Конспект урока русского языка в 5 классе "Профессиональные и диалектные слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Демчук Екатерина Юрьевна

Конспект урока русского языка в 5 классе по тме "Профессиональные и диалектные слова" (УМК Разумовская М.М.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_rya.docx223.59 КБ

Предварительный просмотр:

29.11.21

5б класс

 Что такое профессиональные и диалектные слова

Цели:

- дать понятие о профессиональных и диалектных словах;

- сформировать умение объяснять их значение;

- познакомить со словарём В.И. Даля;

- развитие интереса к живой народной речи и устному поэтическому творчеству;

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: оценивают важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного».

Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению.

Учебник: «Русский язык», 5 класс, М.М. Разумовская.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Словарная работа

Изложение, располагать, выросли, растение, чёрный, жёлтый, шепот, шоколад, шоссе, шёлк, шофёр, суффикс, синтаксис, знаки препинания.

3. Актуализация знаний

- Изучению какой темы мы посвятили прошлые   уроки? (Слова-омонимы).

- Какие же слова называются омонимами? (Это такие слова, разные по значению, но сходные по звучанию и написанию).

- Приведите примеры омонимов. (Кружки - кружки, лук – лук, клуб – клуб). Чем они могут отличаться?

Давайте заполним таблицу – упр. 322.

Слова-омонимы, которые различаются

значением

значением и произношением

значением и написанием

топить дровами – топить в воде

хочу есть – у меня есть билет

рубка леса – рубка на палубе

хрупкий мелок – этот пруд мелок

спешить на работу – спешить коня

резкий хлопок – белый хлопок

спиши слова – спеши домой

съедобный гриб – вирусный грипп

обижать друга – обежать вокруг дерева

4. Введение в тему

Прочтем два предложения на доске и выясним, что в них интересного с точки зрения лексики?

Художник Морозов часами просиживал за мольбертом.

Вот дед кричит: «Эй, друг, не ходи туда, там няша

Итак, вам более понятно слово мольберт и совсем не понятно няша. В первом случае мы имеем дело с профессиональным словом, во втором – с диалектным, няша – болото.

Итак, тема урока? Цели урока? Как мы можем  достичь нашей цели? Как узнать, что это за слова?

5. Объяснение нового материала  

Откроем учебник на стр. 116-ой и прочтем теорию 41–го параграфа.

Что такое профессиональные слова?

6. Закрепление

Работаем с упр. 327.

Запишите этот текст, вставляя профессиональные слова.

Итак, что же такое профессионализмы? Вы должны понимать, что профессиональные слова играют важную роль в русском языке.

Физминутка (1 мин.).

Упр. 328 – устно

Назовите термины из других школьных предметов. Где мы можем их найти?

 О чём нам ещё нужно сегодня поговорить?

Правильно, о диалектах. Прочитаем теорию на стр. 118.

Итак, что такое диалекты?

В предложениях, которые даны вам на листочках, найдите диалектные слова.

1) Воду надо было возить из согры.

2) Наскоро перекусив малосольным огурцом с хлебом, старик отбил литовку.

3) Кто принес сальца в тряпочке, кто пирожков, оставшихся со дня, кто кваса в туеске – праздник случился нечаянно, хозяева не успели подготовиться.

4) Выехали на просеку, спустились в открытую логовину, стали подыматься в горы.

5) Во дворах на таганках потеют семейные чугуны с похлебкой.

6) Закинет пимы на полати, и все.

7) Зоя пошла в куть за сковородником.

   Предложения эти я взяла из рассказов русского писателя В.М. Шукшина. Итак, объяснить значение выписанных вами слов сразу вы не смогли. И это закономерно. Значение таких слов можно найти в словаре замечательного ученого В.И. Даля, который еще в 19 веке собрал по всей России, записал и дал толкование диалектным словам. Вот портрет этого уникального человека. Свой труд он вложил в четыре тома, которые вы видите перед собой.

Работа в группах

Откройте словари и найдите значение непонятных нам слов.

