать! уж не бывать!

Прошли восторги, и печали,

И легковерные мечты ...

Но вот опять затрепетали

Пред мощной властью красоты.

М. Ю. Лермонтов

Я не люблю тебя; страстей

И мук умчался прежний сон;

Но образ твой в душе моей

Всѐ жив, хотя бессилен он;

Другим предавшимся мечтам

Я всѐ забыть его не мог;

Так храм оставленный - всѐ храм,

Кумир поверженный — всѐ бог!

Раскрыть сходство и различие по следующим уровням:

1. Идейно-тематический 5 баллов

2. Композиционный 5 баллов

3. Мотивы и образы 5 баллов

4. Особенности стиха (размер, ритм,

рифма, звуковая организация и т.д.) 5 баллов

Всего 20 баллов

Ответы

Олимпиада по литературе 11 класс        1вариант

I. Знание текстов художественных произведений.

1. (4 балла)

1.1 И. Бунин. «Антоновские яблоки»

1.2 М. Горький. «Макар Чудра»

1.3 А. Блок. «На поле Куликовом»

1.4 С. Есенин. «Черная, потом пропахшая выть!»

2. (4 балла)

А) А. Блок «На поле Куликовом».

Б) В. Маяковский «Послушайте!»

В) С. Есенин «Собаке Качалова».

Г) Н. Гумилев «Озеро Чад»..

3. (4 балла)

1) Катерина Ивановна 2) Одинцова 3) Раскольников 4) Обломов

4. Лужин, «Преступление и наказание»: летний светло-коричневый пиджак светло-коричневого оттенка, сиреневые жувеневские перчатки, круглая щегольская шляпа.

Захар, «Обломов»: серый сюртук с прорехой под мышкой, серый жилет с медными пуговицами.

Павел Петрович «Отцы и дети»: пестрая рубашка с тугими воротничками, утренний в английском вкусе костюм, небрежно повязанный галстучек, маленькая феска.

Оставшееся: фрак брусничного цвета с искрой, шинель на больших медведях, шерстяная радужных цветов косынка.

За каждое соответствие– 0,5 балла.(Максимум- 6 б.)

5. За каждый правильный ответ - 1 балл, всего – 8 баллов.

 «Бахчисарайский фонтан», А.С. Пушкин

«Самоотверженный заяц», М.Е. Салтыков-Щедрин

«Первая любовь», И.С. Тургенев

 «Доходное место», А. Островский

«Бедные люди», Ф.М. Достоевский

«Тупейный художник», Н.С. Лесков

 «Каменный гость», А.С. Пушкин

«Обыкновенная история», И. Гончаров

6. (6 баллов). Мечтатели:

  • о своём Тулоне (князь Андрей, из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)
  • изобрести перпетуум-мобиле (мещанин Кулигин из пьесы А.Н. Островского «Гроза»)
  • «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…» (Манилов из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
  • «мне только бы досталось в генералы» (полковник Скалозуб из комедии А.С. Грибоедова «горе от ума»)
  • «в Европу прорубить окно» (царь Пётр 1 из поэмы А.С. Пушкина «медный всадник»)
  • «на Руси жить хорошо» (7 мужиков из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

II. Историко-литературные задания.

1.Футуризм. «Слово как таковое» 1913 год (1 балл)

2.И.А. Бунин (1 балл)

3. М.Горький «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль». Возможны иные авторы и произведения: Л. Андреев и др.) 1 балл – автор, 1 балл – рассказ.

