Программа спецкурса "Теория и практика написания изложения"
элективный курс по русскому языку (9 класс)

Кривушина Юлия Леонидовна

Программа спецкурса "Теория и практика написания изложения" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_izlozhenie_9_kl.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

ПРОГРАММА  СПЕЦКУРСА

для  9 класса

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЙ»

        Разработан

учителем русского языка

и литературы

Кривушиной Ю.Л.

п. Батецкий

2012

 

 Утверждено:

Директор МОУСОШ

п. Батецкий Новгородской области

Григорьева Т.И.

«_____» ___________ 2012 г.

   Согласовано:

 Зам. директора по УВР

  Гребнева Е.В.

 «____» ____________2012 г.

 Рассмотрено на

 заседании МО.

 Протокол № _____

 от «____» ___________ 2012 г.

 Руководитель МО

 Леонтьева В.Д.

 

Объем программы – 34 часа.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

 Программа обучения изложению в 5 – 9 классах основана на требованиях

развития и совершенствования всех видов речевой деятельности, овладе-

ния всеми нормами русского литературного языка; обогащения словарно-

го запаса; формирования умений, навыков связного изложения мысли в

устной и письменной форме.

 Выполнение заданий и упражнений спецкурса позволяет подготовить уча-

щихся к изложению с последующим его редактированием, создают необхо-

димую основу для успешной работы на экзамене.

 Основные задачи спецкурса – развить навыки использования лексического

материала в собственной речи,  научить  пользоваться  различными  видами

словарей.

  Особенность содержания спецкурса состоит в том, что курс не отражает ка-

кого – либо одного специального раздела языкознания. Он опирается на дан-

ные различных филологических дисциплин и прикладных предметов (лите-

ратуроведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи).

 Почти все указанные в программе спецкурса вопросы имеют практическую

направленность. В этом его специфика.

 При проведении спецкурса создаются условия для развития творческой по-

знавательной активности учащихся и решения задач дифференцированного

обучения.

 Методы, приемы, виды работ, которые целесообразно использовать на за-

нятиях спецкурса:

  1. проблемное изложение материала;

  1. самостоятельные наблюдения учащихся над текстом;

  1. совершенствование рукописи;

  1. рецензирование;

  1. словарная работа;

  1. сообщения учащихся как результат проведенных наблюдений над произведением писателя.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН:

  № п / п

Тема

 Количество

   часов

 Формы занятий,

    приемы

     1.

     2.

    3.

    4.

    5.

    6.

   7.

 Тема и основная

мысль изложения

 Углубление понятия

о тексте

 Стили и типы речи

  Систематизация ма-

териала для изложе-

ний

  Совершенствование

написанного

  Изложения разных

жанров

 Структура изложений

 

   4

   4

   5

   4

   8

   5

   4

 Составление плана.

Работа со словарем.

Анализ текстов сбор-

ника.

 

 Беседа. Составление

плана. Словарная ра-

бота.  

 Практическая работа:

анализ текстов изло-

жений разных жанров.

 Работа с текстами сборника.

 Рецензирование  ра-

бот. Конкурс изложе-

ний.

 Анализ текстов раз-

ных жанров. Рецензи-

рование.

 Анализ художествен-

ных текстов и текстов

изложений сборника.

СОДЕРЖАНИЕ  СПЕЦКУРСА:

 ТЕМА 1.

Текст. Связность текста. Виды связи.

 ТЕМА 2.

Тема и основная мысль изложения. Роль заглавия. Тема и план. Тема и

жанр изложения.

 ТЕМА 3.

Стили и типы речи, их особенности.

 ТЕМА 4.

Сбор и систематизация материала для изложения. Простой и сложный

план. Культура оформления рукописи. Сочинения на основе жизненных

впечатлений (экскурсии, посещение музеев, самостоятельное чтение и т.д.)

 ТЕМА 5.

Совершенствование написанного. Анализ работ (соответствует ли сочине-

ние теме? Раскрыта ли основная мысль? Не нарушена ли соразмерность час-

тей, логическая связь между ними?).

 Язык и стиль изложения. Приемы правки рукописи. Знаки препинания, их

функции. Преодоление пунктуационных ошибок.

 ТЕМА 6.

Изложения разных жанров. Описание научное, деловое, художественное и

публицистическое.

Описание местности.

Путевые заметки.

Рассуждения проблемного характера.

Рассказ как один из видов повествования.

 ТЕМА 7.

Структура изложения. План – самая краткая запись.

Вступление. Главная (основная) часть. Заключение.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Вестник образования России. №15, 2003 г.

  1. Программа «Развивайте дар речи» // Сост. Г. А. Обернихина. – М.,

2003 г.

     3.  Шаталова А. С. Русский язык. Подготовка к письменному экзамену.

          9 класс. – М., 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Теория и практика написания эссе по обществознанию"

Представлена рабочая программа факультативного курса для учащихся 11 классов. Цель данной программы научить писать детей эссе при сдаче единого государственного экзамена...

Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"

Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"

   Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

    Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов.      На изучение данного курса отводится 34 часа...

Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"

Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.Программа курса по русском...

Программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе "Подготовка к ОГЭ: нормы литературного языка, теория и практика написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения"

Данный факультативный курс рассчитан на подготовку к ГИА девятиклассников, имеющих определённые затруднения в изучении русского языка....