Рабочая программа по русскому языку 8 класс.
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Шелестюк Елена Владимировна

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_russkiy_yazyk._8kl.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21 им. В.Овсянникова - Заярского»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от «30» августа 2021г.        

Руководитель  МО __________

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете школы

протокол № 1        

от «31» августа 2021г.        

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

приказ № 284

от «31» августа 2021г.

                                                

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

Классы: 8 А, Б, В, Г,Д

Учитель:  

Количество часов:

всего - 85 часов

                               в неделю – в 1 полугодии  -  32 часа

                                                   во 2 полугодии – 53 часа

Плановых контрольных работ–10

                               

 Учебная программа: Примерные программы по учебным предметам.     Русский язык: 5–9 классы. М.: «Просвещение», 2021 

Учебно-методический комплекс: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др. Русский язык 8 класс. М.: «Просвещение», 2021

2021-2022 уч.год


  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

В результате изучения русского языка в основной школе ученик научится различать:

изученные разделы науки о языке;

смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

основные единицы языка, их признаки;

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

научится уметь

объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

адекватно понимать информацию устного сообщения;

читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

Учащиеся получат возможность научиться: 

аудирование:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

- рецензировать устный ответ учащегося;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определённые темы и основной мысли сообщения;

чтение:

- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;

- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

говорение:

- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- принимать участие в диалогах различных видов;

- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

письмо:

- пересказывать фрагмент прослушанного текста;

- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

- создавать сочинение – описание архитектурного памятника, сочинение – сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения – парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

текст:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

фонетика и орфоэпия:

-правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ  и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

лексикология и фразеология:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей;

- оценивать уместность употребления слов с учётом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

- распознавать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

орфография:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

синтаксис и пунктуация:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

2. Содержание учебного предмета.

Функции русского языка в современном мире. (1 ч.)

Повторение пройденного в V – VII классах.  (12 ч.)

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание.

I. Повторение пройденного о словосочетании в V классе.

Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании  и управлении. Умение использовать в речи синонимичные по значению словосочетания.

Простое предложение. (3 ч.)

I. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (5 ч.)

I. Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

 Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол – сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимичными вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения. (8 ч)

I. Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению ( времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нём.

II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

III. Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения. (11 ч.)

I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные) и подлежащим ( назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

III. Рассказ на свободную тему.

Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами (12ч.)

Понятие об осложнённом предложении.

Понятие об однородных членах предложения.

Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

Изложение (сравнительная характеристика) с элементами сочинения.

Однородные и неоднородные определения.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

Обособленные члены предложения. (11 ч.)

I. Понятие об обособлении. Обособленные определения  и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Обращения, вводные слова и междометия. (11 ч.)

I. Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращеничми, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

 III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Прямая и косвенная речь. (8 ч.)

I. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в VIII классе (3 ч.)

Итого: 85 часов

Из них:

Контрольных работ – 6

Изложений –  2

Сочинений - 2


  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

По плану

Фактически

Тема урока

Примечание

Введение 1ч

1

Функции русского языка в современном мире.

Повторение изученного в 5-7-х кл. 11ч (Р.Р. 1 ч.)

2.

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

3.

Знаки препинания в сложном предложении.

4.

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

5.

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

6.

Стартовая контрольная работа( диктант) по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» №1 

КР 1

7.

Анализ контрольного диктанта.

8.

Р.Р. Сжатое изложение.

9.

Основные единицы синтаксиса.

10.

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

11.

Синтаксические связи слов в словосочетании.

12.

Синтаксический разбор словосочетания.

Простое предложение 4 ч. (Р.Р. 1 ч.)

13

Предложение как единица синтаксиса

14.

Грамматическая (предикативная) основа предложения

15.

Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение.

16.

Р.Р. Сочинение по картине. Описание памятника культуры.

Двусоставные предложения. Главные члены предложения 5ч.

17.

Подлежащее.

18.

Простое глагольное сказуемое.

Составное глагольное сказуемое.

19.

Составное именное сказуемое.

20.

Тире между подлежащим и сказуемым.

21.

Контрольная работа (тест) по теме «Двусоставные предложения. Главные члены предложения» №2

КР 2

Второстепенные члены предложения 8ч. (Р.Р. 2ч.)

22.

Дополнение

23.

Определение.

24.

Приложение. Знаки препинания при нём

25.

Обстоятельство.

26.

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

27.

Р.Р. Характеристика человека как вид текста. Групповой портрет.

28.

Р.Р. Сочинение-описание с элементами повествования по картине Ю. Ракши «Проводы ополчения».

29.

Повторение по теме «Двусоставные предложения»

Односоставные предложения 11ч. (Р.Р. 1 ч.)

30.

Главный член односоставного предложения.

31.

Назывные предложения.

32.

Определённо-личные предложения.

33.

Неопределённо-личные предложения.

34.

Инструкция.

35.

Безличные предложения.

36.

Р.Р. Сочинение-рассуждение по картине К. Юона «Новая планета».

37.

Неполные предложения.

38.

Синтаксический разбор односоставного предложения

39.

Повторение по теме «Односоставные  предложения».

40.

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» с грамматическим заданием №3

КР 3

Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами 12ч. (Р.Р. 3 ч.)

41.

Понятие об осложнённом предложении.

42.

Понятие об однородных членах предложения.

43.

Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

44.

Р.Р. Изложение (сравнительная характеристика) с элементами сочинения.

45.

Однородные и неоднородные определения.

46.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

47.

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

48.

Р.Р. Контрольное изложение.

КИ 1

49.

Р.Р. Контрольное изложение.

КИ 2

50.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

51.

Повторение по теме «Предложения с однородными членами».

52.

Контрольная работа (тест) по теме «Предложения с однородными членами» №4.

КР 4

Обособленные члены предложения 11ч. (Р.Р. 2ч.)

53.

Понятие об обособлении.

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

54.

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений.

55.

Р.Р. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему (упр. 302)

56.

Обособленные приложения.

57.

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

58.

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

59.

Р.Р. Контрольное сочинение по упр. 329.

КС 1

60.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами.

61.

Повторение по теме «Предложения с обособленными членами».

62.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения» №5.

КР 5

63.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращения. 2ч.

64.

Назначение обращения. Распространенные обращения.

65.

Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения.

Вводные и вставные конструкции  9 ч.

66.

Вводные конструкции.

67.

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по назначению.

68.

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

69.

Вставные слова, словосочетания и предложения.

70.

Междометия в предложении.

71.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

72.

Повторение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении».

73.

Диктант с грамматическим заданием по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении»

74.

Анализ  работы. Работа над ошибками.

Прямая и косвенная речь. 8 ч. ( Р.Р. 2ч.)

75.

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.

76.

Косвенная речь.

77.

Прямая речь.

78.

Диалог

79.

Р.Р. Рассказ. Сжатое изложение по упр. 418.

80.

Цитата

81.

Р.Р. Сочинение (описание внешности) по картине В. Репки «Водитель Валя».

82.

Повторение по теме «Чужая речь»

Повторение и систематизация изученного в 8 классе 3 ч. (Р.Р. 1ч.)

83.

Р.Р. Контрольное сочинение-повествование элементами рассуждения.

84.

Синтаксис и пунктуация

85.

Итоговая контрольная работа (тест) по теме «Повторение и систематизация изученного в 8 классе» № 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому 10 класс

Тематическое планирование русский язык 10 класс...

рабочая программа по русскому 11 класс

Тематическое планирование 11 класс русский...

рабочая программа по русскому 9 класс

тематическое планирование...

рабочая программа по русскому языку6 класс

развернутое тематическое планирование по русскому языку 6 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....