Имя числительное как часть речи.
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Романович Ольга Владимировна

Данная презентация является наглядным материалом для урока руссккого языка в 6 классе. В ней содержится  основная теоретическая информация, которая поможет учащимся запомнить главное о числительном. Материал можно использовать и в старших классах на уроках повторения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_na_temu_imya_chislitelnoe.pptx 230.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему имя числительное

Слайд 2

ЦЕЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ: Повторить изученное об имени числительном его правописание и склонение в устной и письменной речи; Обратить внимание на роль числительных в речи; Закрепить навыки употребления числительных в речи; Обогащать свой словарный запас.

Слайд 3

1. Понятие о числительном. И Имя числительное — самостоятельная часть речи , которая обозначает число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который? Числительные делятся на четыре лексико-грамматических разряда: количественные ( два , пятьдесят , двести , триста пятьдесят один ) и собирательные ( оба , двое , пятеро ) — отвечают на вопрос сколько? , порядковые — отвечают на вопрос который? ( первый , второй , сотый ), дробные ( одна пятая , три целых, две седьмых ). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое число единиц ( два , четыре , пятнадцать , полтораста , двес ти ), вторые — неопределённое число единиц; к ним относятся слова мало , немало , много , немного , а также местоименные числительные несколько , сколько , сколько-нибудь , сколько-то , столько .

Слайд 4

2. Простые, сложные и составные числительные. По строению числительные могут быть простыми, сложными и составными. Простое числительное – это слово с одним корнем: два, пять, второй, пятый и др. Сложное числительное – слово с несколькими корнями: восемнадцать, шестьдесят, семьсот, трёхсоттысячный. Составное числительное состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным: сорок пять, сто шестьдесят три; сорок пятый, сто шестьдесят третий. Правило1: Слова оди нн адцать, ми лл ион , ми лл иард пишутся с удвоенной согласной. Правило2: Числительные от пяти до двадцати и тридцать пишутся с Ь на конце ( так же как существительные 3-го склонения кость, тень ): пя ть , пятнадца ть , двадца ть . В середине числительных пя тн адцать, шес тн адцать, се мн адцать, восе мн адцать, девя тн адцать Ь не пишется. Числительные от 50 до 80 и от 500 до 900 пишутся с Ь в середине слова в им. и вин. п.: пя ть десят, се мь сот.

Слайд 5

3. Количественные числительные . Количественные числительные обозначают количество предметов ( три карандаша, семь человек) или отвлечённое число ( два, тридцать четыре) и отвечают на вопрос СКОЛЬКО ? Количественные числительные изменяются по падежам, но не имеют рода (кроме слов один, два ) и числа (кроме слова один ). Числительное один в форме мн. ч. может употребляться с существительными, имеющими только форму мн. ч.: одни очки , одни ножницы , одни сани , а также с существительными, обозначающими одну пару предметов: одни носки , одни туфли , одни перчатки . Если слово одни употребляется с другими существительными, то оно перестаёт обозначать число, перестаёт быть числительным, а приобретает значение частицы только : В пенале лежат одни карандаши (только карандаши). Дома остались одни дети (только дети). В устной речи числительное один , как правило, опускается: Маша купила килограмм лука и два килограмма моркови.

Слайд 6

4 . Склонение количественных числительных . Числительное один согласуется с существительным в роде и падеже и склоняется как прилагательное: один день, одного дня, одному дню, один день, одним днём, об одном дне. Числительные два ( две ), три , четыре имеют особые формы: два, три, четыре; двух, трёх, четырёх; двум, трём, четырём; два (двух), три (трёх), четыре (четырёх); двумя, тремя, четырьмя; о двух, о трёх, о четырёх. Числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительное степь 3-го склонения. Числительные сорок, девяносто, сто при склонении образуют две формы: в им. и вин. п. – сорок, девяносто, сто, а в остальных падежах – сорока, девяноста, ста. При склонении сложных количественных числительных 50 – 80, 200 – 900 изменяется каждая часть слова, хотя пишутся они как одно слово. Это означает, что сложные числительные имеют два окончания: дв ум ст ам . При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово: сто двадцать четыре, ста двадцати четырёх, ста двадцати четырём, ста двадцатью четырьмя, о ста двадцати четырёх.

Слайд 8

5. Синтаксические особенности количественных числительных . Количественные числительные могут употребляться без существительных. В этом случае они обозначают отвлечённые числа: Три и семь – десять. Трижды три – девять . Часто количественные числительные обозначают число каких-то предметов, в этом случае они сочетаются с существительными. Если числительные стоят в им.п. (или в сходном с ним вин.п.) то существительные зависят от числительных: числительное управляет существительным. При числительных два, три, четыре (а также при числительных, оканчивающихся на 2, 3, 4, 33, 44 и др.) существительные ставятся в род.п. ед.ч. При всех остальных числительных ( от пяти и выше ) существительные имеют форму род.п. мн.ч.: два брата, пять братьев. 2. Если числительное стоит в любом падеже, кроме им.п. (или сходного с ним вин.п.), то числительное зависит от существительного и согласуется с ним. Вопрос задаётся от существительного к числительному.

Слайд 10

7. Порядковые числительные . Порядковые числительные называют порядковый номер предметов при их счёте: первый том, второй том, … тринадцатый том. Порядковые числительные, кроме слов первый и второй , образуются от количественных: три – третий, пять – пятый, сто – сотый. Порядковые числительные похожи на прилагательные: они, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. Склоняются порядковые числительные как прилагательные (ср.: И. четвёртый – новый, Р. Четвёртого – нового, Д. четвёртому – новому, В. как И. или как Р., Т. четвёртым – новым, П. (о) четвёртом – новом). В предложении порядковые числительные, так же, как и прилагательные, обычно являются определениями. При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово. И. тысяча девятьсот девяносто восьмой; Р. тысяча девятьсот девяносто восьмого; Д. тысяча девятьсот девяносто восьмому и т.д. Правило: если порядковое числительное есть в составе названий праздников или знаменательных дат, то оно пишется с прописной буквы: Девятое мая. Если числительное написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово: 9 Мая.

Слайд 11

8. Дробные числительные . Дробные числительные называют не целые числа. Этим они отличаются от других числительных. Дробные числительные, кроме слов полтора и полтораста , составные. Они состоят из количественного (числитель дроби) и порядкового (знаменатель дроби) числительных: две третьих, восемь десятых. В состав дробных числительных могут входить существительные ноль целых три десятых , пять целых две сотых . Это СМЕШАННЫЕ числительные. В предложении сочетание дробных числительных с существительными является одним членом предложения: Прошло полтора месяца . Дробные числительные полтора (полторы) и полтораста при склонении имеют две формы: И., В. полтора ящика, полторы корзины; полтораста рублей; Р., Д., Т., П. полутора ящиков, корзин; полутораста рублей.

Слайд 12

Некоторые особенности употребления числительных : В сочетаниях числительных с существительными имеет значение порядок слов. Для сравнения: В классе – тридцать человек ( точное количество ). В классе – человек тридцать ( приблизительное количество). Можно сказать два ученика и двое учеников (оба варианта равноправны). Но нужно говорить две ученицы (двое учениц – неправильно). В современной устной речи наблюдается стремление упростить склонение составных числительных. Вместо двумстам восьмидесяти трём человекам часто говорят «двести восемьдесят трём человекам». Такое употребление противоречит литературной норме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"

Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику  Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...

Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.

Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....