Практическая работа №2 "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по биологии"
учебно-методический материал по биологии (6 класс)

Колесникова Лилия Викторовна

Технологическая карта урока по теме: "Корень. Корневые системы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Практическая работа 54.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Родионово – Несветайская СОШ №7»

Практическая работа №2-        «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по биологии»

Технологическая карта урока

Колесникова Лилия Викторовна

20.10.2021


Технологическая карта  урока

Предмет

Биология

Класс

6

Тема урока

Корень. Корневые системы. Видоизменения корней.

Цель урока

Организовать деятельность обучающихся по формированию знаний о строении корня, типах корневых систем и видоизменений корней.

Задачи урока

     Образовательные: Формирование понятий  - корневая система, главный корень, боковые и придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая, знакомство с особенностями строения и образованием корневых систем; содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.                                        

     Развивающие: развивать активную познавательную деятельность через работу с учебником, текстами, справочными данными и показом презентаций;  продолжить формирование  интеллектуальных  способностей (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, проводить синтез, формулировать доказательства).

      Воспитательные: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения; прививать умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку; продолжить воспитание бережного отношения к природе.                 

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые результаты  обучения

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся должны знать:

  •  особенности строения корня в связи с выполняемыми функциями, виды корней и типы корневых систем; уметь различать на таблицах и рисунках виды корней, типы корневых систем и видоизменение корня. Учащиеся должны уметь:
  • давать характеристику основным группам растений  (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
  • объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

   Регулятивные: 

  • умение самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
  • уметь анализировать собственную работу.

Познавательные:

  • работать с информационными текстами и переводить информацию в опорные схемы;
  • находить информацию о корне в словарях и справочниках, анализировать и оценивать её;
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования растений, типами корневых систем, видоизменениями корней.

Коммуникативные:

  • умение проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • умение обсуждать информацию в рабочей группе;
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • формирование мировоззрен-ческих представлений учащихся о многообразии живой природы
  • умение критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
  • совершенствовать умение отстаивать свою точку зрения и умение слушать и слышать другое мнение.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы

Оборудование

Презентация «Корневые системы. Видоизменения корней».

Авторская программа – Н.И. Сонина. Биология. Живой организм. 6 класс; учебник для 6 класса, - М.: Дрофа,2016

Биология. Живой организм. 6 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина/авт.-сост.   Н. И. Галушкина. – Волгоград: Учитель, 2019г.

 Мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, документ – камера, экран); Информационные карты (тексты), карточки с заданиями, справочники;

Живые и гербарные экземпляры коневых систем и видоизменений коня.

Основные понятия

Корень; корневые системы; видоизменения корней

Формы работы на уроке

индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы работы

частично-поисковый, эвристическая беседа, работа с текстовой информацией и ее преобразование в схему

Технологии

Элементы проблемного изучения, ИКТ, проектной деятельности, критическое мышление, здоровьесберегающих технологий.

Ход урока

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, способствующие достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Этап урока: I. Организационно-мотивационный  (2 мин.)

Цель этапа: Подготовка учащихся к восприятию нового  учебного материала;  

Методы и приемы работы: Словесный (фронтальная беседа)

Приветствует обуча-ющихся с целью создания благоприя-тной атмосферы урока. Создает условия для возникновения у обучающихся  внут-ренней потребности включения в учебный процесс

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на восприятие материала урока.

Л: самоопределение;

Р:  организация своей учебной деятельности

К: планирование учебного сотруд-ничества с учителем и сверстниками.

Актуализация опор-ных знаний и умений посредством подводящего диалога

  1. Анализ пословиц:

Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится. Семена - золотой фонд урожая. У каждого плода свои семена. Каждое семя знает свое время. Семена съедим, так по урожаю тужить не станем. Посеешь крупным зерном, будешь с хлебом. Лучше голодай, да добрым семенем засевай. От доброго семени - добрый всход.

Вступают в диалог, проговаривают и осознают. Анализируют фрагменты пословиц, высказывают мысли о значении семян для человека.

Формулируют свои мысли о значимости растений на планете, обсуждают в группах, выбирают наиболее интересный ответ

Обобщение знаний  обучающихся о семенах и их  значении для человека и для природы в целом.

П: Умение видеть проблему, делать выводы;

К: сравнивать разные точки зрения, аргу-ментировать свою; общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятель-ности.

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проб-лему в групповой и индивидуальной деятельности.

Этап урока II. Целеполагание (3 мин.)

