Доклад на Республиканской научно-практической конференции
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Доклад на Республиканской научно-практической конференции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема изучения романа Ф. М Достоевского «Преступление и наказание» в рамках самостоятельной подготовки обучающихся к ЕГЭ по литературе

Жамбалова Раиса Николаевна

Учитель русского языка и литературы МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Советская, 43

В статье рассматриваются основные вопросы изучения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», связанные с подготовкой школьников к Единому государственному экзамену по литературе. Тема работы связана с популярной сегодня идеей возможности самостоятельной подготовки обучающихся к ЕГЭ, в том числе, с помощью электронных ресурсов. В данной работе были проанализированы отдельные вопросы открытого банка тестовых заданий ФИПИ, относящиеся к роману Ф. М. Достоевского, в результате чего был сделан вывод о двух типах заданий. Первые направлены на знание текста романа или понимание представленного фрагмента из текста. Вторая группа заданий и вопросов будет представляет существенные затруднения для обучающихся при самоподготовке, поскольку ориентирована на установление связей романа с другими произведениями в заданном аспекте анализа, а также на понимание философско-духовной проблематики романа в ее связи с сюжетными и композиционными элементами, чему уделяется недостаточно внимания в школьной программе.

.

Ключевые слова: методика преподавания литературы, самостоятельная подготовка к Единому государственному экзамену, открытый банк тестовых заданий ФИПИ, роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Творчество Ф. М. Достоевского в школьном курсе литературы представлено разными произведениями Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (далее – ПООП СОО) рекомендовано изучение следующих текстов: повести «Неточка Незванова», «Сон смешного человека», «Записки из подполья» (список С), Романы «Подросток», «Идиот» (список В) и роман Преступление и наказание (Список А) [6, с. 239]. Согласно ПООП СОО, произведения из списков В и С выбирает автор программы по литературе, а произведения списка А – это «перечень конкретных произведений, занявших в силу традиции особое место в школьном преподавании русской литературы» [6, с. 237], то есть обязательный для изучения.

Единый государственный экзамен по литературе является инструментом оценки качества знаний обучающихся по дисциплине. Проект «Кодификатора проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по литературе» [2] 2022 г. в соответствии с примерной ООП, включает те же произведения писателя, распределенные по спискам А, В, и С. Однако изучение вопросов и заданий в открытом банке тестовых заданий на сайте ФИПИ позволяет говорить о том, что из всего ряда произведений Ф. М. Достоевского, предусмотренных примерной образовательной программой, для самостоятельной подготовки предполагается подготовка только по одному тексту писателя - роману «Преступление и наказание» [4; 5]. Изучение прочих произведений писателя призвано сформировать историко-литературный контекст творчества, однако количество часов, отведенное на изучение литературы в старших классах, делает эту задачу практически невыполнимой.

В последнее время набирает популярность идея о том, что к единому государственному экзамену (в том числе и по литературе) каждый может подготовиться самостоятельно. В этих целях Федеральным институтом педагогических измерений были разработаны «Методические рекомендации обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ» [1] по литературе и сформирован Открытый банк тестовых заданий для подготовки к экзамену.

Рассмотрим отдельные вопросы открытого банка тестовых заданий Федерального института педагогических измерений по литературе, относящиеся к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Для анализа содержания вопросов были изучены два электронных ресурса: «Открытый банк заданий» и его новая версия - «Открытый банк тестовых заданий», который сегодня работает в тестовом режиме. На странице первого ресурса вопросы для подготовки к ЕГЭ по литературе были сгруппированы по историко-литературным периодам, всего представлено  491 задание. Из общего количества вопросов и заданий 38 составлены по роману «Преступление и наказание», что составляет 7,7%. Всего в разделе «Литература II половины XIX в.» доля вопросов по роману Ф. М. Достоевского составляет 30,6%, т.е. почти треть от всех вопросов. Это очень большая цифра, учитывая, что в данном разделе представлены романы И.А. Гончарова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.

На странице обновленного ресурса, «Открытого банка тестовых заданий», уже нет группировки вопросов по историко-литературным периодам. И хотя количество вопросов по роману «Преступление и наказание» увеличилось до 52, вместе с тем выросло и общее количество тренировочных заданий ЕГЭ по литературе: их стало 967. То есть теперь доля вопросов по роману уменьшилась до 5,4%.

Теперь обратимся к анализу содержания вопросов по роману Ф. М. Достоевского. В данной работе также учитывается тип вопроса  (вопрос на соотнесение, запись слова, множественный выбор, эссе и т.д.).

