Технологическая карта урока РР
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Глейм Елизавета Андреевна

Урок РР. Сочинение-описание по картине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Подготовка к написанию сочинения по картине Т.Н. Яблонской “Утро”.

Глейм Е.А.

6 класс

Цели урока:

Образовательные

продолжить работу над описанием интерьера;

собрать рабочий материал для описания комнаты, её обстановки;

выделить детали интерьера, которые помогут охарактеризовать его хозяйку;

написать сочинение

Развивающие

 развивать навыки монологической  речи;

развивать орфографическую зоркость и пунктуационную грамотность;

совершенствовать навыки описания произведений живописи

продолжение развития навыков работы с текстом

Воспитательные

воспитание интереса к живописи;

воспитание эстетического вкуса

Тип урока

Урок развития речи

Форма урока

Фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа

Опорные понятия, термины

Типы речи, текст, начальные и конечные предложения, сложный план, тема текста, главная мысль текста

Домашнее задание

Написать сочинение по плану.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе исследования  и конструирования текста

Личностные: формирование устойчивой мотивации к  обучению

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. У кого из вас хорошее настроение, хлопните в ладоши. У кого не очень хорошее настроение, топните ногой. Я думаю, что в результате работы у всех будет хорошее, рабочее настроение.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

2. Мотивация к учебной деятельности

Определение темы и целей урока.

Начнем мы с терминологического диктанта. Я даю развернутое определение, а вы записываете термин.

  1. Тип речи - изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. (описание)
  2. Стиль речи -  воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики,  характеризуется образностью, эмоциональностью речи.(художественный)
  3. вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность. (живопись)
  4. Изображение или описание какого-либо человека (портрет)
  5. Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа (пейзаж)
  6. внутреннее пространство помещения, которое заключается в его архитектурном, художественном и функциональном оформлении. (интерьер)
  7. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически, объединенные одной темой. (текст)

Проверьте, правильно ли вы написали диктант. За каждый правильный термин – 1 балл. За орфографические ошибки из общей суммы вычитаем 1 балл. Напишите свои баллы на полях карандашом (слайд 1)

Пишут диктант

Проверяют диктант, самооценка

Предметные: написание терминов

Познавательные

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Регулятивные: самооценка

3.Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.

 Как мы работаем с текстом? Что мы можем с ним сделать? (прочитать, написать, озаглавить, составить план, проанализировать).

Из каких видов искусства эти слова ? (Живопись и литература.)

На слайде представлена картина.

Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Учиться создавать описание картины) (слайд 2 – тема урока)

Какая основная цель урока? (подготовиться к сочинению-описанию картины)

Формулируют

Записывают тему урока.

Обсуждают, ставят перед собой задачи.

Регулятивные

Формулировать тему, цели урока, искать пути решения

4. Первичное знакомство с картиной

- Почему картина так называется? (видно, что девочка только что встала с постели и делает зарядку, как бывает утром. Скорее всего, это раннее утро, т.к. за окном солнце еще неяркое и от фигуры девочки и предметов образуются длинные тени)

-У этой картины есть своя история.

Однажды ранним майским утром проснулась девочка Лена в прекрасном настроении, все внутри нее пело и тянулось к солнцу. Вскочила она с кровати, развела руки в стороны  - еще чуть-чуть  - и взлетела бы! А в это время в комнату вошла мама Лены и застыла на пороге: так необыкновенно хороша была увиденная ею картина: солнце, утро молодого майского дня и утро жизни ее маленькой дочери – все так чудесно совпало! Мама Лены была художницей и создала картину «Утро», а зовут её Татьяна Ниловна Яблонская.(слайд 5 – портрет)

Читают.

Отвечают на вопросы учителя.

Исследовательская работа.

Обсуждение и поиск общего решения

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения.

личностные УУД: формулировка своего отношения к картине

регулятивные УУД: прогнозирование и  получение конкретного результата.

5.  Знакомство с художницей и её творчеством 

Вспомните, какая структура у любого сочинения? (три части: вступление, основная часть, заключение)

Что мы обычно пишем во вступлении сочинения-описания картины? (краткие сведения об авторе)

Перед вами на слайде текст о творчестве Т. Н. Яблонской. Внимательно прочитайте его и выпишите то, что мы можем использовать в нашем сочинении: во вступлении и заключении)

Давайте проверим своего соседа по парте и оценим его выбор, на ваш взгляд, от 1 до 3 баллов.