4. (Максимально – 5,5 баллов. За каждое имя по 0,5б.). С жизнью каких писателей связаны следующие места:

  • Карабиха (Н.А. Некрасов)
  • Спасское-Лутовиново (И.С. Тургенев)
  • Тарханы (М.Ю. Лермонтов)
  • Курск (К.Д. Воробьёв, Е.И. Носов)
  • Мелихово (А.П. Чехов)
  • Тригорское (А.С. Пушкин)
  • Орёл (И.С. Тургенев, Л. Андреев)
  • Тула (Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой)

5. 4 балла

6. (1 балл) «Окаянные дни»

III. Знание теории литературы

1. (4 балла) Ошибки в определении термина эпиграмма таковы: эпиграмма – поэтическая фигура торжественного содержания, прославляющая царей и государственных деятелей. Возникла в ХХ веке и нашла отражение в творчестве А. Блока и А. Ахматовой. 

Исправленный вариант определения термина: эпиграмма – это короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-нибудь лицо, ярко проявилась в творчестве А.С. Пушкина.

2.(0,5 балла за каждый пример) . Метафора: дыхание зари, гость благодатный, жемчуг росы
       
Эпитет: приятным, благодатным, туманный, крылатый, бледный, живое, светлокрылый
       
Олицетворение: сманила сон, взлетел, задернулась пеленой
       
Сравнение: блистал младым огнем лучей, как гений светлокрылый
       
Оксюморон: влажная пустыня
              
Рефрен: я восходил
       
Асидентон: густел, редел, тянулся
       
Антитеза: густел, редел, тянулся и клубился

3. (3 балла) 1) аллитерация; 2) лирический герой; 3) сатира.

IV. Анализ поэтического текста.

Раскрыть сходство и различие по следующим уровням:

1. Идейно-тематический 5 баллов

2. Композиционный 5 баллов

3. Мотивы и образы 5 баллов

4. Особенности стиха (размер, ритм,

рифма, звуковая организация и т.д.) 5 баллов

(20 баллов)

Всего – примерно 93,5 баллов

Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе. 11 класс

                                                       2 вариант

1. Перу какого поэта принадлежит стихотворение, начинающееся словами:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало…

2. Назовите автора повестей «Левша», «Тупейный художник», «Зверь».

3. Какой эпиграф выбрал Пушкин к повести «Капитанская дочка»?

4. Откуда эти строки:

а) Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь:

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь.

б). У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…

в) Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

г) Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

д) Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы

Как сон, как утренний туман.

е) Его убийца хладнокровно,

Навел удар… спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

ж) Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?…»

5. Назовите автора, название произведения.

а) Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности.

б) Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было.

в) Одни считали ее простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе: говорила она мало, и то свое, неважное – и ее обходили умные и бойкие «кавалеры»; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись.

6. По приведенным фрагментам определите автора и название произведения. Какие приемы фольклорной (народной) поэтики использует поэт в приведенных отрывках? Дополните полученный список, назвав еще несколько приемов.

А. В каком году – рассчитывай,

В какой земле угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков.

Б. Ой, тени! Тени черные!

Ой, избы, избы новые!

В. Пришла пора – сказался снег!

Он сирен до поры;

Летит – молчит, лежит – молчит,

Когда умрет, тогда ревет.

Г. Шли долго ли, коротко ли,

Шли близко ли, далеко ли…

7. Восстановите из приведенных ниже существительных и прилагательных названия произведений русской литературы. Справа укажите автора каждого произведения:

а) бахчисарайский, самоотверженный, первый, доходный, бедный, тупейный, каменный, обыкновенный;

б) художник, любовь, место, фонтан, гость, люди, история, заяц.

8. Из названных предметов гардероба составьте костюмы для литературных героев, имена которых приведены. Какие вещи не принадлежат ни одному из ниже перечисленных персонажей?

Пестрая рубашка с тугими воротничками, серый сюртук с прорехой под мышкой, летний светло-коричневый пиджак светло-коричневого оттенка, утренний в английском вкусе костюм, сиреневые жувеневские перчатки, фрак брусничного цвета с искрой, шинель на больших медведях, шерстяная радужных цветов косынка, небрежно повязанный галстучек, маленькая феска, серый жилет с медными пуговицами, круглая щегольская шляпа.