В целом из представленных в «Открытом банке тестовых заданий» 52-х вопросов по роману «Преступление и наказание» 16 направлены на выявление теоретико-литературоведческих терминов, среди которых встречаются очень простые, например, определить: жанр произведения, род литературы или литературное направление, в рамках которого был написан роман. Понятно, что такие вопросы затруднений у обучающихся не вызовут, но с другой стороны,  ничего для анализа романа не дадут.

Также есть задания, в которых на примере из текста «Преступления и наказания» обучающемуся надо определить деталь, конфликт, назвать психологизм, антитезу, портрет и т.д. В целом, доля вопросов по теории литературы из общего числа составляет 30,7%. При анализе этих вопросов было установлено, что формулировки, в которых от обучающихся требуется определить тропы в тексте романа Ф М. Достоевского, единичны: по одному разу требуется назвать опознать в предложенном отрывке эпитет и риторический вопрос, однако ни разу не встречаются задания на определение метафоры и олицетворения. Этот факт, по-видимому, обусловлен творческой манерой писателя.

Другая часть тестовых вопросов по «Преступлению и наказанию» направлена на выявление знания текста романа. Это незначительная часть вопросов на соответствие, составляющая 13,5% от общего количества. Эти вопросы предполагают формулировку «Установите соответствие между…. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца» [5]. В КИМ ЕГЭ этот вопрос обязателен. Обучающимся предлагается соотнести фамилии главных и второстепенных персонажей либо с деталями их портретного описания, либо с фактами из их жизни, либо с их судьбой в романе.

Задания, которые требуют прямого связного ответа на проблемный вопрос по эпическим произведениям (в проекте демо-версии-2022 это задания № 5.1-5.2,6,12.1-12.5), заявлены составителями КИМ как «задания повышенного уровня обобщающего типа» [7, с. 5], которые подразумевают развернутый ответ в объеме 5-10 предложений. Однако в «Открытом банке…», среди заданий, 5 и 6 типов составленных по роману Ф. М. Достоевского, встречаются отдельные формулировки, которые сложно отнести к заданиям повышенного уровня, например: «Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Родиона Раскольникова? Какие чувства борются в душе Раскольникова, пришедшего «делать пробу» перед преступлением? Как в поведении Дуни проявляется её отношение к брату?» [5]. То есть для ответа на подобные вопросы достаточно правильно истолковать содержание приведенного отрывка или пересказать текст. Всего вопросов типа «эссе» по тексту романа Ф. М. Достоевского 19, из них 5 (26%) составлены таким образом, что оценивают знание и понимание прочитанного отрывка или  текста романа.

Оставшуюся часть вопросов (они же – темы сочинения для задания 12.1-12.5), которая подразумевает проверку умений по предмету, связанных  «…с  восприятием и анализом  художественного произведения в его жанрово-родовой специфике» [7, с. 7], условно можно разделить на три группы. К первой группе относятся задания, формулировка которых обращена к пониманию особенностей взаимоотношений героев и причин их поступков, например: «Как разговор студента и офицера повлиял на развитие идеи Раскольникова? Почему для Порфирия Петровича так важно признание Раскольникова в преступлении? Почему Лужин наиболее антипатичен Раскольникову?» [5].

Вторая группа вопросов-тем связана с пониманием основных идей романа «Преступление и наказание», с его философской проблематикой. В процессе написания сочинения выпускнику необходимо обозначить свое мнение с опорой на авторскую позицию и привести аргументы из текста романа, хотя формулировки тем сочинений прямо на это не указывают: Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; Почему роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» называют романом-прозрением? Как в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» утверждается мысль о ценности человеческой жизни?» [5].

В третью группу тем для сочинений по роману отнесены такие формулировки, которые предполагают понимание роли композиционного элемента романа в контексте его идейно-художественного содержания. И это, пожалуй, самые сложные для выпускника темы: «Почему Ф. М. Достоевский считал эпилог «Преступления и наказания» главной частью своего романа? Почему Лужина и Свидригайлова называют «двойниками» Раскольникова? Кто победил в идейном и нравственном споре: Раскольников или Соня?» [5].

По уровню сложности к сочинению можно приравнять задания на сопоставления произведений с исходным заданным текстом (№6 по прозе и №11 по поэзии), которые «предполагают выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления» [7, с. 4]. По роману Ф. М Достоевского немногие задания на сопоставление (6 из 52, что составляет 11,5%) из «открытого банка» направлены, в основном, на выявление сходства ситуаций в произведениях («В каких произведениях отечественной литературы герои спорят на социально-философские темы и в чём эти произведения можно сопоставить с произведением Ф. М. Достоевского?» [5]) или на выявление сходства персонажей («Какие персонажи русской литературы по своей внутренней сути близки образу старухи-процентщицы? Свой ответ аргументируйте» [5]).

