Урок русского языка по теме "Антонимы" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Разработка урока русского языка с использованием ЭОР по теме "Антонимы" в форме технологической карты ( по учебнику Ладыженской) для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Антонимы
(Тема урока)
ФИО Черепанова Оксана Владимировна , Белая Наталья Михайловна | ||
Должность учителя русского языка и литературы | ||
Предмет русский язык | ||
Класс 5 | ||
Тема и номер урока в теме «Антонимы» | ||
Базовый учебник Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012 |
- Цель урока: сформировать понятие об антонимах
9. Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием «антонимы», рассмотреть место антонимов в речи, дать учащимся сведения о разнообразии антонимов, антонимических парах, акцентировать внимание на терминологии, средствах выразительности речи;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к родному языку, уважительное отношение к лексическим запасам языка;
Развивающие: развивать речь, лингвистическое чутье, логическое мышление, память учащихся, пополнять их словарный запас.
- Тип урока комбинированный
- Формы работы учащихся групповые, индивидуальные, фронтальные
- Необходимое техническое оборудование
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать содержание понятия «антонимы», смысловые и стилистические различия антонимов; знать о функции антонимов в речи, о словаре антонимов; подбирать антонимы к данным словам;
Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств;
Личностные: осознавать лексическое богатство русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию.
- Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент | - Добрый день, ребята. Я загадаю вам загадку, а отгадку вы подарите друг другу. Есть у радости подруга В виде полукруга. ... Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. | настраиваются на работу, заинтересовываются | 1 | |
2 | Обобщение ранее изученного. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов. | Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели урока, учебно-познавательной деятельности, актуализировать опорные знания и умения. Создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Организуют работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала – Ребята, я предлагаю вам письменно продолжить начатые мною предложения (вопросы проецируются на интерактивную доску): СЛАЙД 2
– А теперь устно продолжите строчки из стихотворения поэта В.В.Маяковского (СЛАЙД 3) Крошка сын – Что вы можете сказать о лексическом значении слов, записанных в двух столбиках? -Такие слова называются антонимами. И сегодня на уроке мы узнаем, что такое антонимы, в чем их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Будем учиться находить антонимы в тексте и употреблять их в речи. | Вспоминают определения основных лексических понятий Дети записывают только продолжение предложений, потом проверяют по ответам, появившимся на экране, оценивая работу соседа по парте Учащиеся продолжают стихотворение: Что такое хорошо | 5 | |
3 | Изучение нового материала | 1.Термин «Антоним» 2. Словарь антонимов | Создание условий для познавательной деятельности учащихся.
Гипертекстовое определение "Антонимы" /Антонимы – (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения./ -В каких терминах нам встречалась вторая часть этого слова? (Омоним, пароним, синоним). По-гречески часть «ним» означает «имя». Греческая приставка АНТИ- встречается во многих словах: антивирус, антибиотики, антиквар, антипатия, антитеза. 2.Обобщение и систематизация информации, подготовленной к уроку самостоятельно (анализ сообщений по теме (слайд 5, 6). 3. Работа со словарями. Правильно подобрать антонимы к словам нам помогут словари (слайд 7-8). Работа в группах: найти к слову антоним и составить с данной парой предложение 1группа-работает со словарем М.Р.Львова (слово «веселье») 2группа- работает со словарем О.А.Михайловой (слово «бедный») 3группа- работает со словарем Н.М.Меркурьевой (слово «мириться») 4группа- работает со словом «далеко», обращаясь к «Нашему Интернет- помощнику». (Ссылка на сайт http://www.gramota.ru/slovari/info/lv ). | Проявление познавательной инициативы, анализ, сопоставление. Учащихся записывают термин и его определения в словарик (слайд 4). Выступают ученики, подготовившие индивидуальные сообщения: 1-О видах антонимов 2- Антонимы в частях речи Работают в группах со словарями | 10 |
ФИЗМИНУТКА | Создание условий для психоэмоциональной разгрузки Зарядку проводит учитель. Он читает стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра». Во время чтения стихотворения дети называют антонимы к словам из этого стихотворения, а также повторяют за учителем движения. Нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх) А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз) Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед) А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза) Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх) А ты ответишь («пол»). (Дети приседают) Скажу я слово «потерял», (Трясут руками) И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши) Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза) Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока) Теперь «начало» я скажу. Ну, отвечай («конец»)! (Хлопают в ладоши). | Выполняют движения за учителем | 3 | ||
4 | Первичная проверка новых знаний и способов деятельности | Организация работы учащихся. Формирование коммуникативных умений. Выполнение тренировочных упражнений. 1.Работа с учебником. упр.362. 2. Работа с пословицами Издавна в устном народном творчестве люди использовали меткие, краткие фразы-пословицы и поговорки, где в большом количестве встречаются антонимы. Продолжи пословицу(слайд 9)
3. Восстановите пословицу, в которой встречаются антонимы (слайд 10): 1 ряд. труд-лень. 2 ряд. свет-тьма. 3 ряд. дело-потеха. | Осмысление изученного материала. Планирование учебного сотрудничества | 10 | |
5 | Проверка полученных результатов. Коррекция полученных знаний. |
| Оценивание успешности познавательной деятельности учащихся. Коррекция знаний. 1.Составление антонимичных пар согласно стилистической принадлежности анализируемых слов (Слайд 11) -Проверьте результат (слайд 12). Подберите антоним к слову «честность» 2. Подготовка к ГИА (работа со средствами выразительности) (слайды 13-14 ) А) Знакомство с понятием «контекстуальные синонимы» (слайд 13) -Как вы думаете, являются ли выделенные слова антонимами? Почему? Б) Знакомство с понятием «антитеза» (слайд 14) 3. Прочитайте стихотворение «Яблоко». Найдите слова-антонимы. Я считаю, что автор употребил 5 антонимичных пар, а как считаете вы? (слайд 15) У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело. Только конь сказал, что низко, А мышонок – высоко. Воробей сказал, что близко, А улитка – далеко. А телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А цыплёнок – тем, что очень Велико и тяжело. А котёнку всё равно. - Кислое, зачем оно? -Что вы? – шепчет червячок – Сладкий у него бочок. | Закрепление и дальнейшее осмысление изученного материала. | 10 |
6 | Подведение итогов | (слайд 16) | Организует обсуждение обобщающего вывода -Давайте подведем итог нашего урока и обобщим знания об антонимах и их роли | Участвуют в беседе по обсуждению обобщающего вывода, оценивают свои результаты работы на уроке -Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Они используются в образной речи для создания контрастов и противопоставлений. | 3 |
7 | Домашнее задание. | (слайд 17) | Объявление дифференцированного домашнего задания Дифференцированное домашнее задание (слайд 17): параграф 68, 1 группа – упражнение 357 (подобрать антонимы); 2 группа – упражнение 354 (найти антонимические пары); 3 группа – упражнение 352 (составить текст по опорным словам антонимам) | 2 | |
8 | Рефлексия по достигнутым образовательным результатам. | (слайд 18) | Мотивирует учащихся к участию в рефлексии | Участие в рефлексии
- Было сложно… | 1 |
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | демонстрационный | текст | ||
2 | Словарь «Антонимов» | демонстрационный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/28/picture-270474-1372416646.jpg)
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "
Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/25/picture-506380-1414243954.jpg)
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/30/picture-730749-1451459329.jpg)
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/14/picture-370670-1660483225.jpg)
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/19/picture-1013983-1542604924.png)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...