Развитие речи
презентация к уроку по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_uprazhneniy_na_razvitie_rechi.pptx909.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

10 упражнений д ля развития речи

Слайд 2

любые упражнения Помогают сформировать речевой навык систематичность занятий (почти ежедневно в течение нескольких месяцев) навыки речи не тождественны знанию языка

Слайд 3

1 упражнение «В поисках прилагательных» Берём любое слово и пишем к нему 5 любых прилагательных, подходящих к нему по смыслу. старый, деревянный, маленький, коричневый, почтовый Ящик живой, умный, меркантильный, бессовестный, долговременный Затем подбираем 5 прилагательных, которые никак к нему не подойдут

Слайд 4

2 упражнение «Чудо-юдо» 1. придумать и нарисовать несуществующее животное (зайца с ушами слона и хвостом тигра, например) 2. Придумать небольшой рассказ об этом животном: как он появился, как ему живётся, …) 3. Можно попрактиковаться на составлении текстов всех типов речи.

Слайд 5

3 упражнение «Разные имена одной вещи» 1. Вспомнить, какими разными синонимами мы называем предмет (например, телефон – мобильник, мобилка , сотовый, труба,…) 2. Придумать новые необычные названия хорошо знакомому предмету (например, телефон – говорилка , связник, умная коробка, электронный дружок,…)

Слайд 6

4 упражнение «Другими словами» (синонимы – антонимы) 1. Чтобы сделать качели, нужна крепкая (прочная, толстая) верёвка, а если она будет ветхой (тонкой, непрочной, старой) , качели могут оборваться. 2. Вышли зимой кататься на коньках и почувствовали под ногами крепкий лёд. Мы не боимся упасть, потому что крепки духом , куртки и штаны из крепкой ткани, ночью мы крепко спали, утром пили крепкий чай, а в голове слова мамы, которые мы запомнили крепко-накрепко : «Упал, поднимайся и иди дальше!»

Слайд 7

5 упражнение «Кто быстрей сообразит» У ведущего 2 колоды карточек рубашкой вверх. Синие карточки – вопросы-задания, красные – буквы. Переворачивается синяя карточка, читается какое по значению слово (можно словосочетание) нужно сказать детям, а красная карточка говорит, на какую букву должно это слово начинаться. Например, «Не стоит давать детям» на букву «Е» или «Ё» : еду для взрослых, например.

Слайд 8

6 упражнение «Мир на букву Л» ( на самом деле, буква может любой) 1.За 2 минуты дети должны написать как можно больше слов на букву Л (в следующий раз буква будет другой) 2. Затем, выбрав несколько слов, нужно составить предложение (можно использовать и другие подходящие по смыслу слова) Например, слова: лес, летать, лампа, листочки, ласковый, лень, лиса, лето …. Предложение: Листочки на деревьях в лесу горят в свете лампы-солнца, и, летая над лесом, ласковый ветер видит, как лень заставила лису нежиться и наслаждаться летом.

Слайд 9

7 упражнение «5 на 5» Просим детей назвать произвольных 5 слов (любых) Записываем на доске (выбираем из всего, что предложено детьми, слова, наиболее далёкие друг от друга по тематике и по смыслу) Как вариант: можно взять любую книгу, закрыть глаза, ткнуть пальцем в разные слова (на разных страницах), записать их на доске Сочиняем рассказ – законченный связный текст - из пяти предложений. Время – 5 минут.

Слайд 10

8 упражнение «Чем дальше, тем труднее» На карточках написаны разные прилагательные. Каждому ребёнку раздаётся по 3-5 карточек рубашкой вверх. Его задача, перевернув карточку, подобрать к прилагательному существительное. Далее открыть вторую карточку и подобрать существительное уже к двум признакам. Сложнее всего на третьем и последующих этапах: подобрать существительное сразу к 3-м признакам. Например, стеклянный, тёплый, квадратный. (Экран монитора, возможно). п

Слайд 11

9 упражнение « Говоря метафорически» Используйте газету (или новости в интернете) для того, чтобы создать список из 5 пунктов. В нем могут быть люди, места, события, предметы - самая разная информация. Теперь нужно потратить не больше минуты на каждый пункт для того, чтобы набросать ряд метафор с приложенными к ним короткими объяснениями . Например, пункт «город Пермь». Город подобен: - лесу, потому что в нем множество высоких зданий, можно легко заблудиться - океану, потому что такой же безбрежный и пугающий - музею, так как много скульптур - памятников - улью - все снуют туда-сюда, как пчелы - дому – здесь живут мои родители - корабль, плывущий в облаках п

Слайд 12

10 упражнение « С инонимы» 1. Берём любой текст (с детьми помладше можно взять одно большое предложение) 2. Теперь заменяем все слова в этом тексте на синонимы (можно заменять только существительные или только глаголы) 3. Хорошо, если в классе есть словарь синонимов – замечательно пополняется словарный запас. Человек (народ, каждый из нас, личность) изобрёл (нашел , отыскал, придумал, создал ) слова (названия, имена) для всего (каждого. любого), что обнаружено (найдено, открыто) им на земле ( в мире, во вселенной). п

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Использование изодеятельности на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.

Интеграция изобразительного искусства с уроками  письма и развития речи, чтения и развития речи, использование живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художестве...