(Лужин, «Преступление и наказание»; Захар, «Обломов»; Павел Петрович «Отцы и дети»).

9. Напишите стихотворение на тему «Каникулы», которое будет одновременно удовлетворять всем следующим условиям:

а) стихотворный размер – трехстопный анапест;

б) строфическая форма – катрен;

в) рифмовка опоясывающая;

г) использование анафоры.

ОТВЕТЫ на школьную олимпиаду по литературе, 11 класс 2 вариант

1. А.А. Фет – 1 балл.

2. Н.С. Лесков – 1 балл.

3. Береги честь смолоду. – 1 балл.

4. За каждый правильный ответ — 1 балл, всего – 7 баллов.

а) «Евгений Онегин», А.С. Пушкин

б) «Руслан и Людмила», А.С. Пушкин

в) «Сказка о царе Салтане», А.С. Пушкин

г) «Медный всадник», А.С. Пушкин

д) «К Чаадаеву», А.С. Пушкин

е) «Смерть поэта», М.Ю. Лермонтов

ж) «Бородино», М.Ю. Лермонтов

5. За каждый правильный ответ — 1 балл, за автора и название – 1 балл, всего – 4 балла.

а) Илья Обломов;

б)Андрей Штольц;

в) Ольга Ильинская – герои романа «Обломов» И. Гончарова.

6. За каждый правильный ответ:

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» — 1 балл

А. анафора- 1 балл

Б. риторические восклицания- 1 балл

В. олицетворения- 1 балл

Г. анафора, синтаксический параллелизм- 1 балл

и далее по одному баллу за каждый самостоятельно названный прием и приведенный пример.

7. За каждый правильный ответ — 1 балл, всего – 8 баллов.

«Бахчисарайский фонтан», А.С. Пушкин

«Самоотверженный заяц», М.Е. Салтыков-Щедрин

«Первая любовь», И.С. Тургенев

«Доходное место», А. Островский

«Бедные люди», Ф.М. Достоевский

«Тупейный художник», Н.С. Лесков

«Каменный гость», А.С. Пушкин

«Обыкновенная история», И. Гончаров

8. Лужин, «Преступление и наказание»: летний светло-коричневый пиджак светло-коричневого оттенка, сиреневые жувеневские перчатки, круглая щегольская шляпа.

Захар, «Обломов»: серый сюртук с прорехой под мышкой, серый жилет с медными пуговицами.

Павел Петрович «Отцы и дети»: пестрая рубашка с тугими воротничками, утренний в английском вкусе костюм, небрежно повязанный галстучек, маленькая феска.

Оставшееся: фрак брусничного цвета с искрой, шинель на больших медведях, шерстяная радужных цветов косынка.

9. За соответствие перечисленным критериям – 4 балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада для 5 класса (школьный уровень)

Школьный тур олимпиады по английскому языку для 5 класса....

Олимпиада по коми языку для 9 класса ( школьный уровень)

Тестовые задания для проведения олимпиады по коми языку в 9 классе...

Всероссийская олимпиада для школьников по немецкому языку 5- 6 классы. Школьный уровень.

В данном материале представлены задания олимпиады по немецкому языку школьного уровня для учащихся 5-6 классов....

Задание к олимпиаде по МХК 5-6 класс школьный уровень

Школьный  этап  Всероссийской олимпиады по искусству (мировой художественной культуре) содержит вопросы и задания, обеспечивающие преемственность вопросов и заданий  посл...

Всероссийская олимпиада по английскому языку, школьный уровень, 7-8 класс

Всегда интересно готовить ребят к олимпиадам разного уровня. Мне посчастливилось попробовать себя в роли разработчика. Материал данной олимпиады достаточно удобен для неязыковых школ. При этом, ребено...

Участники Всероссийской школьной олимпиады по французскому языку, Школьный уровень

Участники Всероссийской школьной олимпиады по французскому языку, Школьный уровень...