Урок-сказка "Род имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

София Мурадовна

Данный урок представляет полностью авторский продукт. Это филологическая сказка, построенная на основе литературы абсурда "Алиса в стране чудес" Л. Кэрролл. В ходе импровизированного путешествия по сказочной стране, ученики 5 класса повторяют основные знания по теме "Род имени существительного".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку

Учителя русского языка и литературы МАОУ «Средняя школа № 8»

Походий Софии Мурадовны.

Тема: «Род имен существительных».

Класс:5.

Возраст детей:11-12 лет.

ЦЕЛИ:  

РАЗВИВАЮЩАЯ: формирование грамотной устной и письменной речи учащихся.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: формирование предметных умений по определению рода имен существительных.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: формирование коммуникативных навыков работы в парах, умений выслушивать противоположное мнение.

ТИП УРОКА:  

урок изучение нового материала, урок-сказка.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:  

технология уровневой дифференциации; проблемно-диалогическая технология.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, практический, работа с книгой, компьютер.

СРЕДСТВА: презентация, учебник «Русский язык 5 класс» авторы Т.А.Ладыженская и др., маршрутные листы.

План:

  1. Орг.момент – 2 минуты;
  2. Актуализация прежних знаний:

А) создание благоприятной атмосферы на уроке (расшифруй мое послание) – 3 минуты;

Б) Проверка домашнего задания – 5 минут;

3. Объяснение нового материала:

А) Лингвистическая задача (позволяет сформулировать учащимся тему урока) – 5 минут;

Б) Кластер (позволяет сформулировать учащимся цель урока) – 3 минуты;

В) Лингвистическая сказка (практическое задание по определению рода имен существительных) – 7 минут;

4. Физкультминутка – 1 минута;

5. Закрепление материала – 14 минут;

6. Рефлексия – 2 минуты;

7. Постановка домашнего задания – 2 минуты;

8. Итог урока – 1 минута.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Звучит музыка, под музыку ученики заходят в класс.

1 слайд. Здравствуйте, уважаемые пятиклассники! Я рада приветствовать Вас! Я учитель русского языка и литературы! Зовут меня София Мурадовна! Пожалуйста, садитесь!

Т. к. учитель у вас новый, то и работать с вами мы будем не в обычном формате, а именно, писать будем не в тетрадях, а в маршрутных листах! Листы лежат у каждого на парте, после урока мне их сдавать не нужно. Запишем на листах число, восемнадцатое февраля, классная работа.

2. Актуализация прежних знаний.

2 слайд. А) Расшифруй мое послание. У меня для вас есть послание, но прочитать было бы слишком просто. Я хочу, чтобы вы его расшифровали. На доске записаны предложения. Вам необходимо из каждого предложения взять по одной части речи, которую я буду указывать. Эти части речи записываем в маршрутных листах.

Учащиеся читают предложения (один читает, другой называет часть речи).

- Кроличья нора шла вперед (возьмем из предложения наречие);

- Алиса побежала за кроликом? (возьмем из предложения предлог);

- На чаепитии Шляпник познакомил Алису с новыми героями. (возьмем из предложения прилагательное);

- Она блеснула своими знаниями. (возьмем из предложения существительное).

Как вы думаете, из какого произведения взяты данные предложения? (из «Алиса в стране чудес»). Сформулируйте предложение из записанных слов.  1 ребенок читает предложение. (Вперед за новыми знаниями). Ребята, это мой девиз в жизни. А к вам, вашей учебе он применим?

Б) Проверка домашнее задания – контроль знаний.

Алиса отправилась в путь, не зная, что она должна с достоинством пройти определенные испытания. Давайте поможем девочке, отправиться в чудесную страну Языкознания. Вы изучали тему «Собственные и нарицательные имена существительные». На доске существительные. Распределите их по 2 группам. 1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетради.

Уважаемые пятиклассники, остались ли у вас вопросы по домашнему заданию?

Помните, наш девиз? Молодцы! Не будем терять ни минуты!

  1. Объяснение нового материала.

Решите лингвистическую задачу, в которой вам нужно найти допущенные ошибки.

А) Лингвистическая задача.

