урок по русскому языку по теме:"Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Крнспект урока по теме "Антонимы" разработан для уч-ся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: антонимы.

Цели урока:

Образовательные:

-повторить и систематизировать понятия: лексическое значение слова, синонимы;

-познакомить учащихся со словами, противоположными по значению , ввести понятие «антоним»;

-научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;

-расширить лексический  запас учащихся;

-познакомить учащихся  с использованием антонимов в пословицах.

Развивающие:

-развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова;

-развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;

-развивать умение работать в группе;

-развивать умение работать с текстом;

-развивать сообразительность, мышление, внимание, память.

Воспитательные:

-создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность;

-воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;

-воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;

-воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

Ребята сдают сочинение-миниатюру «Моя мечта» с использованием синонимов (заветная, сокровенная, заповедная, хотеть, желать, мечтать, думать, полагать, считать, мыслить, размышлять и т.д.)Дают определение синонимов.

2. Ребята, запишите в тетради: число, классная работа.

Давайте сыграем с вами в игру «Угадай слово» Я читаю лексическое значение слова, а вы записываете эти слова в тетрадь.

1. Группа специалистов, оценивающая выступление или присуждение премии на выставках, конкурсах, состязаниях.

2. Совокупность графических знаков буквенной системы письма.

3. Фраза перед произведением или главой, поясняющая идею, смысл текста.

4. Красная строка, отступ вправо в начале строки.

5. Знание или комплекс знаний для обслуживания пассажиров и размещения служб на ж/дорожных, автомобильных или водных станциях.

6. Краткая дословная выдержка из художественного произведения или научного труда.

7. Слова одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

Ответы: жюри, алфавит, эпиграф, абзац, вокзал, цитата, синоним.

3. Объяснение нового материала.

Ребята, сегодня к нам в гости пришли герои пьесы-сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», профессор и юная принцесса.

Сценка.

(профессор и принцесса)

Ю.П. Терпеть не могу писать. Все пальцы  в чернилах

П. Вы совершенно правы, ваше величество, Это весьма неприятное, но очень нужное занятие. Поэтому осмелюсь попросить вас начертать собственной вашего величества рукой несколько строчек.

Ю.П. Опять писать? Ну ладно ж, диктуйте. Только я не хочу одна писать. Пусть и ребята вместе со мной напишут. Я им приказываю!

П. Но ваше величество, ребятам нельзя приказывать, их надо попросить.

Ю.П. Хорошо, я прошу вас, ребята, помочь мне.

П. Ребята, и вы, ваше величество, откройте свои тетради и напишите слова Л.Н.Толстого: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви и миру, словом же можно служить вражде и ненависти».

П. Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга, а я пока посмотрю, что написала королева.

(Профессор и ребята проверяют работы. В это время текст высвечивается на доске)

П. Ваше величество, почему вы в первом предложении поставили тире?

Ю.П. Почему, почему! Пусть лучше ребята отвечают.

П. Хорошо. Ребята, почему в первом предложении ставится тире?

Какие орфограммы есть в словах соединить, разъединить?

Ю.П. Какой же вы любопытный человек, Все спрашиваете и спрашиваете. Лучше бы сами что-нибудь рассказали интересное.

П. Что же вам рассказать?

Ю.П. Вот вы на прошлом уроке так интересно рассказывали нам о синонимах. Расскажите нам ещё о словах и об их значении.

П. Действительно, тема очень интересная, но расскажет вам мроя коллега – Татьяна Юрьевна. А мы все внимательно послушаем.

Учитель. Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение – это антонимы (анти – против, онима – имя). Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи,  научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять их в речи, работать со словарем.

Запишите тему сегодняшнего урока «Антонимы»

Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Но необходимо помнить, что антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых относительны. Например: здоровый -0 больной, высокий – низкий, радость  - горе. Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. Но не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.

При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимов  не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок.

Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов. Существует и словарь антонимов. О нем вам расскажет ……………

Добрый – злой

Добрый – относящийся к людям  с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.

Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы)

Итак, что ж такое антонимы?

Закрепление материала.

Вернемся к словам Л.Н.Толстого, которые вы записали в тетради. Найдите, пожалуйста, антонимы.

Многие писатели используют в своих произведениях антонимы, которые делают речь богатой, яркой, выразительной.