Согра – влгд., арх., сиб., прм. арх. тайга, сиб. болотистая равнина, с корчарником, ельником, вереском и ерником всякого рода; плохой кривульный лесок, с можжевелом и вереском; заваленная дрязгом долина в бору; ирк., том. лесистая возвышенность.

Литовка. сев. русская большая коса.

Туес сева., вост., сиб. бурак, бурачек, берестяная кубышка, с тугою крышкою и со скобкой или дужкой в ней.

Логовина. зап. лощина, долина, не крутой раздол, балка, широкий овраг, ущелье, обыкновенно травное; низменность, окруженная уступами

Таган. татрс. круглый или долгий железный обруч на ножках, под которым разводят огонь, ставя на него варево; треножник.

Пимы. арх. прм, сиб. сапоги из оленьих камысов, шерстью наружу; валенки, катанки (волынки), обшитые кожей или холстом.; орн. вязаная шерстяная обувь, с подшитыми подошвами.

Куть юж. угол, закоулок, тупик; вершина или конец глухого захода, заводи, мыса.

 

Итак, не зная значения диалектного слова, вы легко установите его значение с помощью уникального словаря В.И. Даля. Четыре тома этого издания – ценнейшие книги в любой библиотеке.

7. Итоги урока

- Итак,  с какими словами познакомились? (С профессиональными и диалектными).

- Какие слова называются профессиональными? (Слова, которые употребляются только специалистами).

- Какие слова называются диалектными? (Слова, которые  используются не повсеместно, а лишь на или иной территории, в той или иной местности).

Оцените, насколько вы поняли сегодняшнюю тему.

8. Домашнее задание

Упр. 331 – прочитать, списать первых 2 абзаца.


Найдите диалектные слова, выпишите их.

1) Воду надо было возить из согры.

2) Наскоро перекусив малосольным огурцом с хлебом, старик отбил литовку.

3) Кто принес сала в тряпочке, кто пирожков, оставшихся со дня, кто кваса в туеске – праздник случился внезапно, хозяева не успели подготовиться.

4) Выехали на открытую местность, спустились в открытую логовину, стали подыматься в горы.

5) Во дворах на таганах висят семейные чугуны с похлебкой.

6) Закинет пимы на печь, и все.

7) Зоя пошла в куть за сковородником.

Найдите диалектные слова, выпишите их.

1) Воду надо было возить из согры.

2) Наскоро перекусив малосольным огурцом с хлебом, старик отбил литовку.

3) Кто принес сала в тряпочке, кто пирожков, оставшихся со дня, кто кваса в туеске – праздник случился внезапно, хозяева не успели подготовиться.

4) Выехали на открытую местность, спустились в открытую логовину, стали подыматься в горы.

5) Во дворах на таганах висят семейные чугуны с похлебкой.

6) Закинет пимы на печь, и все.

7) Зоя пошла в куть за сковородником.

Найдите диалектные слова, выпишите их.

1) Воду надо было возить из согры.

2) Наскоро перекусив малосольным огурцом с хлебом, старик отбил литовку.

3) Кто принес сала в тряпочке, кто пирожков, оставшихся со дня, кто кваса в туеске – праздник случился внезапно, хозяева не успели подготовиться.

4) Выехали на открытую местность, спустились в открытую логовину, стали подыматься в горы.

5) Во дворах на таганах висят семейные чугуны с похлебкой.

6) Закинет пимы на печь, и все.

7) Зоя пошла в куть за сковородником.

Найдите диалектные слова, выпишите их.

1) Воду надо было возить из согры.

2) Наскоро перекусив малосольным огурцом с хлебом, старик отбил литовку.

3) Кто принес сала в тряпочке, кто пирожков, оставшихся со дня, кто кваса в туеске – праздник случился внезапно, хозяева не успели подготовиться.

4) Выехали на открытую местность, спустились в открытую логовину, стали подыматься в горы.

5) Во дворах на таганах висят семейные чугуны с похлебкой.

6) Закинет пимы на печь, и все.