Работа с предложенным текстом

Познавательные

Анализировать, обобщать.

Регулятивные: самооценка деятельности

7. Работа над картиной

- Посмотрим внимательно на картину. Вы уже знакомы с понятиями «передний  план картины, задний план картины».

В процессе работы давайте заполним таблицу, которая представлена на слайде. Записываем кратко: слова, словосочетания.

- Что или кто расположен на переднем плане этой картины? -Пожалуйста, опишите девочку. 

-Итак, на переднем плане картины  - счастливая девочка. Как вы думаете, она счастлива?  А как вы это поняли? 

-Давайте же повнимательнее рассмотрим детали.  Как вы думаете, какое время года изображено? Какая погода? 

- А теперь давайте рассмотрим комнату девочки. Опишите комнату, как она подчеркивает общую идею картины: радость и счастье, мир и покой

- А теперь ребята, я хочу обратить ваше внимание на некоторые детали картины. Вы обратили внимание на то, что в картине много закругленных и круглых деталей? Посмотрите! Вы видите, что почти нет острых углов. Как вы думаете, почему? 

- Обратите внимание на краски, которые преобладают на полотне. 

- Какие еще цвета есть в картине? 

- Как видите, в картине все подчинено одной теме – радости жизни, счастья.

- Давайте еще раз подумаем, почему же картина называется «Утро». Слово «утро» употреблено здесь в нескольких  значениях: утро над городом, утро в квартире. Да и героиня полотна  - девочка. Ее жизнь только начинается, ее жизнь – утро. А весна? Это же утро в жизни природы.

- А теперь скажите, что художница хотела сказать своей картиной? Какова идея картины? Сформулируйте и запишите в тетрадь  

Отвечают и обосновывают сказанное, заполняют таблицу

Познавательные

Владеть приемами отбора и систематизации материала

Коммуникативные

Слушать и слышать других

8. Физкультминутка

. Физкультминутка. Давайте встанем, представим, что мы находимся в этой солнечной комнате. Потянемся вверх, к солнцу. У кого еще есть силы работать – вытяните руки и хлопните в ладоши перед собой. У кого никаких сил уже не осталось – топните ногами)

  1. Работа над планом сочинения

Чтобы написать хорошее сочинение: нужен план. Какие виды планов мы знаем?

(простой и сложный.) Чем они отличаются друг от друга?

Я написала для вас план, но компьютер перепутал последовательность. Попробуйте расставить пункты плана в нужной последовательности.

Если вы верно расставили пункты плана, поставьте себе 3 балла. За каждую ошибку уберите по одному баллу.

Работа над структуризацией плана сочинения

Познавательные

Анализировать, обобщать

Регулятивные: самооценка деятельности

  1. Работа по предупреждению лексических, орфографических, речевых ошибок.

Работа с синонимами. На слайде слова, попробуйте подобрать синонимы к данным словам, чтобы не повторяться в своих сочинениях.

(по 2 – 3 синонима) – за каждый верный синоним – 1 балл

Орфографическая работа. Вам предложены

слова

В 5 словах допущены ошибки. Найдите и исправьте их.

Вот эти слова (на слайде верно написанные слова) – 5 баллов максимум.

Подбирают синонимы к предложенным словам (см. приложение)

Орфографическая работа по поиску ошибок (см. приложение)

Предметные: умение подбирать синонимы, орфографическая зоркость

Регулятивные: самооценка деятельности

  1. Подведение итогов работы. (если остаётся лишнее время)  

Вам предложены два текста: вступление и заключение. Но некоторые слова пропущены. Попробуйте восстановить текст.

Работают над восстановлением текста.

Познавательные

Анализировать, обобщать

Регулятивные: самооценка деятельности

  1. Подведение итогов

Вспомним, какие мы ставили перед собой цели?

Достигли ли вы поставленной перед собой цели?

Итак, подводим итоги: посчитайте свои баллы. Слайд 11

Максимальное число баллов:

«5» -

«4» -

«3» -

Подводят итоги работы.

Анализируют свою деятельность

Анализируют свою деятельность

Регулятивные: самооценка деятельности

  1. Рефлексия

Кто доволен своими результатами, хлопните в ладоши. Кто не доволен, топните!

Спасибо вам за работу на уроке. Я надеюсь, что сочинения, которые вы напишете дома, будут содержательны, интересны и грамотны.  Благодарю вас за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...