Конспект урока русского языка по теме "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Гороховик Татьяна Алексеевна

Урок изучения нового материала по теме "Антонимы" в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка.   5 класс

Тема  урока «Антонимы»

Цели урока:

- обучающие: повторение, закрепление и систематизация знаний об антонимах; обогащение словарного запаса учащихся; формирование умения подбирать антонимы к словам, находить антонимы в тексте, использовать антонимы в речи, работать со школьным словарём антонимов;

-развивающие: развитие умения применять новые знания на практике;

формирование навыков контроля и самоконтроля;

-воспитательные:  воспитание осознанной потребности в полученных знаниях, развитие любви к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Наглядность: презентация «Антонимы», словари антонимов, видеозапись

мультипликационного фильма «Ох и Ах».

Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).

Ход урока

1.Организационный момент.

- Ребята, я очень рада видеть вас.

Улыбнёмся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!»
И учиться снова будем,
Постараемся сейчас!

II. Проверка домашнего задания.

- Ребята, Антон подготовил презентацию проекта по теме «Синонимы». Он вам сейчас  покажет фрагмент.

-Ребята, перед вами домик. Вы, конечно, догадались, кто в нём живёт, и

почему в домике 3 этажа.

- Давайте запишем «Омонимы» на первом этаже домика.

-Давайте запишем «Синонимы» на втором этаже нашего домика.

III. Объяснение нового материала.

- Ребята, прежде чем мы назовём тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам

посмотреть сценку.

1.Диалог. (Сценку показывают подготовленные ученики)

– Ну и жарко!

- Да ты что? Холодно!

-Я весь покраснел!

-А я побелел!

-Ты что такой кислый?

-А ты что, сладкий?

-Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим? Жарко-холодно, покраснел-побелел,

кислый - сладкий…

-Очень интересные пары слов получились. Может, они как-то называются?

-Конечно, это слова-спорщики.

-Ребята, а вы знаете, как называются эти слова? (Антонимы) Давайте запишем новых жильцов на третьем этаже нашего домика.

Объявление темы урока. Целевая установка. Ребята записывают название темы в тетрадь.

2. Работа с учебником. Чтение теории.

Антонимы - слова одной и той же части речи с противоположным

лексическим значением.

Anti – против

Onima – имя, слово.

-Ребята, назовите слова, которые начинаются с анти-

(антинаучный, антисанитария, антитеза, антибиотики, антивирус,

антипригарный, антивоенный…)

IV. Закрепление изученного материала.

1.Подбор антонимов. Иллюстрации в Power Point, демонстрирующие антонимы в различных частях речи.

-Потренируемся в подборе антонимов. Рассмотрите рисунки, подберите

антонимы.

Запись слов на доске и в тетради с комментированием орфограмм.

Весёлый - грустный (имена прилагательные)

Влево-вправо (наречия)

Аверс-реверс (имена существительные)

Аверс - лицевая сторона монеты.

Реверс - оборотная сторона монеты.

-Давайте вспомним, почему копейка называется «копейкой»? ( На реверсе

монеты изображён копейщик - всадник с копьём. Это Георгий Победоносец,

убивающий змея.)

Стоять-идти (глаголы)

-Ребята, какой можно сделать вывод? (В разных частях речи могут быть

антонимы.)

-Запишите свои примеры антонимов в разных частях речи. (Устная проверка).

2.Беседа. Фронтальный опрос.

-Ребята, где мы можем встретить антонимы?

-На уроках математики (сложение-вычитание, умножить-разделить).

-В сказках (1.Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли, сапоги

износил, кафтан истёр. 2.Избушка повернулась к нему передом, к лесу

задом.3.Вот лиса и дразнит зайца: «У меня избушка светлая, а у тебя- тёмная»).

-В названиях произведений художественной литературы («Война и мир»

Л.Н.Толстой, «Отцы и дети» И.С.Тургенев, «Толстый и тонкий» А.П.Чехов,

«Принц и нищий» М.Твен, «Живые и мёртвые» К.Симонов).

-В загадках и пословицах.

3. Игровой момент. Загадки можно отгадывать хором.

1)Я антоним к слову смех; не от радости, утех, я бываю поневоле, от несчастья и от боли, от обиды, неудач, догадались? это (плач).

2)Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука, я для отдыха и сна, да и в школе я нужна, называюсь (тишина).

3)Я антоним к слову лето, в шубу снежную одета, хоть люблю мороз сама,

потому что я (зима).

4)Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой, я в бутылке лимонада, и

зовут меня (прохлада).

5)У начала есть антоним - делу всякому венец, называется (конец).

6) Антоним антонима? (синоним).

V. Контроль знаний.

1. Творческий диктант. (Один ученик работает на интерактивной доске, все

остальные - в тетради).

-Допишите вторую часть пословиц, используя антонимы. Прокомментируйте

орфограммы. Антонимы подчеркните и укажите, какой частью речи они

являются.

Корень ученья горек,…

Лучше горькая правда,…

Кто хочет много знать,…

Больше думай,…

Маленькое дело лучше…

Друг спорит,…

Ученье – свет, …

2.Работа со словарём антонимов. (Один ученик работает на интерактивной

доске, все остальные - в тетради).

-Подберите антонимы к различным значениям слова свежий, используя

словарь антонимов.

Свежий огурец-

Свежая рубашка-

Свежий ветер-

Свежий хлеб-

Свежая мысль-

3.Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Ох и Ах».

-Охарактеризуйте героев мультфильма с помощью антонимов. Запишите

получившиеся пары слов в тетрадь. Не забываем комментировать орфограммы.

Ох Ах

Ворчун Шутник

Ленивый Трудолюбивый

Невезучий Везучий

Унылый Жизнерадостный

Пессимист Оптимист

4.Физкультминутка.

5. Работа с текстом. (Один ученик работает на интерактивной доске, все

остальные – в тетради).

-Прочитайте. Найдите антонимы к выделенным словам, запишите их в тетрадь, укажите, какой частью речи они являются.

Во всякое время года и днём и ночью приходилось мне ездить на станцию из своего села или, наоборот, в село до станции. Летом окажется, что дорога, которая могла зимой показаться и однообразной, и скучной, необычайно

разнообразна и живописна.

6.Индивидуальная работа учащихся. Создание текста. ( Контроль умения

применять знания на практике.)

Задание для сильных учеников: создайте текст, используя антонимы.

Задание для слабых учеников: напишите по этому образцу текст на тему

«Зима».

Лето

Какое  короткое лето! По радостному небу плывут светлые лёгкие облака. Ярко  светит летнее солнце. Дует тёплый южный ветер. Короткие ночи, длинные дни.

Проверка результатов. Корректировка записей.

VI. Подведение итогов. Объявление и комментирование оценок за урок.

Учитель определяет эффективность работы учащихся.

VII. Домашнее задание.

Параграф 69. Упражнение 360 выполнить. Подготовить проект по теме «Антонимы».

VIII. Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал…

Мы научились…

Мне понравилось…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».

Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...