Цель этапа: Сформулировать и согласовать тему и  цель урока;  Методы и приемы работы: Демонстрация видеофрагмента,  словесный - фронтальная беседа, метод анализа конкретных ситуаций

Создает готовность  предстоящей деятельности Демонстрация видеоролика;

Организация фрон-тальной беседы;

Подводит учащихся к формулировке темы  и цели урока

Вопросы: Cкажите, пожалуйста, что привлекло ваше внимание на слайд презентации (корень зуба, ногтя, волоса) Что общего на этих картинках? О каком органе цветкового растения идет речь?

Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке, какова тема нашего урока? Речь идет о корне.

- Это и будет тема нашего урока.

- А  какую цель урока мы определим?

Анализируют видеосюжет  и высказывают свои предположения о теме и цели урока; Формулируют тему и цель  урока.

-Сегодня мы и будем изучать строение корня, его значение для растения, узнаем какие бывают видоизменения корней.

Сравнение биоло-гических объектов, умение делать выводы и умозаключения  на основе сравнения

П: Формирование познавательной цели;

К: Умение сотрудничать с одно-классниками при обсуждении;

Р: Самостоятельно формулируют тему и цели урока;

Л: Мотивация учебной деятельности

Этап урока III. Актуализация знаний (5 мин.)

Цель этапа: актуализация опорных знаний и умений;  Методы и приемы работы: словесный - фронтальная беседа

Проверяет знания обучающихся.

  1. Фронтальный опрос, беседа.

  1. Тест

Организует учащихся в группы

Вопросы: 

1.        Какие растения имеют семена?

2.Какова роль семян в жизни растений?

3. Какие преимущества имеют семена перед спорами?

Задание: сформируйте группы с помощью карточек.

  1. Для прорастания семян необходимы условия:

а) вода; б) тепло; в) воздух; г) все варианты верны.

2. Требуется более высокая температура для прорастания семян у растений : а) ячменя; б) ржи; в) огурца; г) петрушки.

Отвечают на поставленные вопросы, работают со словарем, систематизируют свои знания по ранее изученным темам.

Работают с карточками, обсуждают и формируют группы, выстраивая логические цепочки.

Повторение ранее изученных поня-тий: клетка, ткани растений.

Л: оценивание уровня осваиваемого содержания;

П: Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по указанным крите-риям;

К: Умение сотруд-ничать с одно-классниками при обсуждении и формировании  рабо-чих групп;

Р: Умение соот-носить свои действия с планируемыми результатами

Этап урока IV. Изучение нового материала (25 мин.)

Цель этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний;

Методы и приемы работы: исследовательский, работа в группах, работа с текстом

Постановка проб-лемного вопроса;

Организует работу по усвоению новых терминов обуча-ющимися;

Рассказывает о строении, функциях и видоизменениях корней.

 

Организует работу в группах;

Выдаёт детям рабочие материалы и  схемы.

 

Проводит инструк-цию по работе.

Консультативная помощь группам по необходимости.

Организует представление результатов работы каждой группы;

Выслушивает рабо-ту групп, коррек-тирует, направляет.

Задание: Найдите в тексте параграфа функции корня, охарактеризуйте их : (опорная, запасающая, проводящая)

Обратите внимание, что лежит у вас на тарелочках? (проросшие семена)

- Какой орган пророс первым? (корень)

Корень, который прорастает первым, называется главный.

- Теперь посмотрите на рисунок «Виды корней». Главный корень растёт вертикально вниз.

- Есть ли ещё корни, кроме главного? Откуда они растут?

Корни, растущие от главного корня, называются боковые.

Корни, растущие от стебля, называются придаточные.

Заполняем схему «Виды корней» в инструктивной карте.

Корневая система – все корни одного растения (разгадывают криптограмму).

Запись понятия «корневая система»  в инстуктивную карту.

Типы корневых систем (работа с рисунком)

- Посмотрите на рисунки разных корневых систем. Одинаковые они? Чем различаюся?

(разными видами корней в корневой системе).

- Используя знания о видах корней назовите, какие корни видите на первом рисунке, какие на втором.

Для определения названий корневых систем разгадывают кроссворд по вариантам (если есть время).

Стержневая корневая система – состоит из главного и боковых корней.

Мочковатая корневая система – состоит из придаточных корней.

Выполнение лабораторной работы «Стержневая и мочковатая корневые системы»

Название растений

Тип корневой системы

Особенности корневой системы

Видоизменение корней (объяснение с использованием муляжей, натуральных объектов, гербарного материала). В процессе приспособления к условиям существования корни у некоторых видов растений видоизменились и стали выполнять дополнительные функции

Выдвигают свои предположения по вопросу.