Сложность подобного рода заданий связана с построением школьного курса литературы, который ориентирован, в основном, на изучение идейно-художественного содержания литературных произведений (в том числе романа «Преступление и наказания»). И не всегда составители программ, авторы учебников (а следовательно, и учителя) последовательно обращаются к типологическим связям в литературе, к изучению литературных традиций, сквозных мотивов, магистральных сюжетов.

Таким образом, основная проблема, связанная с изучением романа Ф. М. Достоевского для самостоятельной подготовки обучающихся к Единому государственному экзамену по рекомендациям ФИПИ с использованием Открытого банка тестовых заданий, заключается в несоразмерных по сложности формулировках вопросов и заданий, предложенных для самоподготовки. Как показывает анализ, в основном вопросы ориентируют на знание текста романа, так как их большинство. Вторая часть заданий будет представлять сложность для самоподготовки, поскольку ориентирована на понимание философско-духовной проблематики романа в ее связи с сюжетными и композиционными элементами, что достаточно сложно отразить в письменной части экзамена.

Литература

  1. Зинин С.А., Новикова Л.В., Барабанова М.А. Методические рекомендации обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ [Электронный ресурс] / С.А. Зинин и др.  –  Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/metod-rekomendatsii-po-samostoyatelnoy-podgotovke-k-ege#!/tab/222413602-10, свободный (дата обращения 08.11.2021)
  2. Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по литературе (проект) [Электронный ресурс] / ФИПИ –  Электрон. текстовые дан. – Режим доступа:  https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-10, свободный (дата обращения 08.11.2021)
  3. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года [Электронный ресурс] / ФИПИ  –  Электрон. текстовые дан. – Режим доступа:  https://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2021/li_mr_2021.pdf , свободный (дата обращения 09.11.2021)
  4. Открытый банк заданий ФИПИ [Электронный ресурс] / ФИПИ  –  Электрон. текстовые дан. – Режим доступа:  http://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=4F431E63B9C9B25246F00AD7B5253996, свободный (дата обращения 09.11.2021)
  5. Открытый банк тестовых заданий ФИПИ [Электронный ресурс] / ФИПИ  –  Электрон. текстовые дан. – Режим доступа:  http://os.fipi.ru/tasks/18/a , свободный (дата обращения 09.11.2021)
  6. Примерная образовательная программа среднего общего образования (Реестр примерных образовательных программ: официальный сайт) [Электронный ресурс] –  Электрон. текстовые дан. – Режим доступа:  https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya/, свободный (дата обращения 10.11.2021)
  7. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году единого государственного экзамена по литературе (проект) [Электронный ресурс] / ФИПИ  –  Электрон. текстовые дан. – Режим доступа:  https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-10, свободный (дата обращения 08.11.2021)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на Республиканской научно-практической конференции "Здоровьесберегающее образование:опыт, проблемы, перспективы развития"по реализации проекта "Спортивная суббота в школе"

Доклад "Реализация проекта " Спортивная суббота на базе МОУ "Акчеевская СОШ " (Республиканская научно-практическая конференция)...

статья на Республиканскую научно-практическую конференцию учителей-филологов

Доклад на тему "Учебный проект как эффективная форма формирования личностных качеств учащихся на основе базовых национальных ценностей при изучении языков и литератур"...

7.04.15г.Доклад на Городской научно-практической конференции"Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья"( см.Программу научно-практической конференции)

Тема: "Выравнивание речевого и психофизического развития детей старшего возраста с ТНР(ОНР) через изучение лексического материала патриотической направленности"...

Доклад на республиканской научно-практической конференции.

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы....

IV Республиканская научно-практическая конференция для студентов и школьников «Их имена составили славу России»

3-4 марта 2015г. в городе Елабуга Республики Татарстан состоялась IV Республиканская научно-практическая конференция для студентов и школьников «Их имена составили славу России», посвященная Году лите...

Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Совершенствование педагогических технологий путем внедрения инноваций в сферу дополнительного образования детей художественной направленности" на тему:"Развитие художественно-творческих спос

Доклад     представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисовани...

Доклад на республиканскую научно -практическую конференцию «Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся С ОВЗ : проблемы и перспективы»

Тема: «Социально педагогическое сопровождение выпускников как актуальная проблема коррекционной образовательной организации»...