«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку в 5 классе». «Организация учебной деятельности по формированию УУД»
статья по русскому языку (5 класс)

Методическая разработка «Формы и методы организации обучения на современном учебном занятии по русскому языку» ставит своей целью дать описание видов организации учебной деятельности, форм и методов оценивания на современном уроке. В методической разработке рассмотрены примеры учебных заданий, направленных на усвоение учебного материала на разных этапах урока. Представлена система оценивания и технологическая карта урока.

В разработке рассматриваются виды учебных заданий по теме «Виды предложений по цели высказывания» Данная методическая разработка предназначена для учителей русского языка общеобразовательных организаций.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме: «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку в 5 классе». «Организация учебной деятельности по формированию УУД» (практикум 2)

Составила: Муратгалина И.А., учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ с.Ургала МР Белокатайский район Республики Башкортостан

Аннотация

Методическая разработка «Формы и методы организации обучения на современном учебном занятии по русскому языку» ставит своей целью дать описание видов организации учебной деятельности, форм и методов оценивания на современном уроке. В методической разработке рассмотрены примеры учебных заданий, направленных на усвоение учебного материала на разных этапах урока. Представлена система оценивания и технологическая карта урока.

В разработке рассматриваются виды учебных заданий по теме «Виды предложений по цели высказывания» Данная методическая разработка предназначена для учителей русского языка общеобразовательных организаций.

Введение

Тема «Виды предложений по цели высказывания» является шестой в структуре уроков в разделе «Синтаксис.

Пунктуация. Культура речи». Учащиеся уже имеют представление о видах предложений по цели высказывания, умеют отличать их друг от друга.

Актуальность разработки обусловлена необходимостью создания условий для организации учебной деятельности в

рамках урока, для активизации познавательной деятельности учащихся, для создания условий развития индивидуальных способностей каждого ученика.

Основная часть

Тип урока: усвоение новых знаний

Тема урока: Виды предложений по цели высказывания

Разновидность урока: традиционный

Уровень подготовленности класса: средний

Средства обучения: слово учителя, таблица, записи на доске, информационный текст

Класс: 5

Цель урока:

знать виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные); особенности интонации повествовательных, побудительных, вопросительных предложений.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

  • Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
  • Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
  • формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью. Предметные:
  • Распознавать виды предложений по цели высказывания : побудительные, вопросительные и повествовательные.
  • Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.
  • Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.
  • Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные:
  • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
  • Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

  • Познавательные:
  • Формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания : побудительные, вопросительные и повествовательные.
  • Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
  • Извлекать нужную информацию.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, раздаточный материал.

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

деятельность

учащихся

УУД

1. Орг. Момент (2

мин.)

Цель:        активизировать        внимание учащихся, настроить на работу

Метод: беседа

Объясняют смысл приветствия.

Коммуникативные:

формирование

умения слушать и

Приём: психологический настрой

Средство: слово учителя, записи на доске

слышать.

Я бы хотела начать урок с эпиграфа:

Пусть кипит работа, сильней

соревнование!

Успех играет не судьба, а ваши знания!

- Как вы понимаете эти слова?

Объясняют значение эпиграфа

- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет вам быть        успешным.

Предлагаю сегодня поработать в группах. Сигналом о выполнении вами задания будут смайлики разного цвета.

2. Словарный диктант (7

мин.)

Цель:

развитие орфографической зоркости у учащихся.

Метод: беседа

Приём: слово учителя, самостоятельная работа

Средство: слово учителя

Внимательно

слушают, записывают под диктовку в тетрадях.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества

Познавательные:

воспроизведение необходимой

Учитель диктует

Слышится издалека, торжественный марш, праздничный салют, рапорт дежурного, приветствовать гостей,

обращаться к героям, серьезно готовиться,

теоретической подготовки

помощь взрослым, школьная олимпиада, приближаться к цели, пахать землю, на

соседнем огороде, румяные яблоки на ветке, тяжелые колосья пшеницы, жалеть ребенка.

3. Изучение нового

материала (10 мин)

Цель: актуализировать учебное

содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.

Метод:        беседа,        проблемное        изложение изучаемого материала

Приём: слово учителя, фронтальный опрос, работа в группах.

Средство: слово учителя и ученика, схема на доске, мультимедийная презентация.

Мотивация к формулированию темы и

Познавательные: использование теоретических знаний на практике

Коммуникативные: владение приёмами и навыками общения

со сверстниками и взрослыми; готовность к

коллективным формам

деятельности,

овладение умением воспринимать и оценивать высказывания других.

