Урок русского языка по теме "Антонимы" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Черепанова Оксана Владимировна

Разработка урока русского языка с использованием ЭОР по теме "Антонимы" в форме технологической карты ( по учебнику Ладыженской) для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy_5kl.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Антонимы

(Тема урока)

ФИО  Черепанова Оксана Владимировна , Белая Наталья Михайловна

Место работы МБОУ СОШ №15         МБОУ СОШ №5

Должность учителя русского языка и литературы

Предмет русский язык

Класс 5

Тема и номер урока в теме     «Антонимы»

Базовый учебник Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012

  1. Цель  урока: сформировать понятие об антонимах

9. Задачи:

         Образовательные: познакомить учащихся с понятием «антонимы», рассмотреть место антонимов в речи, дать учащимся сведения о разнообразии антонимов, антонимических парах, акцентировать внимание на терминологии, средствах выразительности речи;

         Воспитательные:  воспитывать бережное отношение к родному языку, уважительное отношение к  лексическим запасам языка;

         Развивающие:  развивать  речь, лингвистическое чутье,  логическое мышление, память учащихся, пополнять их словарный запас.

- Тип урока комбинированный

  1. Формы работы учащихся групповые, индивидуальные, фронтальные
  2. Необходимое техническое оборудование 
  1. ПК;
  2. мультимедийный проектор;

  1. Планируемые образовательные результаты:

          Предметные: знать содержание понятия «антонимы», смысловые и стилистические различия антонимов; знать о функции антонимов в речи, о словаре антонимов; подбирать антонимы к данным словам;

Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств;

Личностные: осознавать лексическое богатство русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию.

  1. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

- Добрый день, ребята.  Я загадаю вам загадку, а отгадку вы подарите друг другу.

 Есть у радости подруга

 В виде полукруга. ...

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

настраиваются   на работу, заинтересовываются

1

2

Обобщение ранее изученного. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели урока, учебно-познавательной деятельности, актуализировать опорные знания и умения.

Создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Организуют работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала

– Ребята, я предлагаю вам письменно продолжить начатые мною предложения (вопросы проецируются на интерактивную доску): СЛАЙД 2

  1. Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется…
  2. Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется…
  3. Лексическое значение – это …
  4. Лексическое значение слова можно узнать по…
  5. Однозначными называются слова…
  6. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…
  7. Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение.
  8. Перенос названия происходит, если у предметов есть…
  9. Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются…
  10. Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются…

– А теперь устно продолжите строчки из стихотворения поэта В.В.Маяковского (СЛАЙД 3)

Крошка сын
к отцу пришел.
И спросила кроха:

– Что вы можете сказать о лексическом значении слов, записанных в двух столбиках?

-Такие слова называются антонимами. И сегодня на уроке мы узнаем, что такое антонимы, в чем их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Будем учиться находить антонимы в тексте и употреблять их в речи.

Вспоминают определения основных лексических понятий

Дети записывают только продолжение предложений, потом проверяют по ответам, появившимся на экране, оценивая работу соседа по парте

Учащиеся продолжают стихотворение:

Что такое хорошо
И что такое плохо?

5

3

Изучение нового материала

1.Термин «Антоним»

2. Словарь антонимов

Создание условий для познавательной деятельности учащихся.

  1. Анализ терминов.

Гипертекстовое определение "Антонимы"

/Антонимы – (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения./

-В каких терминах нам встречалась вторая часть этого слова? (Омоним, пароним, синоним).

По-гречески часть «ним» означает  «имя».

Греческая приставка АНТИ-  встречается во многих словах: антивирус, антибиотики, антиквар, антипатия, антитеза.

2.Обобщение и систематизация информации, подготовленной к уроку самостоятельно (анализ сообщений по теме (слайд 5, 6).

3. Работа со словарями. Правильно подобрать антонимы к словам нам помогут словари (слайд 7-8).

Работа в группах: найти к слову антоним и составить с данной парой предложение

1группа-работает со словарем М.Р.Львова (слово «веселье»)

2группа- работает со словарем О.А.Михайловой (слово «бедный»)

3группа- работает со словарем Н.М.Меркурьевой (слово «мириться»)

4группа- работает со словом «далеко», обращаясь к «Нашему Интернет- помощнику». (Ссылка на сайт http://www.gramota.ru/slovari/info/lv ).

