Разработка урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Мустафаева Анжелика Владимировна

Урок письма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma.docx39.27 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс

«Лучший урок письма-2020»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе

        Выполнила:  Мустафаева Анжелика Владимировна

Учитель русского языка и литературы

            МБОУ Верхнесоленовская СОШ

2020



Тема: Письмо.
  

Тип урока: Ввод новых знаний с опорой на изученный материал и жизненный опыт.

Педагогические цели: Создать условия для осмысления теоретических знаний по теме, отработки навыка правильного написания и оформления писем, выбора средств обучения с учётом особенностей учащихся 6 класса; содействовать развитию грамматически правильной речи, использованию формул этикета, принятых в письме. Воспитание достойного гражданина своей малой Родины, России, уважения, почитание старших и пожилых людей.

Планируемые результаты.

Предметные: знать определение слов письмо, понятие эпистолярного жанра, различать виды писем по цели общения, правильно расставлять знаки препинания при обращении; знать и правильно употреблять прописную букву в именах собственных; уметь составлять текст, опираясь на знание структуры письма.

Личностные: понимать роль такого вида общения между людьми, как письмо; осознавать чувства ответственности по отношению к слову; адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха с другими людьми; проявлять познавательный интерес к учебному материалу.

Метапредметные УУД:

- познавательные: формулировать   ответы на вопросы по изучаемой теме; строить речевые высказывания; уметь анализировать языковой материал, делать выводы; развивать логическое и критическое мышление у учащихся при составлении письма;

- регулятивные: правильно воспринимать и решать учебную задачу, планировать свои действия; использовать свою деятельность на уроке;

- коммуникативные: уметь конструктивно взаимодействовать в групповой работе; слушать друг друга.

Ход урока.

Эпиграф к уроку

Как мало всё же человеку надо!
Одно письмо. Всего-то лишь одно.
И нет уже дождя над мокрым садом,
И за окошком больше не темно…

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята. Садитесь. Проверьте готовность к уроку.

2.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Урок мне хотелось бы начать со стихотворения.



От гильзы световой поток,
Где в керосине скруток ваты.
Исчадно-дымный фитилёк
Бросает тени в потолок
Штабной землянки в три наката.
Пока затишье и пока
Блестит во мраке капля света
Не спи, солдат, у огонька,
А изложи издалека
Слова любви, слова привета…
Пусть по тетрадке без полей
Сползает исповедь наклонно
В глубь милых дорогих полей
Под парусами тополей,
Не ждущих от тебя поклона.
Ты поздоровайся пером,
Прикрученным к лучинке ниткой,
С родимым домом за бугром,
С рядами яблонь за двором,
С гостеприимною калиткой.
Пока затишье и пока
Фитиль слегка на ладан дышит,
Рождайся за строкой строка:
Ты — жив! О том наверняка
Никто другой уж не напишет.
Мир создан для добра и света:
Вот почему о том и речь,
Пока ведь в наших силах это —
Живое
для живых сберечь!

Когда ж Раиса треугольники вручала,
Вся улица и пела, и плясала!
И, получив привет с передовой,
Смахнёт слезинку мать:
«Сыночек мой! Живой!»

 

Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали,
Знали их наизусть.
Эти письма, поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновьям берегут.


Учитель: О чём это стихотворение?

(Ответы учащихся)

 Учитель: Какова главная мысль этого стихотворения?

(Ответы учащихся)

Учитель: Знаете, почему письма в Великую Отечественную войну складывали треугольником. Вы никогда не задумывались об этом?

Письма с фронта одна отдушина для родных всех советских бойцов. Письма с фронта ждали больше всего, а точнее не письма, как мы все сейчас представляем, а письма без конверта, сложенные треугольником. Складывали их особым способом, так как сами понимаете клея в окопе ни один солдат никогда не найдет, а также нехватка конвертов и марок. В каком виде к вам пришло письмо в конверте, или просто треугольником, имело очень важную роль.

 Почему родные ждали треугольников с фронта ,а не обычные конверты.

Если к тебе приходил треугольник, значит, тебе написал твой сын, муж, отец. Значит, он жив, он сам писал это письмо, аккуратно карандашиком, те самые слова, которые хотели прочесть все: «Я живой».

Ну а если домой приходило аккуратное письмо с маркой, написанное ровным почерком, женщины    в домах сразу начинали плакать. В таких письмах приходили домой похоронки. Все официальные бумаги отправлялись в конвертах и конечно с марками.

Вот почему все так сильно ждали этих фронтовых треугольников. Эти грязные листы с знакомым почерком, с рассказами о том, что вчера шли в атаку. С рассказами о том, как Сашка попал в болото и промочил все портки. С подписью «Я сражаюсь, я живой».



3.Актуализация опорных знаний.

Учитель: Обратимся к эпиграфу. Как вы его понимаете?