Регулятивные: выполнение учебного действия, фиксация индивидуального затруднения;

цели урока:

Вы хотите это узнать? Сформулируйте

тему урока.

Формулируют тему и

Давайте, посмотрим, как я её

цель урока.

сформулировала? Согласны?

Запишите число и тему урока.

На партах у групп по одному

предложению:

1. Выпал снег.

  1. Ты радуешься пушистому снегу?
  2. Быстро проходят зимние дни.
  3. Морозна зима!

На доске – схемы этих предложений.

Выберите, какой схеме соответствует оно, объясните, почему. Прикрепите на доску.

«Считаешь ли ты, что…»

  • эти предложения можно        объединить в группы по цели высказывания?
  • эти предложения можно        объединить в группы по интонации?
  • эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных

членов предложения?

Кто сможет распределить по этому признаку?

А кто знает, как называются эти предложения?

контроль коррекция и взаимопроверка.

Групповая работа.

Разбирают своё

предложение,

находят на доске

соответствующую

схему, прикрепляют

предложение,

объясняют свой

выбор.

Делят предложенные

предложения на

группы.

4. Закрепление

Цель: зафиксировать преодоление

Регулятивные:

изученного

затруднения

выполнение учебного

материала (17

Метод: беседа, анализ, сравнение,

действия, фиксация

мин)

обобщение,

индивидуального

Приём: слово учителя, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа

Средство: слово учителя и ученика, текст, мультимедийная презентация.

Наблюдения над интонацией повествовательных и побудительных предложений.

  1. Наблюдения над интонацией, характерной для побудительных предложений. Упражнение 140.
  2. Запись предложений под диктовку.

Наблюдение над интонацией

повествовательного и побудительного характера.

Шумят ручьи! Блестят ручьи! (Е. Баратынский.)

С каждым часом ночь холодней. (К. Паустовский.)

Расскажи мне сказку про лисичку! (..)

Тонкий туман стоит над желтыми полями.

VI. Диктант с последующей самопроверкой.

Выполнение упражнения

Выполняют упражнения

Проверяют по образцу на слайде.

Внимательно слушают предложения,

записывают и проверяют.

затруднения, волевая саморегуляция.

Коммуникативные: воспринимать и оценивать своё высказывание, высказывания других.

Познавательные:

анализ, синтез, умение строить речевое высказывание.

5. Итог урока (3 мин.)

Цель: оценить результаты собственной деятельности

Метод: беседа

Приём: постановки вопроса

Средство: слово ученика, учителя

Ответьте на вопросы:

- какова тема урока?

Отвечают на вопросы учителя.

Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы.

Личностные: умение оценивать себя на

основе критерия успешности

Познавательные:

умение

контролировать и оценивать процесс и результаты

деятельности. Регулятивные: сформировать

взаимоотношения с окружающими Коммуникативные: владение приёмами и навыками общения

со сверстниками и взрослыми.

- достигли ли цели урока?

- какое правило использовали?

Предлагаю вернуться к приёму

«Веришь ли ты, что…»

- эти предложения можно распределить в

группы по наличию второстепенных

членов предложения?

- что было интересно на уроке?

- что было трудно?

- где ваши знания пригодятся?

Оцените свою работу, поставьте оценку.

Кто поработал на «5»? «4»? «3»?

Поднимите руку, кому из вас сегодня

помог соседу по парте, по группе? Чем?

Оцените работу своей группы.

Даю свою оценку работе групп.

Поднимите руку, у кого в листках достижений просматривается продвижение вперёд! В чём?

Домашнее задание: упражнение 141

Заключение

Рассмотренные в данной разработке методы и приёмы формирования познавательного интереса учащихся к русскому языку, применяемые при изучении темы «Виды предложений по цели высказывания в 5 классе, как показала практика, действительно усиливают интерес обучающихся к изучению материала темы, активизируют познавательную

деятельность учащихся и способствуют более прочному усвоению знаний.

Содержание учебного материала и виды работы, использованные на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Ежедневная систематическая работа учителя русского языка, ежедневное погружение ученика в мир русского языка поможет постигнуть его тайны, овладеть главными компетенциями – лингвистической и

коммуникативной и стать достойным гражданином своей страны.

 

 Формирование навыков УУД на уроке русского языка при изучении темы «Причастие» в 7 классе.

