Имя прилагательное.
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Комзолова Анна Сергеевна

Имя прилагательное.

 

Цель: повторить и углубить знания учащихся об имени прилагательном как части речи.

 

Задачи:

1) систематизировать знания о прилагательном как части речи, расширить знания учащихся о синтаксической роли имени прилагательного

 

2) формировать квалификацию имени прилагательного как части речи по совокупности признаков: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

 

3) выявить интерес и любовь к природе, развить языковое чутье, видеть прилагательные в тексте

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1_-_kopiya.odt11.67 КБ

Предварительный просмотр:

Имя прилагательное.

Цель: повторить и углубить знания учащихся об имени прилагательном как части речи.

Задачи:

1) систематизировать знания о прилагательном как части речи, расширить знания учащихся о синтаксической роли имени прилагательного

2) формировать квалификацию имени прилагательного как части речи по совокупности признаков: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

3) выявить интерес и любовь к природе, развить языковое чутье, видеть прилагательные в тексте

Этапы

Ход урока

УУД

Организационный момент

Здравствуйте,ребята!

Все ли присутствуют на уроке?

Повторение изученного материала

Итак,сегодня мы вспомним пройденный материал. Напишем словарный диктант.

Полоса, деревья, собака, спортсмен, дуб, беседка, праздник, сверстник, чудо, шишка, чашка, парашют, объяснение, платье, по улице, с крыши, мышь, борщ, декабрь, вечность, беспорядок, разведчик, изложение, прилагательное, растение, росток, крыжовник, шёпот, цыган, циркуль, огурцы, Москва, Африка, на поляне, о жизни, на лекции, врачом, полотенцем.

Какое слово для вас вызвало затруднение? (прилагательное)

Проводим беседу.

Задаем загадку.

Что вы думаете по поводу этого слова?

Что оно означает?

Для чего служат прилагательные?

Регулятивные ( определение цели, темы, последовательность действия)

Объяснение нового материала

1) Задаем загадку.

Поспевает жарким летом,

И становится при этом

Он таким, как круглый мяч,

Но его не пустишь вскачь,

Он тяжелый и большой,

Спелый, крепкий, наливной,

Сладкий, сочный и упругий,

Замечательный на вкус,

Всем полезен нам.. (Арбуз)

Как вы догадались, что это арбуз?

Что вам помогло в этом?

Какие прилагательные вы выписали?

Для чего они служат в данном тексте?

2) А теперь открываем страницу 224 и читаем текст Сначала прочитайте текст без слов заключенных в скобках,затем- с этими словами. ( Один ученик читает вслух.)

Для чего могут служить еще прилагательные? ( описание формы, местности, времени, красоты)

3) Сравним, как сладок аромат весны- какой сладкий чай, ты сегодня очень бодр – бодрая походка. Выводится на экран. (Устно).

В чем различие этих прилагательных? ( одни представлены в полной форме, другие в краткой)

4) С какой частью речи сочетаются прилагательные? Например; красивый дом, комната с золотыми люстрами, зеленый ковёр. Прилагательное прилагается к существительным. Выводится на экран.

5) Открываем страницу 225, №567. Прочитайте. Какие прилагательные помогают поэту ярко, образно нарисовать березу? Спишите, подчеркивая прилагательные. Определите их род, падеж, число.

БЕРЕЗА

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, — но не ломится! (
Прокофьев А)

6) Найдите прилагательное в данном приложении.

Русская природа красивая. (Стоит после существительного, следовательно, является сказуемым.)

Давайте разберемся! Упражнение 570, страница 226.

Письменно ответьте на вопросы. Разберите записанные предложения по членам.

Личностные (Соотнесение конспекта в правиле с опорным конспектом, алгоритм);

Познавательные ( умение анализировать,делать выводы)

Развитие учебно-языковых и речевых умений

Ученики формулируют правило вслух. Затем открывают учебник на странице 228.

Если то, о чем мы с вами не говорили? Ученики читают. Дается 3 минуты. Одного ученика вызывают к доске.

Комуникативные ( правильно,точно и последовательно обосновать свою точку зрения)

Закрепление

Слушаем:

Мой зайчик, мой мальчик. Попал под трамвай! Он бежал по дорожкеИ ему перерезало ножки, И теперь он больной и хромой, Маленький заинька мой!

Пишем в тетради. И теперь он больной и хромой, Маленький заинька мой!

Больной идёт на выздоровление.

Чем является слово «больной» в каждом из предложений?

Определяем часть речи.

Что значит « больной идёт»?

Личностные ( соотнесение конспекта в правиле с опорным конспектом, алгоритм);

Познавательные ( умение анализировать,делать выводы);

Комуникативные ( правильно,точно и последовательно обосновать свою точку зрения)

Рефлексия

1) Достигли цели? На что вы должны обратить внимание? ( В каких случаях сказуемые выражены именами прилагательными).

2) Выставление оценок.

3) Домашнее задание: параграф 102, № 575

Вставьте прилагательные,чтобы получилось описание пасмурного дня. Поставьте нужные знаки препинания. Подчеркните определения и сказуемые, выраженные именными прилагательными. Какие изменения нужно внести в текст,чтобы получился ясный день.

Познавательные (умение делать выводы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Тест по теме "Имя прилагательное. Разряды прилагательных"

Тест разработан по изученному материалу о разрядах прилагательных для учащихся 6 классов ...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...