Мастер-класс
методическая разработка по русскому языку

Сайфетдинова Светлана Александровна

Мастер-класс «Использование современных технологий при изучении новой темы на уроках русского языка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klasssayfetdinova.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П.ДЕРГАЧИ» САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МАСТЕР-КЛАСС

по теме «Использование современных технологий при изучении новой темы на уроках русского языка»

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Сайфетдинова Светлана Александровна

Дергачи-2020

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы применения инновационных форм работы на уроках русского языка при изучении нового материала.

Основные задачи мастер-класса:

- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

- повысить профессиональное мастерство участников;

- обозначить актуальность применения инновационных форм работы на уроках русского языка при изучении нового материала;

- распространить передовой педагогический опыт применения инновационных форм работы на уроках русского языка при изучении нового материала;

- провести практическую часть по применению инновационных форм работы на уроках русского языка при изучении нового материала;

- провести рефлексию продуктивности мастер-класса.

Ожидаемые результаты: применение коллегами в своей педагогической деятельности опыта работы по применению инновационных форм работы на уроках русского языка при изучении нового материала.

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедиа проектор, экран для показа презентации, раздаточный материал.

Ход мастер-класса:

Уважаемые участники мастер-класса, ответьте, пожалуйста, на вопрос: Что является основой Федеральных государственных образовательных стандартов? (системно-деятельностный подход)

В чём он заключается? (новые знания дети «открывают» сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности).

Сейчас существует много современных технологий, приёмов, методов, которые учат детей самостоятельно добывать знания. По новым стандартам я работаю всего 7 месяцев. Для себя обозначила следующую проблему: дети неохотно учат новый материал, правила по русскому языку. Чтобы повысить их мотивацию в этом направлении, открыла некоторые интересные и эффективные технологии, приёмы. Сегодня поделюсь с ними и на практике покажу, как их использовать.

1.Приём «ИНСЕРТ» (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления). 

Этот приём является средством, позволяющим   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Ученикам предлагаю специально подобранный распечатанный на листочках текст или параграф учебника, в котором по мере чтения они ставят пометки (в целях бережного отношения к учебникам, пометки ставятся на лист бумаги, который накладывается на учебник с правой стороны).

V

я это знаю

+

новое для меня

я думал иначе

?

это мне непонятно, нужно разобраться

Затем предлагаю учащимся занести данные в таблицу. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, приём «Инсерт» обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение, делает зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и чётким.

Приём закрепляется на практике. Комментарий: для слабоуспевающих таблицы возможны с готовыми тезисами, «сильные» ученики тезисы вносят в таблицу самостоятельно.

2. КЛАСТЕР. (графический приём систематизации материала в виде «грозди»).

Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления, позволяет выделить смысловые единицы текста. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Кластер оформляется в виде схемы (грозди или модели планеты со спутниками). В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.

Метод кластера позволяет охватить большой объем информации; вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно; дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение. В ходе составления кластера формируются и развиваются следующие умения:

- умение ставить вопросы;

- выделять главное;

- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

- переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

- сравнивать и анализировать;

- проводить аналогии.

Метод закрепляется на практике. Комментарий: для слабоуспевающих возможно предложить заготовку, и они заполняют «гроздь» терминами и понятиями, «сильные» ученики сами составляют кластер. (материал прилагается).

3. Приём Кубик Блума (приём технологии критического мышления).

Методика использования кубика «Блума»

1. Понадобится обычный бумажный кубик на гранях которого написано:

Назови.  Почему.   Объясни.  Предложи.   Придумай.   Поделись.

2.Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придётся отвечать

3.Кубик «Блума» интересен тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Учитель или ученик бросает кубик, выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика с него и должен начинаться вопрос.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предполагается просто назвать предмет, явления, термин и т.д.

Почему. Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть, указать процессы которые происходят с предметами, явлениями.

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они предлагают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи. Ученик должен объяснить, как использовать то или иное задание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Придумай. Это вопросы творческие.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Данный прием больше всего подходит для учащихся разного возраста, т. к. он вносит элемент игры в урок, соревнования, а это очень важно для ребенка. Ученики с интересом воспринимают этот прием, но в начале, сталкиваются с трудностями, когда нужно самим придумывать вопросы. Этот прием очень хорошо идет при работе в группах. Так как, в группе происходит обмен мнениями, каждый может внести свой, хоть небольшой вклад в работу. И более слабые ученики не чувствуют себя не востребованными, т. к. им могут поручить выступать от группы, после работы.

Приём закрепляется на практике.

4. Технология кроссенс (пересечение смыслов). 

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «крестики - нолики»

Изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей.

При создании кроссенса нужно определить общую тему, выбрать 9 изображений, имеющих отношение к теме, найти между ними связь и поместить ключевое изображение в центр (квадрат № 5).

Работа с кроссенсом отражает глубину понимания обучающихся изучаемой темы, способствует развитию логического, образного и ассоциативного мышления.   Технология закрепляется на практике.

         Используя данные методики при объяснении новой темы, заметила, что дети стали с удовольствием работать с новым материалом. Им нравится самостоятельно открывать новые знания. Слабоуспевающие также вовлечены в работу, не желая отставать от всего класса. Результат: хорошие знания материала, правил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...