7) Зоя пошла в куть за сковородником.

https://nataliya-zhu.nethouse.ru/static/img/0000/0006/0201/60201706.1tejpx2s5k.W665.jpg

C:\Users\Компьютер\Desktop\1013094992.jpg

Согра – влгд., арх., сиб., прм. арх. тайга, сиб. болотистая равнина, с корчарником, ельником, вереском и ерником всякого рода; плохой кривульный лесок, с можжевелом и вереском; заваленная дрязгом долина в бору; ирк., том. лесистая возвышенность.

Литовка. сев. русская большая коса.

Туес сева., вост., сиб. бурак, бурачек, берестяная кубышка, с тугою крышкою и со скобкой или дужкой в ней.

Логовина. зап. лощина, долина, не крутой раздол, балка, широкий овраг, ущелье, обыкновенно травное; низменность, окруженная уступами

Таган. татрс. круглый или долгий железный обруч на ножках, под которым разводят огонь, ставя на него варево; треножник.

Пимы. арх. прм, сиб. сапоги из оленьих камысов, шерстью наружу; валенки, катанки (волынки), обшитые кожей или холстом.; орн. вязаная шерстяная обувь, с подшитыми подошвами.

Куть юж. угол, закоулок, тупик; вершина или конец глухого захода, заводи, мыса.

 

Согра – влгд., арх., сиб., прм. арх. тайга, сиб. болотистая равнина, с корчарником, ельником, вереском и ерником всякого рода; плохой кривульный лесок, с можжевелом и вереском; заваленная дрязгом долина в бору; ирк., том. лесистая возвышенность.

Литовка. сев. русская большая коса.

Туес сева., вост., сиб. бурак, бурачек, берестяная кубышка, с тугою крышкою и со скобкой или дужкой в ней.

Логовина. зап. лощина, долина, не крутой раздол, балка, широкий овраг, ущелье, обыкновенно травное; низменность, окруженная уступами

Таган. татрс. круглый или долгий железный обруч на ножках, под которым разводят огонь, ставя на него варево; треножник.

Пимы. арх. прм, сиб. сапоги из оленьих камысов, шерстью наружу; валенки, катанки (волынки), обшитые кожей или холстом.; орн. вязаная шерстяная обувь, с подшитыми подошвами.

Куть юж. угол, закоулок, тупик; вершина или конец глухого захода, заводи, мыса.

Согра – влгд., арх., сиб., прм. арх. тайга, сиб. болотистая равнина, с корчарником, ельником, вереском и ерником всякого рода; плохой кривульный лесок, с можжевелом и вереском; заваленная дрязгом долина в бору; ирк., том. лесистая возвышенность.

Литовка. сев. русская большая коса.

Туес сева., вост., сиб. бурак, бурачек, берестяная кубышка, с тугою крышкою и со скобкой или дужкой в ней.

Логовина. зап. лощина, долина, не крутой раздол, балка, широкий овраг, ущелье, обыкновенно травное; низменность, окруженная уступами

Таган. татрс. круглый или долгий железный обруч на ножках, под которым разводят огонь, ставя на него варево; треножник.

Пимы. арх. прм, сиб. сапоги из оленьих камысов, шерстью наружу; валенки, катанки (волынки), обшитые кожей или холстом.; орн. вязаная шерстяная обувь, с подшитыми подошвами.

Куть юж. угол, закоулок, тупик; вершина или конец глухого захода, заводи, мыса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...

План-конспект урока русского языка (6 классVIIIвида) Тема: «Состав слова. Повторение»

Цели: повторить и закрепить изученный ранее материал; отработать навык разбора слова по составу; развивать орфографическую зоркость; совершенствовать связную устную речь; развивать логическое мышление...

Конспект урока русского языка "Чередующиеся гласные в корне слова" 5 класс

Интегрированный урок русского языка и литературы...

Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"

Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...

конспект урока русского языка в 6 классе "Этимология слов"

Конспект урока разработан в соответсвии с ФГОС ООО...

Конспект урока русского языка в 8 классе "Связь слов в словосочетании"

Конспект урока русского языка по теме "Связь слов в словосочетании" 8 класс. УМК Разумовской М.М....