Урок № 83.

Что такое причастие?

Цели: 1. Знакомство с термином, понятием;

2. формирование умения узнавать причастие по признакам.

Ход урока

1. Домашнее задание.

Упр. 301, 5 с. с., выучить суффиксы.

2.Работа у доски и с классом.

-К доске вызываются 5 человек. Каждый работает индивидуально. После выполнения задания учениками, класс проверяет работу, оценивает. (Регулятивные УУД)

А) Фонетический разбор – объявление.

Б) Морфемный разбор – искрились, попросилась, наводнение, быстро, престиж.

В) Морфологический разбор – У Славки…

Г) Синтаксический разбор – Сегодня не тает, и капли висят как живые.

Д) Вставить пропущенные буквы в словарные слова: р…л…гия,

р…вес(т)ник, сверс(т)ник, с…лома, следу(ю)щий.

(Коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других))

- Работа с классом.

Записать слова, подобрать однокоренное слово, выделить орфограммы:

Девятка, деловой, сбежать, проходная, братишка, селедка, снегопад, сосед, безрукавка, глаза.(Познавательные УУД)

3. Актуализация знаний.

(Личностные (формирование интереса))

Беседа. Мы с вами оказались в гостях у короля страны Морфологии. У него при дворе собрались Глаголы и Прилагательные. Но начало приема откладывается: к королю с жалобой на бесприютную жизнь обратились суффиксы. Король внимательно посмотрел на них и не узнал, только суффикс –енн- ему был знаком. (Прочитать суффиксы. В итоге сказки на доске получится при постепенном заполнении следующая схема.)

(Познавательные УУД)

Синеть + –ущ-(ющ-)→синеющий

Лечить + - ащ-(ящ-)→лечащего

Смотреть + -вш- →смотревшая

Нести + -ш- →несшие

Ведет + -им-(-ем-)→ведомые

Любить + -им- →любимого

Прочитать + -нн- →прочитанных

Увидеть + -енн- →увиденная

Закрыл + -т- →закрытому

Стали просить они у короля Морфологии определить их к какой-нибудь части речи. Глаголы – добряки сразу же вызвались помочь. Они побежали к суффиксам, встали впереди них, чтобы получились новые слова. Не все слова понравились королю, не хватало окончаний, а окончания глаголов не подходили. (Убедиться в этом.) Вот что получилось. (Называются детьми окончания прилагательных разных грамматических форм.)

-Получилась особая форма глагола. И назвали ее причастием. Подумайте, почему.

- Разберите причастие по составу. Вы видите, что в нем есть часть от глагола и часть от прилагательного. Как причастие причастно к глаголу? (от него образовано)

- К прилагательному? (отвечает на его вопрос)

Оформление записи в тетради.

Запись:

Узнаем причастие:

1. Суффикс;

2. От глагола (можно сказать «тот, который…»);

3. Вопрос «какой?».

Применение правила.

Образец ответа: в слове синеющий суффикс причастия –ющ-, образовано от глагола синеть, можно сказать: тот, который синеет, отвечает на вопрос какой? Это причастие.

4. Закрепление изученного.

Первое, что нужно запомнить, -суффиксы!

Их девять. Объяснить наличие суффиксов в скобках – они зависят от мягкости – твердости предыдущего согласного.

Произнести хором названия суффиксов.

Работа по учебнику.

Упр. 300. Прочитать, записать в тетради причастия с существительными, от которых зависят, т.е. от которых ставится вопрос. Доказать, устно, что это причастия, выделить суффиксы. (Познавательные, коммуникативные УУД)

Упр. 302. Записать причастия, выделить суффиксы.

(Познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником))

5. Вывод:

С какой частью речью мы сегодня познакомились?

Что такое причастие?

Назовите признаки причастия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная разработка учебного занятия по русскому языку, 5 класс

Тема:    правописание о-е после шипящих и ц  в  окончаниях существительных....

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе» (учебное занятие, 6 класс)

Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и соответствует требованиям к современному уроку....

Практическая работа №2 "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по биологии"

Технологическая карта урока по теме: "Корень. Корневые системы"...

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»...

Методическая разработка на тему «Формы и методы обучения на современном учебном занятии». География 7 класс

Методическая разработка на тему «Формы и методы обучения на современном учебном занятии».  География 7 класс«Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира»...

«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку»

Предмет:  русский языкТема урока  Словосочетание.Класс: 5...