(Ответы детей)

4. Определение темы, целей и задач урока.

 Учитель:

Отгадайте загадку:

Я домик. Но только совсем безэтажный. 

Я тонкий раскрашенный домик бумажный. 

Хоть дверца моя заперта не замком, 

А просто лизнули её языком, 

Но внутрь никого не пускает без спроса: 

Живут там приветы, ответы, вопросы. 

Наказы и просьбы, свернувшись, лежат, 

Марки с печатями их сторожат. 

Ответ: Письмо


 Учитель: Догадались о чём мы сегодня будем говорить?

Правильно! Это письмо. Отгадка – тема нашего урока. (слайд 1)

Учитель: А какие цели мы поставим? (Ответы детей)

Что мы сегодня узнаем на уроке?

-что такое письмо;

-какие бывают письма;

- какие части включает письмо;

-как доставить радость близким и родным людям.

(слайд 2)


5. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята,а кто же приносит нам письма? (Ответы детей)

Почтальоны – это самые желанные люди в доме. Кого ещё, как не их, с таким нетерпением ждут каждый день в каждой семье? Они – связующая ниточка со всем миром. Доставляют из разных концов Земли вести: газеты, журналы и, конечно же, письма.  Конечно, в наш стремительный век электронное письмо становится всё более популярным. Но всем приятнее получать, конечно же, «живое» письмо, письмо, согретое человеческими руками, сердцем.

Учитель: Ребята, вы любите получать письма? А писать их? (Ответы детей)

Учитель: Сегодня у вас появиться такая возможность – написать доброе, хорошее письмо, чтобы обрадовать человека и передать его ему. Нам надо отправить содержательное и интересное послание, которое хотелось бы опять и опять перечитывать.

 Учитель: Для этого поговорим сегодня о том, каким требованиям должен отвечать текст личного письма.

 Учитель: Какие же бывают письма? (Ответы детей)

 Учитель: Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету.
Кому чаще всего мы пишем письма? (слайд 3)

( Близким, знакомым, родным)

 Учитель: Зачем мы пишем письма?
(Чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. В письмах мы можем дать совет, утешить, поспорить, рассказать о своих делах)
Письма сокращают расстояния, дают возможность хотя бы на несколько минут приблизить дорогого, родного человека. Посредством письма можно составить содержательный, взаимно обогащаемый диалог с другом. Ведь письма в какой-то степени формируют характер человека.


6.Лексическая работа (на столах словари)

Учитель: А для начала познакомимся с некоторыми очень важными для эпистолярного жанра понятиями.

Давайте , выясним, что такое письмо, его лексическое значение. А поможет нам в этом самая умная книга - “Словарь”. Найдите, пожалуйста, в словаре слово “эпистола”.

Эпистола,-ы,ж.( греч. epistole
Эпистолярный,-ая (фр. йpistolaire< греч. — см. эпистола). 1. Относящийся к частной переписке, письмам. Эпистолярное наследие писателя. 2. Имеющий форму переписки. Э. роман (роман в письмах).

Эпистолярная литература (от греч. 
epistole — письмо)

Учитель: А сейчас немного из истории письма нам расскажут наши ребята. (подготовленные ученики)

Ученик 1: Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость.

Интересно сколько лет пишут, посылают и получают письма?

В сказке Р. Киплинга «Как было написано первое письмо» письмо не писали, а рисовали! И начнём издалека-издалека…

Глиняные письма рисовали три тысячи лет до нашей эры. Их называли таблетками. Такие письма отправляли в глиняных конвертах. Тот, кому предназначалось письмо, осторожно разбивал конверт, а потом читал письмо. (слайд 4)

Ученик 2:На Руси первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты.

Старинные послания вручали гонцу. Гонцам никто не завидовал!

Когда гонец уходил в чужую страну, он завещал своё имущество детям из страха, что не вернётся домой. На одиноко бегущего человека часто нападали хищные звери.

 Гонец звуками погремушек извещал о своём приближении.

Для доставки почты использовали животных: верблюдов, слонов, лошадей, оленей.(слайд 5)

В непогоду на узких улочках старинных городов была непроходимая грязь – почтальон иногда передвигался на ходулях.

Большой вклад в развитие русской почты внёс выдающийся государственный деятель А.Л. Ордин-Нащокин.(слайд 6)

 Им была создана регулярная почтовая гоньба (быстрая езда).

Ученик 3:Письма – маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе, летят на самолёте, но, когда не было ещё почтового транспорта, существовал ещё один вид доставки писем.

Это была голубиная почта (слайд 7).

Она служила человеку веками. Её использовали ещё египетские фараоны, персидские цари, греческие и римские полководцы, мореплаватели.

Голубь быстро привыкает к человеку, к его дому, к его крыше. Голубя увозят в закрытом ящике за сотни километров. Он не видит дороги. Выпущенная на волю птица сначала чувствует себя растерянной, потом как бы невидимый компас указывает ей, в какой стороне искать дом.

