Программа спецкурса "Теория и практика написания изложения"
элективный курс по русскому языку (9 класс)
Программа спецкурса "Теория и практика написания изложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_izlozhenie_9_kl.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
для 9 класса
«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЙ»
Разработан
учителем русского языка
и литературы
Кривушиной Ю.Л.
п. Батецкий
2012
Утверждено:
Директор МОУСОШ
п. Батецкий Новгородской области
Григорьева Т.И.
«_____» ___________ 2012 г.
Согласовано:
Зам. директора по УВР
Гребнева Е.В.
«____» ____________2012 г.
Рассмотрено на
заседании МО.
Протокол № _____
от «____» ___________ 2012 г.
Руководитель МО
Леонтьева В.Д.
Объем программы – 34 часа.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа обучения изложению в 5 – 9 классах основана на требованиях
развития и совершенствования всех видов речевой деятельности, овладе-
ния всеми нормами русского литературного языка; обогащения словарно-
го запаса; формирования умений, навыков связного изложения мысли в
устной и письменной форме.
Выполнение заданий и упражнений спецкурса позволяет подготовить уча-
щихся к изложению с последующим его редактированием, создают необхо-
димую основу для успешной работы на экзамене.
Основные задачи спецкурса – развить навыки использования лексического
материала в собственной речи, научить пользоваться различными видами
словарей.
Особенность содержания спецкурса состоит в том, что курс не отражает ка-
кого – либо одного специального раздела языкознания. Он опирается на дан-
ные различных филологических дисциплин и прикладных предметов (лите-
ратуроведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи).
Почти все указанные в программе спецкурса вопросы имеют практическую
направленность. В этом его специфика.
При проведении спецкурса создаются условия для развития творческой по-
знавательной активности учащихся и решения задач дифференцированного
обучения.
Методы, приемы, виды работ, которые целесообразно использовать на за-
нятиях спецкурса:
- проблемное изложение материала;
- самостоятельные наблюдения учащихся над текстом;
- совершенствование рукописи;
- рецензирование;
- словарная работа;
- сообщения учащихся как результат проведенных наблюдений над произведением писателя.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН:
№ п / п | Тема | Количество часов | Формы занятий, приемы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Тема и основная мысль изложения Углубление понятия о тексте Стили и типы речи Систематизация ма- териала для изложе- ний Совершенствование написанного Изложения разных жанров Структура изложений
| 4 4 5 4 8 5 4 | Составление плана. Работа со словарем. Анализ текстов сбор- ника.
Беседа. Составление плана. Словарная ра- бота. Практическая работа: анализ текстов изло- жений разных жанров. Работа с текстами сборника. Рецензирование ра- бот. Конкурс изложе- ний. Анализ текстов раз- ных жанров. Рецензи- рование. Анализ художествен- ных текстов и текстов изложений сборника. |
СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦКУРСА:
ТЕМА 1.
Текст. Связность текста. Виды связи.
ТЕМА 2.
Тема и основная мысль изложения. Роль заглавия. Тема и план. Тема и
жанр изложения.
ТЕМА 3.
Стили и типы речи, их особенности.
ТЕМА 4.
Сбор и систематизация материала для изложения. Простой и сложный
план. Культура оформления рукописи. Сочинения на основе жизненных
впечатлений (экскурсии, посещение музеев, самостоятельное чтение и т.д.)
ТЕМА 5.
Совершенствование написанного. Анализ работ (соответствует ли сочине-
ние теме? Раскрыта ли основная мысль? Не нарушена ли соразмерность час-
тей, логическая связь между ними?).
Язык и стиль изложения. Приемы правки рукописи. Знаки препинания, их
функции. Преодоление пунктуационных ошибок.
ТЕМА 6.
Изложения разных жанров. Описание научное, деловое, художественное и
публицистическое.
Описание местности.
Путевые заметки.
Рассуждения проблемного характера.
Рассказ как один из видов повествования.
ТЕМА 7.
Структура изложения. План – самая краткая запись.
Вступление. Главная (основная) часть. Заключение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Вестник образования России. №15, 2003 г.
- Программа «Развивайте дар речи» // Сост. Г. А. Обернихина. – М.,
2003 г.
3. Шаталова А. С. Русский язык. Подготовка к письменному экзамену.
9 класс. – М., 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Теория и практика написания эссе по обществознанию"
Представлена рабочая программа факультативного курса для учащихся 11 классов. Цель данной программы научить писать детей эссе при сдаче единого государственного экзамена...
Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"
Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...
Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"
Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов. На изучение данного курса отводится 34 часа...
Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.Программа курса по русском...
Программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе "Подготовка к ОГЭ: нормы литературного языка, теория и практика написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения"
Данный факультативный курс рассчитан на подготовку к ГИА девятиклассников, имеющих определённые затруднения в изучении русского языка....
Рабочая программа. Элективный курс по русскому языку. Теория и практика написания изложения и сочинения. 9 класс
Теория и практика написания изложения и сочинения....