Проявление познавательной инициативы, анализ, сопоставление.

Учащихся записывают термин и его определения в словарик (слайд 4).

Выступают ученики, подготовившие индивидуальные сообщения:

1-О видах антонимов

2- Антонимы в частях речи

Работают в группах со словарями

10

ФИЗМИНУТКА

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки 

Зарядку проводит учитель. Он читает стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра». Во время чтения стихотворения дети называют антонимы к словам из этого стихотворения, а также повторяют за учителем движения.

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)

А ты ответишь  («низко»). (Опускают руки вниз)

Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)

А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)

Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)

А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)

Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)

И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)

Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)

Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)

Теперь «начало» я скажу.

Ну, отвечай («конец»)! (Хлопают в ладоши).

Выполняют движения за учителем

3

4

Первичная проверка новых знаний и способов деятельности

Организация работы учащихся. Формирование коммуникативных умений.

Выполнение тренировочных упражнений.

1.Работа с учебником. упр.362.

2. Работа с пословицами

Издавна в устном народном творчестве люди использовали меткие, краткие фразы-пословицы и поговорки, где в большом количестве встречаются антонимы.

Продолжи пословицу(слайд 9)

  1. Корень учения горек, а плод …
  2. Ласточка день начинает, а соловей …
  3. Не бойся врага умного, а бойся друга …
  4. Знай больше, говори …
  5. Лучшая вещь - новая, лучший друг - …
  6. Легко сказать, да….
  7. По одёжке встречают – по ...
  8. Не откладывай на завтра то, что ...

3. Восстановите пословицу, в которой встречаются антонимы (слайд 10):

1 ряд. труд-лень.

2 ряд. свет-тьма.

3 ряд. дело-потеха.

Осмысление изученного материала. Планирование учебного сотрудничества

10

5

Проверка полученных результатов. Коррекция полученных знаний.

 

Оценивание  успешности познавательной деятельности учащихся.

Коррекция знаний.

1.Составление антонимичных пар согласно стилистической принадлежности анализируемых слов (Слайд  11)

-Проверьте результат (слайд 12). Подберите антоним к слову «честность»

2. Подготовка к ГИА (работа со средствами выразительности)

(слайды 13-14 )

А) Знакомство с понятием «контекстуальные синонимы» (слайд 13)

-Как вы думаете, являются ли выделенные слова антонимами? Почему?

Б) Знакомство с понятием «антитеза»

(слайд 14)

3. Прочитайте стихотворение «Яблоко». Найдите слова-антонимы. Я считаю, что автор употребил 5 антонимичных пар, а как считаете вы? (слайд 15)

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыплёнок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно.

- Кислое, зачем оно?

-Что вы? – шепчет червячок –

Сладкий у него бочок.  

Закрепление и дальнейшее осмысление изученного материала.

10

6

Подведение итогов

(слайд 16)

Организует  обсуждение обобщающего вывода

-Давайте подведем итог нашего урока и обобщим знания об антонимах и их роли 

Участвуют в беседе по обсуждению обобщающего вывода, оценивают свои результаты работы на уроке

-Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Они используются в образной речи для создания контрастов  и противопоставлений.

3

7

Домашнее задание.

(слайд 17)

Объявление дифференцированного домашнего задания Дифференцированное  домашнее задание (слайд 17): параграф 68,

1 группа – упражнение 357 (подобрать антонимы);

2 группа – упражнение 354 (найти антонимические пары);

3 группа – упражнение 352 (составить текст по опорным словам антонимам)

2

8

Рефлексия по достигнутым  образовательным результатам.

(слайд 18)

Мотивирует учащихся к участию в рефлексии

Участие  в рефлексии

  1. Я узнал…
  2.  Было интересно…
  3. Особенно понравилось…
  4. Оказалось неожиданным…
  5. Вызвало затруднение…

- Было сложно…

1

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Гипертекстовое определение "Антонимы"

демонстрационный

текст

Гипертекстовое определение "Антонимы"

2

Словарь «Антонимов»

демонстрационный

http://www.gramota.ru/slovari/info/lv 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...