Но прежде чем голубь поднимется ввысь, осторожные руки прикрепляют к спинке, к лапке или к хвостовому перу крохотное послание.

Особенно прославились голуби во время осады Парижа немецкими войсками в 1870 – 1871 годах.

Прекрасно работала голубиная почта и в Великую Отечественную войну в 1941 – 1945 годах. С переднего края фронта было отправлено 15 тысяч «голубеграмм».

Бывают случаи, когда голубиная почта действует и сегодня. В некоторых странах любители –голубеводы тренируют почтовых, или, как теперь часто говорят, спортивных голубей. Устраиваются соревнования, в том числе международные. Победа присуждается за скорость и точность полёта птиц.

Кроме голубиной почты существует и бутылочная почта. (слайд 8)

Конечно, это не очень-то надёжный способ послать известие из дальнего плавания. Найти бутылку в волнах океана, пожалуй, не легче, чем иголку в стоге сена. Но всё-таки надежда есть. Стеклянному Колумб предпочёл дубовый бочонок. Он заметнее бутылки. И какой же моряк оставит без внимания смолённый бочонок, внутри которого, наверное, плещется доброе старое вино.

Утверждают, что послание Колумба океанские волны носили 360 лет.

Бутылочная почта сегодня служит науке. С кораблей, изучающих Мировой океан, сбрасывают в море стеклянные сосуды с открытками внутри. Нашедшего такой сосуд просят сообщить как можно точнее, где он был выловлен, и отправить открытку научному институту по напечатанному на ней адресу.

В институте знают место и время, когда сосуд был отдан воле ветров и течений. Теперь станет известно, куда они принесли его. Таких бутылок – разведчиц сотни тысяч. Нанесенные на карту линии их путей показывают направления главных морских течений, их скорость, изменчивость.

В Сибири у кочевников тундры холодного Таймыра был свой способ доставки писем.

Едет человек на оленях, спрашивает встречного, куда тот держит путь. Если в подходящем направлении, передает ему письмо.

Так послание и переходит из рук в руки, пока не дойдёт до адресата. Доставить письмо – было делом чести.(слайд 9)

К середине прошлого века почта действовала почти во всех государствах земного шара. Это были очень разные страны. Богатые и бедные, развитые и отсталые. В 1874 году в Берне, столице Швейцарии, объединились 22 страны Европы. Затем к ним присоединились другие, образовав Всемирный почтовый союз. Теперь в нём около 170 государств, в том числе и Россия.

Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость.

 Учитель: Ребята, что такое письмо, как вы поняли? (Ответы детей)

 Учитель: Письмо – это умение при помощи знаков передавать информацию на расстоянии, закреплять её во времени. Оно сопутствует человеку во многих случаях жизни. (слайд 10)

7. Закрепление изученного

Учитель: Этикет составления писем существует со времен античности. Письмо начиналось с имени отправителя, за ним следовало имя адресата и приветствие, пожелания всего наилучшего, только затем шел текст.
Учитель: Как правильно надо писать письмо? (слайд 11,12,13)

Правило первое: начинай письмо с обращением к адресату

Что мы напишем во вступлении письма? (Приветствие)

Какие слова приветствия вы знаете?

Здравствуйте! Привет! Дорогой! Милый друг!

Правило второе: Раскрытие основного содержания письма. (Максимальное количество предложений)

О чём будем писать в основной части письма?

-сообщение о себе; вопросы; рассказ о каких-либо событиях; поздравления;

-новости;

-советы, просьбы, пожелание.

Правило третье: Заключительная часть. Прощание, подпись. Дата.

С уважением____

До свидания!_____

8.Творческая работа.(работа в группах)

 Учитель: Сейчас вы будете работать в группах.(класс делится на 2 группы)

Учитель: Недавно ребята нашего класса вступили в ряды юнармейцев, и они напишут письмо другу, в котором они расскажут, кто они такие и какую работу ведут.(1 группа)

А вторая группа напишет письмо – поздравление ветерану ВОВ. (слайд 14)

9.Чтение и анализ писем.

 (Дети зачитывают получившиеся письма, исправляют ошибки)


10. Рефлексия. 

 Учитель: Что сегодня узнали нового?

Чему на уроке научились? Достигли ли цели, которые вы поставили в начале урока?

Учитель: Давайте ещё раз вернёмся к эпиграфу урока. Поменялось ли ваше мнение о значение письма в жизни человека? Почему?

Учитель: Я надеюсь , что после нашего урока вы полюбите писать письма, станете уделять этому способу общения между людьми больше внимания и времени.
Оцените свою работу на уроке.

11. Домашнее задание. 

Написать письмо- поздравление Ветерану ВОВ(слайд 15)

Урок окончен. Спасибо за внимание. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"

Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"

Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...