3 слайд. Алиса очень скучала по сказочному миру, ей хотелось вновь оказаться со своими друзьями. Алиса написала письмо Шляпнику, не зная, что злая королева напала на страну Языкознания. Письмо не может попасть к адресату, пока слова в письме перепутаны. Прочтите письмо.

Милая моя Шляпник. Опять я тебе пишу. Грохот колес превращается в сказочную шум. Видимо, нам не судьба оказаться вместе. Сказочный мир иллюзорно сверкала в моей памяти. Видимо, мне до тебя никогда не добраться…

Как вы думаете, какие допущены ошибки в этой задаче? Попробуйте сформулировать тему урока. 4 слайд. 

Правильно, сегодня мы будем изучать «Род имен существительных». Запишите тему урока в маршрутные листы.

Б) Кластер – совместное целеполагание.

Посмотрите на предметы вокруг нас. Скажите, парта – какого она рода? Шкаф – какого он рода?

Как вы думаете, какой род есть в русском языке?

В) Лингвистическая сказка.

В Волшебной стране Языкознания, куда отправилась Алиса жили три сестры-феи лингвистических чудес. С давних времен они награждали слов-имена сказочными свойствами. Все характеристики слов записывались в особую книгу – Орфографический словарь.

1 фея давала словам характеристики женского рода. 2 фея награждала слова мужского рода. Самая младшая превращала слова в существительные среднего рода.

5 слайд. На доске записаны существительные. Необходимо распределить их по 3 колонкам – мужской, средний и женский род. Работать будем по рядам. 1 ряд – выписывают существительные только женского рода, второй ряд – существительные только мужского рода и третий ряд – существительные среднего рода. На выполнение у вас есть 3 минуты.

Поменяйтесь маршрутными листами со своим соседом по парте. Проверьте, совпадают ли ваши ответы? Теперь, посмотрите на доску, проверьте себя на правильность. 6 слайд. Над каждым правильным существительным ставим «+». Если у вас получилось собрать 4 или 5 «+», смело можете ставить оценку «5» за задание.

Озеро, праздник, комната, поле, Алиса, кролик, сердце, персонаж, королева, кот, Шляпник, фея, нора, гнездо, чаепитие.

Попробуем устно изменить по родам каждое слово. Получилось? Почему не получилось? Имена существительные имеют род. Но не изменяются по родам. Существительные относятся к одному из трёх родов:  

мужскому, женскому и среднему. Категория рода - это постоянный признак.

Есть ли в русском слова -  помощники, которые можно применить, определяя род?  (он мой, она моя, оно моё)

В русском языке есть слова, в которых мы можем сомневаться при определении рода. Значит, всегда можем обратиться к словарю и запомнить их род.

 7 слайд. Алгоритм. Что такое алгоритм? (развиваем слуховую, зрительную, механическую память):

А) Правило определения рода имени существительного

Б) Заменяем имя существительное одним из местоимений: он, она, оно.

В) Определяем род имени существительного.

Г) Если сложно, обращаемся к словарю.

4. Физминутка 8 слайд.

Проходя через волшебный лес, Алиса попала в густой туман. Помоги девочке найти дорогу. На слух необходимо определить род имени существительного. Если слово мужского рода – присесть, женского рода – похлопать в ладоши, среднего рода – помахать рукой.

Мир, вьюга, хаос, крыльцо, гусеница, согласие, объем, изгородь, черепаха, чаепитие, изгородь, карман.

5. Закрепление материала.

Жили слова в мире и согласии. И каждое слово было радо принимать дары от добрых фей. Но тут появилась злая королева, которой не нравился мир и покой в волшебной стране. Решила она подчинить страну, устроив хаос и разруху.

Посмотрите, злая волшебница украла окончания имен прилагательных, которые находятся в паре с существительным. Помогите отыскать окончания.

Выполнение упражнения 502.

Вывод: Имена прилагательные стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительные. Окончание прилагательного узнаем по падежу. Согласование (записываем новый термин).

6. Рефлексия .

7. Объяснение домашнего задания 9 слайд.

Выполнить упражнение 503. Также на дополнительную оценку предлагаю выполнить упражнение 507 или написать рекламу.

8. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе.Учебник Э.М. Береговская "Синяя птица"

В данной работе содержатся задания на отработку грамматического материала по теме "Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе"....

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...