Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Ялалова Олеся Вагизовна

РП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_10_kl_russkiy_yazyk.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное  учреждение

«Средняя  общеобразовательная  школа  д. Ваныш - Алпаутово»

 муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО:  

заседание ШМО

Руководитель

_______  Шарипова М.Д.                                          

протокол №    от                                                                                  

СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР    ________ Камалова М.Б.                                            

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ СОШ

д. Ваныш - Алпаутово

________ Сафин И.Р

приказ №     от____________                                                                                                                                                

Рабочая программа

По предмету (курсу)  русский язык

 Уровень образования______среднее общее образование___

Класс__10____________________________________________

                                                                                                           

                                                                                                              Рассмотрено на заседании

                                                                                                           педагогического совета  

                                                                                                            «____» __________ 20___ г.

                                                                                                  Протокол №____                                        

Составитель:

                                                                   Ялалова Олеся Вагизовна,

                                                                                                            учитель русского языка и                                                                                                                          

                                                                           литературы

                                                                             

Ваныш- Алпаутово, 2021 г

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 10 класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями.

-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 года) с изменениями и дополнениями.

-Примерная основная образовательная программа среднего общего образования: одобрена 28 июня 2016. Протокол от №2/16.

 - Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений А. И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой.

-Устав МОБУ СОШ д. Ваныш- Алпаутово;

-ООП СОО МОБУ СОШ д. Ваныш- Алпаутово;

Место предмета в учебном плане

 Учебный предмет «Русский язык» изучается  3 часа в неделю.

В конце учебного года проводится промежуточная аттестация в форме  теста.

Учебно-методический комплекс:

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2021.

Целью изучения учебного предмета «Русский язык»  является:

- расширение  знаний  о  единстве  и  многообразии  языкового  и  культурногопространства России и мира;

- приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры;

- понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;

- овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной

стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения;

- формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в

различных сферах общения;

- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;

- приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной ивторостепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;

- расширение круга используемых языковых и речевых средств;

- развитие речевого вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативныхумений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшегообразования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.

Задачи обучения.

           Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами освоения десятиклассниками   программы углубленного уровня по русскому   языку являются:

-осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях;

-представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

-увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметные результаты освоения ООП представлены тремя группами УУД.

Регулятивные УУД:  выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД:  выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:  выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри ОО, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

 Предметные: в результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования выпускник научится:

-использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

-использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании тестов;

-создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

-выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

-подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

-правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

-создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

-сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

-использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

-анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

-извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат;

-преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

-выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

соблюдать культуру публичной речи;

-соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

-оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

-использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник получит возможность научиться:

-распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

-анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

-отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

-использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

-иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

-выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

-дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

-проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

-сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

-владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

-создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

-соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

-соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

-соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

-осуществлять речевой самоконтроль;

-совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

-использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

-оценивать эстетическую сторону речевого высказывания пи анализе текстов (в том числе художественной литературы).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.

Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.

Речь. Речевое общение

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

Текст. Признаки текста.

Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.

Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.

Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Разделы курса

Количество

часов

Уроков развития

речи

Контрольных уроков

1

 Язык как знаковая система и общественное явление

5

4

1

2

Язык и общество

6

2

-

3

Язык и речь. Культура речи

35

11

5

4

Речь. Речевое общение

6

-

1

5

 Текст. Виды его преобразования

11

3

2

6

Повторение

6

3

-

Итого

70

23

9

Литература

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2021.

2. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко

3.Поурочные разработки по русскому языку к УМК А.И.Власенкова И.В.Золотарева,Л.Д.Дмитриева, М.»ВАКО»,2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...