Прочитайте слова Я.Козловского и найдите в них антонимы (тексты у каждого ученика на парте).

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Прочитайте слова Ф.Кривина о русском языке и найдите антонимы.

Язык. Устный и письменный, литературный и разговорный, свой и чужой, знакомый и незнакомый, правдивый и лицемерный, мертвый и живой – и все это язык, язык, объединяющий и разъединяющий людей. (тексты у каждого ученика на парте).

А теперь пришел черед

Сыграть в игру «наоборот».

Слово я скажу высоко,

А ты ответишь (низко)

Слово я скажу далеко,

Ты возразишь мне (близко),

Скажу я слово потерял,

А ты кричи скорей (нашел),

Скажу тебе с укором трус,

Ты гордо скажешь: я (храбрец),

Теперь начало я скажу,

А ты ответишь: нет (конец)

Посмотрите на рисунок, на котором изображены два мальчика, и постарайтесь подобрать как можно больше пар антонимичных слов.

Высокий-низкий, толстый-худой, румяный-бледный, темноволосый-светловолосый, веселый-грустный, добрый-злой.

Ребята, теперь внимательно присмотритесь к тому, что нас окружает, то что можно найти очень много  антонимов, Посмотрите  на картинки с изображением  разных времен года и постарайтесь подобрать антонимы.

Зима-лето, холодно-жарко, солнечно-пасмурно, отдых-работа, весна-осень.

Вы все любите музыку, но она бывает разной. Послушайте два музыкальных отрывка и попробуйте охарактеризовать их с помощью антонимов.

Тихая-громкая, быстрая-медленная, грустная-веселая.

А теперь мы поработаем в группах.

(Ребята садятся по группам). Каждая группа получает задание. Выполняется задание в тетради.

Первая группа.

Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях

Добрый друг…………………………………..(злой враг)

Теплый день…………………………………  (холодная ночь)

Хорошее начало………………………………(плохой конец)

Полезный труд………………………………  (вредное безделье)

Утренний уход………………………………..(вечерний приход)

Последнее поражение…………………………(первая победа)

Вторая группа

К словам левой колонки подберите антонимы из правой

Близкий                                                     злой

Честь                                                         холодный

Редкий                                                       незнакомый

Правдивый                                                новый

Узкий                                                         молчать

Известный                                                 дальний

Говорить                                                    ложный

Активный                                                  густой

Старый                                                       бесчестье

Горячий                                                      широкий

Добрый                                                       пассивный

Третья группа

Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова

Посеешь – пожнешь

Летом – зимой

Дело – потеха

Свет – тьма

Легко – трудно

Больше – меньше

Четвертая группа

Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Корень учения горек, а плод сладок.

Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.

Маленькая ложь за собой большую ведет.

Добрая ссора лучше худого согласия.

Правой рукой строит, а левой разрушает.

Сытой голодного не разумеет.

Пятая группа

синонимы

антонимы

горе

друг

холод

грусть

работа

говорить

старый

Игра «Отгадай, кто я»

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада,

А зовут меня….. (прохлада)

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь    (тишина)

Домашнее задание

-записать в две колонки слова-антонимы, которые вы могли бы использовать для характеристики человека;

-сочинит небольшую сказку с использованием антонимов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока русского языка по теме "Антонимы"

Урок проведен в 11 классе специальной ( коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска....

Урок русского языка по теме "Антонимы" 5 класс

Разработка урока русского языка с использованием ЭОР по теме "Антонимы" в форме технологической карты ( по учебнику Ладыженской) для 5 класса...

Урок русского языка по теме: "Антонимы"

Современный урок русского языка в 5 классе по теме: "Антонимы" с презентацией....

Конспект урока русского языка по теме "Антонимы"

Урок изучения нового материала по теме "Антонимы" в 5 классе...

Урок-игра по русскому языку на тему "Антонимы" с использованием ИКТ

Урок-игра  по русскому языку на тему "Антонимы" с использованием ИКТ. Цели: ·         познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, в...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Антонимы"

Презентация  составлена  к уроку по русскому языка на тему "Антонимы" 5 класс коррекционной (общеобразовательной )  школы V вида....

Урок русского языка на тему "Антонимы"

Урок для 5 класса на тему "Антонимы"...