Работают со словарем, запоминают новые термины.

Отвечают на вопрос, используя имеющиеся знания.

Работают с таблицей, устанавливают соот-ветствие.

Работают индивидуально и  совместно в группе, составляют логическую схему, готовятся к презентации результатов своих исследований.

Каждая группа представляет свой наработанный материал перед классом.

ФИЗМИНУТКА.

Динамическая пауза

Гимнастика для глаз и усиления мозгового кровообращения

Ожидаемый результат:

психо-физическая разгрузка

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу с использованием учебника. «Видоизменение корней»

Видоизменение корня

Выполняемые функции

Название растения

корнеплоды

Запас питательных веществ

Редис, свекла

клубни

Запас питательных веществ

Георгин, картофель

Корни-прицепки

Прикрепление к опоре

плющ

воздушные

Поглощение воды из воздуха

Монстера

дыхательные

Поглощение воздуха

кипарис

Изучение терминов: «палеонтология», «палеоботаника»;

Изучение причин изменения расти-тельного мира;

Выявление причин выхода растений на сушу;

Изучение основ-ных этапов развития расти-тельного мира;

Выявление приз-наков усложнения организации рас-тений в ходе развития.

П: поиск и выделение информации, умение работать с текстом, преобразовать инфор-мацию из одного вида в другой, умение делать выводы; Осуществление  срав-нения, и класси-фикации по указан-ным критериям;

Представление резу-льтатов исследо-вания;

К: организация учебного сотруд-ничества с учителем и со сверстниками, работая в группе – определение целей, функций участников, способов взаимо-действия.

Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; умение организовать выполнение заданий.

Этап урока V. Закрепление нового материала (5 мин.)

Цель этапа: Обеспечение первичного закрепления новых  знаний;

Методы и приемы работы: работа с таблицей и самопроверка по эталону

Организует работу обучающихся по первичному закреп-лению знаний, демонстрирует эталон ответа.

Задание: выписать номера правильных утверждений: 1) у одуванчика корневая система стержневая; 2) главный корень развивается из корешка зародыша; 3) у лука, тюльпана хорошо заметен главный корень; 4) у пшеницы корневая система мочковатая.

Найти соответствие:

Видоизмененные корни

-1 клубни;

-2  корнеплод;

-3 корни-прицепки;

-4 корни –подпорки;

-5  воздушные

Растения:

- А плющ;

-Б монстера;

- В редис;

- Г картофель;

- Д баньян.

Выполняют работу (выписывают номера правильных утверждений и устанавливают соот-ветствие)

Систематизация полученных зна-ний о строении корня, типах корневых систем и видоизменений корней)

Р: саморегуляция, самооценка;

П: классификация, сравнение.

Этап урока VI. Рефлексия (5 мин.)

Цель этапа: формулирование выводов, проведение самооценки учениками работы на уроке;

Методы и приемы работы: словесный - фронтальная беседа, интерпретация уровня познания через образы.

Организует обсуж-дение выводов урока и проводит рефлексию познава-тельной деятель-ности обучающихся;

Дает  информацию и инструктаж по домашнему заданию.

Беседа по вопросам:

1.Достигли ли вы цели урока? 2.Что было главным на уроке? 3. Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? 4. Что нового вы узнали?

5.Что  было интересным?

6. Каковы выводы урока?

Проверка выполнения

поставленной цели урока,

формулировка сделанных в ходе урока,  выводов,

оценка  своей работы на уроке.

Формирование представления о строении корня, типах корневых систем и видоизменений корня)

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать выво-ды.

П: Строить логическое рассуж-дение, установление причинно- следствен-ных связей

К: Владеть письмен-ной и устной речью на основе  текста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе» (учебное занятие, 6 класс)

Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и соответствует требованиям к современному уроку....

«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку в 5 классе». «Организация учебной деятельности по формированию УУД»

Методическая разработка «Формы и методы организации обучения на современном учебном занятии по русскому языку» ставит своей целью дать описание видов организации учебной деятельности, форм...

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»...

Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе"

Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе"...

Методическая разработка на тему «Формы и методы обучения на современном учебном занятии». География 7 класс

Методическая разработка на тему «Формы и методы обучения на современном учебном занятии».  География 7 класс«Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира»...

«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку»

Предмет:  русский языкТема урока  Словосочетание.Класс: 5...