Презентация "Анализ текста. 6 класс"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Романович Ольга Владимировна

Презентация по русскому языку в 6 классе на примере фрагмента из рассказа П. Ивченкова поможет учащимся провести комплексный анализ текста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык. 6 класс. Комплексный анализ текста.

Слайд 2

Нашим северным деревенским летом неизвестно , чего бывает больше-дождей или солнца. Но солнце, если его полно, то изо дня в день оно одинаковое, а дожди- разные. Бывает дождь нудный, долгий, студеный, который так и называют мокрым или еще более сердито- сеногноем. И есть дожди грозовые, есть ливни- косохлесты, грозовым близкая родня. Порой же вдруг посыплется дождик такой легкий, прозрачный, будто он перемешался с небесным светом; и так он ласков, что земля под ним шепчется, ответно вздыхает, от земли навстречу дождику восходит теплый пар. Этот дождик кто величает ситничком, кто грибным. Такой дождик я люблю всегда, и любит его моя деревенская соседка бабка Дарья. (по П. Ивченкову.)

Слайд 3

Озаглавьте текст. Определите тему текста. Какова основная мысль текста?

Слайд 4

Стили текста. Разговорный Художественный Официально- деловой Научный Определите стиль текста.

Слайд 5

Типы текста. Описание Перечисление признаков Рассуждение Тезис- -доказательства- -вывод Повествование Завязка-разв.действ.- -кульминация-развязка Определите тип текста.

Слайд 6

Средства художественной выразительности текста. Олицетворение- уподобление неживого предмета живому существу. Шепчутся деревья. Эпитет- слово, определяющее предмет. Дремучий лес. Метафора - переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому. Костер рябины красной. Сравнение - определение предмета при помощи сопоставления с другим. Желтый, как медь.

Слайд 7

Найдите в тексте названия дождей и определите, являются ли эти слова диалектными(областными)? Ливни-косохлесты сеногной грозовой ситничек грибной

Слайд 8

Какие эпитеты использует автор к слову дождь ? Нудный, долгий, студеный, мокрый, легкий, прозрачный, ласковый С какой целью автор берет так много эпитетов?

Слайд 9

Назовите примеры олицетворений в этом тексте. Земля шепчется, ответно вздыхает.

Слайд 10

Домашнее задание. Попробуйте описать осенний дождь, подобрав свои эпитеты, олицетворения, метафоры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)

Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...

Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"

Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).

Предложенная разработка может использована для подготовки  одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района...

Текст. Структуры текста. Способы построения текста. Методы построения текста(индуктивный, дедуктивный методы)

На уроках родного русского языка (7 класс) изучается очень интересная тема о методах постоения текста...